Дороговизна авиабилетов на калининградском направлении уже давно набила оскомину и чиновникам, и обычным гражданам. В декабре Корпорация развития Калининградской области предложила в качестве решения этой проблемы создать местного авиаперевозчика. В феврале состоялись первые переговоры с потенциальными участниками проекта: представителями
Ностальгия по «КД авиа»
Калининградская область уже
«Это была не „бюджетная“ авиакомпания, а сетевой перевозчик. Авиакомпания „собирала“ пассажиров со всей европейской части России, а в Калининграде только пересаживала их на европейские направления», — рассказал глава аналитической службы ИА «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
При этом 91% акций находился в руках частных компаний, и только 9% принадлежало фонду имущества Калининградской области. Фактически оперативный и финансовый контроль за деятельностью компании осуществлял
Причиной образовавшихся долгов тогда назывались стратегическая ошибка менеджмента, набравшего кредитов для покупки новых самолетов, и продолжение реконструкции аэропорта «Храброво». Руководство компании было уверено в том, что рынок авиаперевозок будет и дальше расти темпами 18–20% в год. Начавшийся осенью 2008 года мировой финансовый кризис скорректировал эту уверенность. Он негативно сказался на отечественной банковской системе и привел к резкому падению платежеспособности населения. Авиакомпания больше не могла обслуживать свои долги. В итоге ни банк, ни региональные власти оказались не заинтересованы в их реструктуризации. В октябре у «КД авиа» забрали сертификат эксплуатанта, а год спустя компания официально была признана банкротом.
Отметим, что осенью 2015 года в эту же ловушку попала самая крупная частная авиакомпания страны «Трансаэро». Ни государство, ни пул
В рамках
Спустя 6 лет после банкротства «KД авиа», в марте 2017 года, областное правительство заговорило, по сути, о реабилитации некогда загубленного проекта. «Мы увидели несколько положительных практик. Первая — это „КД авиа“. Я сейчас не говорю о судьбе компании, а о том, что для инвестиций в область и популяризации региона „КД авиа“ сделала больше, чем все региональные правительства и губернаторы вместе взятые», — рассказал генеральный директор Корпорации развития области Владимир Зарудный в интервью порталу «Rugrad».
По его словам, формат работы был не совсем удачен. «19 среднемагистральных самолетов не могли в полной мере отвечать экономному производству», — уточнил глава Корпорации. Более оправданной в этой ситуации, по его мнению, будет модель, предполагающая наличие 3–4 ближнемагистральных самолетов, которые, как челноки, летали бы между Калининградом и ближайшими
Еще одна важная составляющая проекта — это выбор между созданием новой авиакомпании и появлением регионального перевозчика на базе уже существующего. Во всех интервью и комментариях представители Корпорации, а также глава представительства правительства Калининградской области при Правительстве РФ Александра Деркач утверждали, что перевозчик будет создаваться на базе существующей авиакомпании на принципах
Информацию о приоритетности модели, предполагающей использование ресурсов уже имеющего опыт работы перевозчика, подтвердил корреспонденту «Нового Калининграда. Ru» и заместитель директора Корпорации развития Олег Скворцов. «Это по возможности ускорит процесс запуска проекта. Пока идут предварительные переговоры с несколькими российскими авиакомпаниями. С той компанией, с которой будет заключено соглашение, будут обсуждаться и конкретные параметры тарифной политики», — отметил Скворцов.
По его мнению, тарифы должны быть привлекательными для основных потребителей услуг новой авиакомпании.
«Мы обсуждаем возможность установки гибкого тарифа на прилет в Калининград и на вылет из Калининградской области. Например, для развития внутреннего туризма билет в Калининград может стоить условно 10 евро, вылет из Калининграда — 100 евро. В итоге за счет регионального авиаперевозчика мы получаем возможность вновь открыть регион для иностранных туристов и инвесторов», — подчеркнул Олег Скворцов.
Важным для Корпорации и правительства области является, что убытки от применения гибкой тарифной политики и в целом операционной деятельности в рамках проекта будет нести потенциальный инвестор. «Это частный капитал должен сделать. Бюджетное финансирование не предполагается», — уточнил Владимир Зарудный.
Претенденты на хаб
Первые заявления о создании регионального авиаперевозчика глава Корпорации развития Владимир Зарудный сделал в середине декабря. Он подтвердил намерения правительства региона по реализации этого проекта во время презентации инвестпотенциала Калининградской области в Американской торговой палате в РФ. Первые переговоры с потенциальными участниками проекта по созданию регионального перевозчика состоялись в Москве спустя три недели. 20 февраля глава калининградский представитель при Правительстве РФ Александр Деркач встретился с генеральным директором
«Встреча носила рабочий характер. В частности, обсуждались технические возможности развертывания регионального авиаперевозчика на базе действующей авиакомпании, — отметил Александр Деркач, комментируя корреспонденту „Нового Калининграда. Ru“ результаты прошедшей
„Ни одна из существующих авиакомпаний не захочет сделать своим базовым аэропортом „Храброво“ — по крайней мере в течение ближайших 2–3 лет. Конкурировать на главных для калининградцев направлениях — Москва и
По словам Деркача, в данный момент участники рабочей встречи взяли паузу и определяются с параметрами проекта. «Как только набор технических и экономических условий будет сформулирован, он будет предъявлен авиарынку. Региону важно будет выбирать партнера по проекту, наиболее оптимально соответствующего задачам по созданию регионального перевозчика, способного высокоэффективно работать в весьма специфических условиях Калининградской области», — пояснил глава Представительства правительства Калининградской области при Правительстве РФ.
По данным генерального директора
Сообщил он и возможных сроках реализации проекта по созданию регионального авиаперевозчика. «По моей оценке, для полноценной реализации данного направления необходим год. Но уже в ближайшей перспективе может быть запущено несколько рейсов, уже этим летом. Ведь здесь встает вопрос, кто первый. Авиакомпании, скажу без преувеличения, будут бежать наперегонки, чтобы стать базовым авиаперевозчиком. Если это будет „Комиавиатранс“, то может идти речь даже смене наименования и в Калининград будут летать самолеты, условно, не „Комиавиатранс“», — пояснил Александр Пономарев.
То, что проектом по созданию регионального перевозчика с хабом в «Храброво» заинтересованы многие игроки авиационного рынка, подтвердил и Александр Деркач. «В настоящий момент мы проводим консультации с различными участниками рынка авиаперевозок с целью определения наиболее эффективного решения для нашей задачи по созданию регионального авиаперевозчика», — пояснил глава Представительства правительства Калининградской области при Правительстве РФ.
Отметим, что на сегодняшний день в России более ста авиакомпаний, авиаотрядов или
Немалую долю регионального авиарынка в России продолжают занимать перевозчики, собственниками которых являются комитеты или управления по имуществу различных региональных правительств: «Ижавиа», «Саратовские авиалинии», «Ямал», «Якутия» и «Псковавиа».
Последняя авиакомпания — один из самых неудачных примеров похода чиновников в
Собственником уже упоминавшегося «Комиавиатранс», согласно данным выписки из ЕГРЮЛ, является министерство имущества Республики Коми. Подтвердил этот факт и генеральный директор авиакомпании Александр Пономарев. «Правительством республики Коми перед нами поставлена задача стать межрегиональной авиакомпанией
По его словам, о полноценно реализованных проектах по созданию на базе «Комиавиатранс» региональных перевозчиков пока говорить рано. «Есть планы, отдельные рейсы, так скажем, но в полном объеме еще нигде не реализовано», — уточнил глава «Комиавиатранс».
Нет определенного представления по срокам реализации проекта и у его инициаторов — Корпорации развития Калининградской области. «На сегодняшний день правительством не установлены конкретные сроки по проекту регионального авиаперевозчика, однако мы прекрасно понимаем, что перед
В правительстве Калининградской области в ответ на запрос «Нового Калининграда.Ru» также не смогли назвать
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter