Глава Янтарного: «Туризм нам много прибыли не даст»

Все новости по теме: Добыча в Янтарном
Глава Янтарного: «Туризм нам много прибыли не даст»
В интервью «Новому Калининграду.Ru» избранный в марте глава Янтарного Владимир Сердюков поддержал планы добычи янтаря в пляжной зоне, предположил, что туризм в поселке никогда не принесет много прибыли, а самому Янтарному не удастся сохранить свой нынешний облик без комбината. 

«Спросите на комбинате»
— Когда Янтарный комбинат начал разработку месторождения в пляжной зоне?

— Сейчас идет только подготовка к разработке. Профессионально ответить на этот вопрос вам смогут на янтарном комбинате. Это государственное унитарное предприятие, имеющее прямое федеральное подчинение. Здесь мы только согласуем отдельные моменты. У нас есть совместные мероприятия и, к тому же, мы связаны с комбинатом инфраструктурой. 

— В правительстве говорят, что начало разработки месторождения на пляже для них стало неожиданностью. Янтарный комбинат, по крайней мере, региональные власти о своих планах не уведомил. Вы были проинформированы о начале работ?

— Я знал, что в любом случае там будет идти добыча янтаря. Еще в 2003 году, когда работал карьер на юге побережья, добыча была приостановлена в силу ряда финансовых обстоятельств. Но в этом направлении залегает еще порядка 480 тонн янтаря, которые нужно взять, которые нельзя оставить просто так. Государство не позволит нам так щедро разбрасываться ресурсами. 

— На пляже Янтарного, вы хотите сказать, еще 480 тонн янтаря?

— Да, более конкретную информацию вы можете получить на комбинате. Эти земли еще закреплены за комбинатом, потому что они считаются резервом горного отвода. Когда все будет выбрано оттуда, когда земля будет освобождена от недр, она будет передана поселку.

Сейчас всех беспокоит проблема прибрежного участка земли. Этой земли не было до того момента, пока не начал работу комбинат, не будь его, проблема размытого побережья была бы общей для всего региона. 

— Экологи говорят, что одно дело — работы на карьере, когда песок из карьера сгружается на пляж, другое дело — работы на берегу моря, на пляже. По мнению экологов, если работы начнутся на пляже, с берегом произойдет то же самое, что и с другими приморскими городами.

— Ничто не исчезает никуда и не приходит из ниоткуда. Тот грунт, который будет выбран, будет перемещен в пространстве. После тех работ, которые будут произведены, приступят к рекультивации.

Яхты и ветряные мельницы
— Вам известен порядок рекультивации? Месторождение рекультивируют после полной отработки или это будет поэтапное восстановление?

— Согласно тем нормам, которые существуют в планах, должна происходить рекультивация. Но есть многие моменты, которые можно решить с большей выгодой и преимуществом. 

Вот есть у нас озеро Янтарное 30 метров глубиной. В озере — чистейшая вода. Оно образовалось за счет хозяйственной деятельности Янтарного комбината, это бывший карьер. Представьте, если бы он был рекультивирован? Он был бы замыт грунтом. А ведь за то, что этот участок не рекультивировался, штрафовали директора Васильева в свое время. 

— Озеро — конечно, замечательно. Но что будет с пляжем?

— Когда работал береговой участок, был разработан и продвигался на законодательном уровне проект создания локальной свободной экономической зоны на этом карьере. Предполагалось построить порт для маломерного флота, яхтенный клуб. Можно было все это создать тогда, укрепив дамбу, получить дополнительно 97 гектар площади, укрепить береговую черту. По этой теме шли разработки, были положительные рекомендации и предложения. К сожалению, это проект продолжения не нашел. 

— О каких годах сейчас идет речь?

— 2002−2004 год. Тема ушла, когда власть здесь сменилась. Поддержку проекты не нашли. Очень жаль. На дамбе можно было поставить дополнительные источники для получения ветроэнергетики.

Но это все не состоялось. Карьер был заброшен. Рекультивации должным образом не было проведено, потому что работали временные люди. Комбинат был под временным управлением. По этой причине произошел размыв и частичное обрушение коренного берега. 

— Речь идет о коренном береге в районе парка в Янтарном?

— Да, ближе к погранзаставе.

— Давайте от прошлых планов все же вернемся к нынешним работам. Как будет произведена рекультивация берега и произойдет ли она вообще? Можно ли вернуться к проекту, о котором вы рассказывали?

— Были переговоры и на эту тему. Если будет идти открытая добыча янтаря по той схеме, то тогда можно вернуться к тому проекту, к прежней схеме. Но нужно говорить с руководством комбината — каким образом будет идти добыча. 

— Но ведь это ведение, в том числе, и федеральных властей?

— Когда комбинат отработает всю эту территорию, она будет передана муниципалитету или какому-либо другому хозяйствующему субъекту. Именно в этот период и надо решить вопрос по вот этому проекту. Сколько лет займет его реализация, зависит от того, сколько средств имеет Янтарный комбинат. 

— А у вас есть данные, за какой период Янтарный комбинат намерен отработать территории? 

— Нет, эти данные можно получить у них. Это их планы, они согласуют их со своим министерством. Можно только делать предположения, что это будет происходить в ближайшие 2 года. 

«Оставить янтарь — нельзя»
— Владимир Федорович, министр промышленности Дмитрий Чемакин накануне нашего с вами интервью заявил о том, что правительство собирается отговорить комбинат вести разработку в пляжной зоне. Есть ли у муниципальной и региональной власти какие-либо рычаги, чтобы уговорить Янтарный комбинат или это будет зависеть исключительно от доброй воли руководства предприятия?

— Цели и задачи какие? Оставить янтарь там, в карьерах и не брать его? Такого делать нельзя. Как обойти это все и меньшими проблемами решить — вот это задача. Мы договариваемся об этом сейчас с комбинатом.

Сейчас комбинат не намерен сносить стадион. Мы договорились об этом. Если возникнет какая-то техническая необходимость, стадион может быть аккуратно перенесен на соседние территории. 

Та проблема, которая возникла с незаконно построенной «Галерой» на землях резерва горного отвода, тоже решается. Планируется договоренность, которая позволит остаться «Галере» на месте. Но надо определиться с правом собственности. На чужой земле объект может стоять только на правах аренды или на каких-то других условиях. 

— Возвращаясь к моему вопросу. Я верно поняла, что вы считаете нецелесообразным отговаривать Янтарный комбинат от ведения работ в пляжной зоне?

— Будем говорить так — каждая ветвь власти имеет свои права и полномочия. Это земли горного отвода. Распоряжается ими федеральная структура. Мы обязаны согласовывать и решать совместные вопросы. Это наша жизнь, мы живем за счет этого. Когда Янтарный комбинат функционировал в полном объеме, он обеспечивал на 24% миллионный регион — Калининградскую область. 

— А сейчас как обстоят дела на Янтарном комбинате в плане налогов? 

— Сейчас идет положительная динамика. 

— Давайте говорить в абсолютных цифрах. 

— Эти цифры вы возьмете в нашем финансовом отделе. Я на память не могу говорить обо всем. Но то, что большая часть собственных доходов муниципалитета собирается за счет Янтарного комбината — однозначно. 

Если смотреть перспективную составляющую, то туризм в нашем регионе большой прибыли никогда не даст. Конечно, эту тему нужно продолжать, но никогда туризм не будет давать основной доход нашему муниципалитету. 

Туристическая бесперспективность

— То есть, вы своим заявлением сейчас перечеркнули стратегию...

— Нет, никоим образом. Вся эта программа будет продолжаться и исполняться. Но экономика — вещь упрямая. И она говорит о том, что Светлогорск — федеральный курорт со всей своей базой, является дотационным муниципалитетом. И Янтарный не будет за счет туризма самодостаточным. 

На это есть объективные причины. Это — география, те условия, в которых мы здесь находимся. Море здесь теплое полтора месяца. Чтобы иметь ощутимый доход, необходимо, чтобы каждый турист оставлял здесь 200-300 долларов, а этого не происходит и, к сожалению, происходить не будет. Гостиничный комплекс, который здесь создан, большей частью стоит пустой. В межсезонье и в зимнее время здесь туристам делать нечего, кроме как посещать наши достопримечательности. А это небольшая составляющая. 

— А как же амбициозный проект «Янтарный берег России»?

— Замечательный проект, нужно все это делать. 

— А он реализуется? На какой стадии сейчас проект?

— Есть генеральный план действующий. Сейчас находится на согласовании новый генплан, где учтены все эти проекты. И надо следовать этому планированию.

— У вас на согласовании находится новый генплан. А люди, реализующие проект, чем сейчас занимаются? Проектно-сметную документацию готовят? Земли уже под проект выделены?

— Люди по этому плану смотрели и изучали свои возможности. То, что они нашли полезное в этой территории, они взяли. Но, очевидно, применили свои деньги, таланты, активы и будут созидать то, что они намерены созидать. 

— Так на какой стадии проект-то находится?

— Все согласно плану. Как был план — так все и решается. Планы никто не менял. Я не вторгался в эту нишу в качестве разрушителя.

— Согласно плану на какой стадии находится этот проект и что сейчас делается?

— Я сейчас не могу вам сказать. Я только две недели как приступил к обязанностям главы, а перед муниципалитетом стоят проблемы, которые необходимо решать. Счет администрации заблокирован. 

«Все идет свои чередом»
— Губернатор недавно высказался на тему возможной приватизации Янтарного комбината.

— Мы уже проходили эту практику, имеем исключительно отрицательные результаты. Вопросы государственного регулирования имеют плюсы во многих сферах — в том числе, и в этой части. Когда было включено государственное регулирование, отрасль добилась высоких показателей. При всем своем низком качестве, наш товар уходил на экспорт. 

— Будут ли каким-либо образом планы по развитию Янтарного скорректированы в связи с тем, что комбинат начал разработку месторождения на пляже?
* charset="utf-8">

— Да нет. Это все не является долгосрочной программой. Янтарь выбирается, пляж рекультивируется и все идет свои чередом. 

— Кстати, на вопрос о рекультивации вы так и не ответили. 

— Нужно максимально оперативно подходить к этой ситуации: рекультивация может происходить так, что карьер вскроют, возьмут янтарь и рекультивируют. Но ведь мог быть ситуации как с карьером — не рекультивировали его, и вот какое получилось место отдыха. 

— Но ведь может получиться так, как с парком.

— Но если будет порт, то тогда не получится так, как с парком. Тогда это не получилось потому, что люди пришли временные: выполнив свои функции, они ушли, потом пришли другие — вот тут-то беда и произошла.

Если сейчас на комбинате на 5 лет заключен договор с директором, то это уже фактор надежности и гарантия. А не так, что люди на год приходили и понимали, что через год их не будет. 

— Так будет порт или нет станет известно, как вы говорили, только после окончания работ. То есть, до этого времени рекультивации не будет?

— Прошло только вот две недели, как я приступил к этим обязанностям. За этот период мы провели две консультации, очень плодотворные. Если будет так продолжаться дальше, мы решим все вопросы. Нельзя отрывать комбинат и поселок друг от друга. 

Туристический бизнес много рабочих мест не создаст: в гостиницах нужно несколько горничных, дворники, сторожа. Даже на сайте красивой гостиницы «Беккер» уже в течение двух лет висит предложение о продаже. Значит, не все так гладко.

Не может туризм быть основной доходной статьей в бюджет. На это есть масса причин. Одна из них в том, что мы закрыты границами Калининградской области. Многие к нам проехать не могут. Можно было бы повысить доходную составляющую за счет курортно-санаторного лечения, когда есть процедуры, грязевые ванны. 

— Тот же самый проект «Янтарный берег России» предполагал строительство аква-парка, спа-центра...

— А вот будет это или не будет?

— Кому как не вам видеть, будет это или не будет?

— Я изучаю эту тему. Когда увижу все экономические выкладки, буду развивать и приветствовать это направление. Пока вижу только плюсы, но плюсы декларативные. Если будет экономическое обоснование, то это направление надо будет развивать. 

— Насчет начатых проектов. Кроме «Галеры», какие еще организации присутствуют на территории Янтарного комбината?

— Это лучше, конечно, тоже узнать у янтарного комбината. У ООО «Тимплекс» есть ряд своих строений в туристической сфере. Так получилось, что без учета действующего законодательства эти земли были переданы хозяйствующим субъектам в нарушение действующих нормативно-правовых актов. 

— А кто передал-то?

— До администрации Александра Леонидовича (Блинова, экс-главы Янтарного — прим. «Нового Калининграда.Ru»), прежний руководитель Игорь Дмитриевич Казаков осуществил эти действия за два дня до своего ухода. 

— А это не является превышением должностных полномочий?

— Это является нарушением должностных полномочий. 

— Вы обращались в прокуратуру, в какие-либо надзорные органы по данному вопросу?

— Я участвовал в судебных заседаниях, являясь депутатом местного Совета. Тогда я и жаловался и предупреждал, что эта ситуация — шило, положенное в мешок. Оно может уколоть в самое неудобное время и в самое неудобное место. Что и произошло сейчас и с «Галерой», и с тем же «Типлексом».

— Помимо землеотвода эти предприятия получили ведь и ряд других документов: например, разрешение на строительство. Здания ведь не могли появиться просто так. Кто выдавал эти документы? 

— Все эти действия сделаны с нарушениями. Все это делалось уже после Казакова. Об этом, являясь депутатом, я предупреждал. 

— Кто владелец ООО «Типлекс»?

— На комбинате возьмите всю информацию. Я еще не вникал в эту тему глубоко. Существует определенная подвижка. Я просто не вник во все это. 

«В разном качестве»
— Вы говорили, что до вступления в должность главы, вы были депутатом. 

— Да, был депутатом на неосвобожденной основе. 

— А с чем вы совмещали депутатскую деятельность?

— Последний год я был на пенсии. До этого работал на Янтарном комбинате. Работал в заместителем отдела АСУ, работал на комбинате в разном качестве.

— И последний вопрос. Если так случиться, что Янтарный комбинат по каким-то причинам не сможет завершить разработку месторождения или рекультивацию земель, какие будут последствия? Кто возьмется за эту работу? Есть какие-то финансовые гарантии для муниципалитета и региона?

— Вы знаете, в любой ситуации нужно искать плюсы. Я по жизни своей рационализатор. Везде пытался найти свои плюсы. 

— Так все же. Что будет с пляжем, если Янтарный комбинат разорится, к примеру?

— Самое плохое, что может с нами произойти, это исчезновение Янтарного комбината. Его закрытие. Если Янтарный комбинат прекратит вбросы на пляж, с ними произойдет то же самое, что и с пляжами в Светлогорске. Будет размыт коренной берег. 

— Так что будет, если Янтарный комбинат остановится? Какие гарантии есть у муниципалитета на этот случай?

— Это беда. Воспрепятствовать добыче мы не можем. Экономическая составляющая показывает, что Янтарный комбинат в силах и в состоянии сейчас закрыть поставленный вами вопрос. Но если Янтарный комбинат вдруг прекратит добычу, придет какой-то разоритель, повторится та цепочка, которая была, мы получим большую беду. Тогда весь песок море заберет себе и будет вымывать коренной берег. А та серьезная структура, которая существовала в Советском союзе — Балтберегозащита — в прежнем виде уже не существует.

Не будет Янтарного комбината — поселка в том виде, в котором он есть сейчас, не будет. 

Текст — Ирина САТТАРОВА, фото — Алексей МИЛОВАНОВ, "Новый Калининград.Ru".

* Meta Platforms Inc. — Запрещенная в России организация. Организация признана экстремистской Тверским судом города Москвы.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.