На подлете: что известно о проекте по созданию регионального авиаперевозчика

Все новости по теме: Авиаперевозки

Дороговизна авиабилетов на калининградском направлении уже давно набила оскомину и чиновникам, и обычным гражданам. В декабре Корпорация развития Калининградской области предложила в качестве решения этой проблемы создать местного авиаперевозчика. В феврале состоялись первые переговоры с потенциальными участниками проекта: представителями АО «Комиавиатранс» и производителями самолетов «Эмбраэр». «Новый Калининград.Ru» поговорил с авторами инициативы, экспертами авиационной отрасли и узнал, насколько вероятны перспективы появления у региона собственной авиакомпании.

Ностальгия по «КД авиа»

Калининградская область уже когда-то имела собственного авиаперевозчика, для которого «Храброво» был базовым аэропортом. Созданная в 2002 году на базе «Калининградавиа» частная компания успешно просуществовала до конца лета 2009 года. В лучшие годы своей работы — 2007–2009 — она осуществляла рейсы в более десятка зарубежных и российских городов, имела флот, состоящий только из зарубежной авиатехники (17 однотипных самолётов «Boeing 737–300»), активно инвестировала в модернизацию аэропортового комплекса. По то итогам 2008 года только «КД авиа» перевезла 1,36 млн пассажиров. Для сравнения, по итогам 2016 года «Храброво» силами 6 авиакомпаний обслужил 1,57 млн пассажиров.

«Это была не „бюджетная“ авиакомпания, а сетевой перевозчик. Авиакомпания „собирала“ пассажиров со всей европейской части России, а в Калининграде только пересаживала их на европейские направления», — рассказал глава аналитической службы ИА «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

При этом 91% акций находился в руках частных компаний, и только 9% принадлежало фонду имущества Калининградской области. Фактически оперативный и финансовый контроль за деятельностью компании осуществлял ОАО «Банк Санкт-Петербург», который был основным кредитором «KД авиа». Акции авиакомпании находились в залоге у банка. Это в итоге и привело к банкротству одной из самых успешных авиакомпаний России того времени.

Причиной образовавшихся долгов тогда назывались стратегическая ошибка менеджмента, набравшего кредитов для покупки новых самолетов, и продолжение реконструкции аэропорта «Храброво». Руководство компании было уверено в том, что рынок авиаперевозок будет и дальше расти темпами 18–20% в год. Начавшийся осенью 2008 года мировой финансовый кризис скорректировал эту уверенность. Он негативно сказался на отечественной банковской системе и привел к резкому падению платежеспособности населения. Авиакомпания больше не могла обслуживать свои долги. В итоге ни банк, ни региональные власти оказались не заинтересованы в их реструктуризации. В октябре у «КД авиа» забрали сертификат эксплуатанта, а год спустя компания официально была признана банкротом.

Отметим, что осенью 2015 года в эту же ловушку попала самая крупная частная авиакомпания страны «Трансаэро». Ни государство, ни пул банков-кредиторов не захотели спасать проект семьи Ольги и Александра Плешаковых.

_NEV1778 (1).jpg

В рамках

Спустя 6 лет после банкротства «KД авиа», в марте 2017 года, областное правительство заговорило, по сути, о реабилитации некогда загубленного проекта. «Мы увидели несколько положительных практик. Первая — это „КД авиа“. Я сейчас не говорю о судьбе компании, а о том, что для инвестиций в область и популяризации региона „КД авиа“ сделала больше, чем все региональные правительства и губернаторы вместе взятые», — рассказал генеральный директор Корпорации развития области Владимир Зарудный в интервью порталу «Rugrad».

По его словам, формат работы был не совсем удачен. «19 среднемагистральных самолетов не могли в полной мере отвечать экономному производству», — уточнил глава Корпорации. Более оправданной в этой ситуации, по его мнению, будет модель, предполагающая наличие 3–4 ближнемагистральных самолетов, которые, как челноки, летали бы между Калининградом и ближайшими городами-миллионниками — Минском, Ригой, Берлином, Варшавой и Прагой. «Охват этих туристически интересных для российского путешественника зон мог бы помочь расфасовать дальнемагистральный трафик на Калининград в ближний международный. На этой добавленной стоимости мы бы могли существовать», — уточнил Зарудный.

Еще одна важная составляющая проекта — это выбор между созданием новой авиакомпании и появлением регионального перевозчика на базе уже существующего. Во всех интервью и комментариях представители Корпорации, а также глава представительства правительства Калининградской области при Правительстве РФ Александра Деркач утверждали, что перевозчик будет создаваться на базе существующей авиакомпании на принципах государственно-частного партнерства.

Утопичным и нежизнеспособным вариант появления совершенно новой авиакомпании назвал и глава аналитической службы агентства «Авиа Порт» Олег Пантелеев.

Информацию о приоритетности модели, предполагающей использование ресурсов уже имеющего опыт работы перевозчика, подтвердил корреспонденту «Нового Калининграда. Ru» и заместитель директора Корпорации развития Олег Скворцов. «Это по возможности ускорит процесс запуска проекта. Пока идут предварительные переговоры с несколькими российскими авиакомпаниями. С той компанией, с которой будет заключено соглашение, будут обсуждаться и конкретные параметры тарифной политики», — отметил Скворцов.

По его мнению, тарифы должны быть привлекательными для основных потребителей услуг новой авиакомпании.

«Мы обсуждаем возможность установки гибкого тарифа на прилет в Калининград и на вылет из Калининградской области. Например, для развития внутреннего туризма билет в Калининград может стоить условно 10 евро, вылет из Калининграда — 100 евро. В итоге за счет регионального авиаперевозчика мы получаем возможность вновь открыть регион для иностранных туристов и инвесторов», — подчеркнул Олег Скворцов.

Важным для Корпорации и правительства области является, что убытки от применения гибкой тарифной политики и в целом операционной деятельности в рамках проекта будет нести потенциальный инвестор. «Это частный капитал должен сделать. Бюджетное финансирование не предполагается», — уточнил Владимир Зарудный.

Храброво21.jpg

Претенденты на хаб

Первые заявления о создании регионального авиаперевозчика глава Корпорации развития Владимир Зарудный сделал в середине декабря. Он подтвердил намерения правительства региона по реализации этого проекта во время презентации инвестпотенциала Калининградской области в Американской торговой палате в РФ. Первые переговоры с потенциальными участниками проекта по созданию регионального перевозчика состоялись в Москве спустя три недели. 20 февраля глава калининградский представитель при Правительстве РФ Александр Деркач встретился с генеральным директором АО «Комиавиатранс» Александром Пономаревым и коммерческим директором компании «Эмбрайер» Игорем Вознюком.

«Встреча носила рабочий характер. В частности, обсуждались технические возможности развертывания регионального авиаперевозчика на базе действующей авиакомпании, — отметил Александр Деркач, комментируя корреспонденту „Нового Калининграда. Ru“ результаты прошедшей

„Ни одна из существующих авиакомпаний не захочет сделать своим базовым аэропортом „Храброво“ — по крайней мере в течение ближайших 2–3 лет. Конкурировать на главных для калининградцев направлениях — Москва и Санкт-Петербург — с „Аэрофлотом“ практически нереально. У него есть возможность установить любую цену на билеты, которую не потянет региональная авиакомпания, конечно, если она не будет дотироваться правительством или принадлежать самому „Аэрофлоту““, -считает пилот гражданской авиации, калининградец Владислав Шарамкин.

встречи. — Важно отметить, что авиакомпания должна иметь все необходимые разрешения и лицензии. Важно понять техническую и экономическую части этого проекта. Все зависит от направлений и пассажиропотока. Этот проект должен быть выгоден той компании, которая начнет его реализовывать. Компании-производителю воздушных судов, в свою очередь, тоже важно оценить, какие самолеты и в каком количестве нужны будут будущему авиаперевозчику».

По словам Деркача, в данный момент участники рабочей встречи взяли паузу и определяются с параметрами проекта. «Как только набор технических и экономических условий будет сформулирован, он будет предъявлен авиарынку. Региону важно будет выбирать партнера по проекту, наиболее оптимально соответствующего задачам по созданию регионального перевозчика, способного высокоэффективно работать в весьма специфических условиях Калининградской области», — пояснил глава Представительства правительства Калининградской области при Правительстве РФ.

По данным генерального директора АО «Комиавиатранс» Александра Пономарева, на встрече обсуждались, в том числе, и будущая маршрутная сеть и возможные объемы пассажироперевозок.

«На встрече обсуждались параметры будущей маршрутной сети, частоты полетов, направлений. От этого зависит количество флота, персонала, технические возможности аэропорта. Есть нюансы и в регламентах работы аэропортов разных регионов, их тоже нужно учесть. Как только все это будет проработано, то можно будет говорить и об экономике проекта», — уточнил в телефонном разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» Александр Пономарев.

Сообщил он и возможных сроках реализации проекта по созданию регионального авиаперевозчика. «По моей оценке, для полноценной реализации данного направления необходим год. Но уже в ближайшей перспективе может быть запущено несколько рейсов, уже этим летом. Ведь здесь встает вопрос, кто первый. Авиакомпании, скажу без преувеличения, будут бежать наперегонки, чтобы стать базовым авиаперевозчиком. Если это будет „Комиавиатранс“, то может идти речь даже смене наименования и в Калининград будут летать самолеты, условно, не „Комиавиатранс“», — пояснил Александр Пономарев.

То, что проектом по созданию регионального перевозчика с хабом в «Храброво» заинтересованы многие игроки авиационного рынка, подтвердил и Александр Деркач. «В настоящий момент мы проводим консультации с различными участниками рынка авиаперевозок с целью определения наиболее эффективного решения для нашей задачи по созданию регионального авиаперевозчика», — пояснил глава Представительства правительства Калининградской области при Правительстве РФ.

Отметим, что на сегодняшний день в России более ста авиакомпаний, авиаотрядов или опытно-конструкторских заводов имеют лицензии или сертификат эксплуатанта на полеты. Более или менее крупных, кто мог бы претендовать на роль регионального авиаперевозчика Калининградской области, не более трех десятков. Часть из них специализируется только на работе в своем регионе («Ангара», «Алроса», «Восток») или на международных чартерных перевозках («Норд Вингс», «Азурайр»). Другая часть авиакомпаний, по сути, является структурными подразделениями крупных корпораций и используется в основном для выполнения специализированных задач («Нордстар», «Газпромавиа», «Северсталь», «Лукойл-авиа»).

Немалую долю регионального авиарынка в России продолжают занимать перевозчики, собственниками которых являются комитеты или управления по имуществу различных региональных правительств: «Ижавиа», «Саратовские авиалинии», «Ямал», «Якутия» и «Псковавиа».

Последняя авиакомпания — один из самых неудачных примеров похода чиновников в авиаменеджмент. За два года из-за непродуманных действий представителей правительства Псковской области авиакомпания была доведена до предбанкротного состояния.

Собственником уже упоминавшегося «Комиавиатранс», согласно данным выписки из ЕГРЮЛ, является министерство имущества Республики Коми. Подтвердил этот факт и генеральный директор авиакомпании Александр Пономарев. «Правительством республики Коми перед нами поставлена задача стать межрегиональной авиакомпанией Северо-Западного федерального округа. Калининградская область входит в него, поэтому наша компания отреагировала на предложение правительства области», — пояснил Пономарев.

По его словам, о полноценно реализованных проектах по созданию на базе «Комиавиатранс» региональных перевозчиков пока говорить рано. «Есть планы, отдельные рейсы, так скажем, но в полном объеме еще нигде не реализовано», — уточнил глава «Комиавиатранс».

Нет определенного представления по срокам реализации проекта и у его инициаторов — Корпорации развития Калининградской области. «На сегодняшний день правительством не установлены конкретные сроки по проекту регионального авиаперевозчика, однако мы прекрасно понимаем, что перед ЧМ-2018 года вопрос о развитом авиасообщении региона с европейскими странами остается открытым. Мы прекрасно понимаем важность прямого доступа из европейских стран для иностранного инвестора, а также для развития внутреннего туризма, поэтому готовы брать инициативу на себя в реализации данного направления. По нашему мнению, этот проект крайне важен для развития Калининградской области и усиления ее конкурентоспособности», — пояснил заместитель генерального директора Корпорации Олег Скворцов.

В правительстве Калининградской области в ответ на запрос «Нового Калининграда.Ru» также не смогли назвать каких-либо определенных параметров, показателей и задач, связанных с работой будущего регионального перевозчика. Официальный запрос был переадресован инициаторам проекта — Корпорации развития Калининградской области, что неудивительно — ведь выступая 31 января с докладом о развитии транспортного комплекса до 2020 года, врио министра развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова ни словом не обмолвилась о создании регионального авиаперевозчика.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».



Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Станислав Пахотин

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.