Почему опаздывают калининградские "боинги"

Все новости по теме: Авиаперевозки
Несколько лет назад исполнительный директор компании «КД авиа» (тогда она называлась «Калининградавиа») Леонид Ицков впервые озвучил красивую идею создания на базе аэропорта «Храброво» крупного транспортного узла, который смог бы связать крупнейшие города России и Европы. На профессиональном языке это называется «хаб». «КД авиа» взяла в лизинг несколько американских «боингов» и реализацию проекта. Правда, реализация дает сбои. Новый аэровокзальный комплекс еще не построен, а к калининградской компании возникают постоянные претензии из-за регулярной задержки рейсов. У Леонида Ицкова нашлись ответы на все вопросы.

Новый вокзал - через год

- Леонид Лазаревич, на каком этапе сегодня реконструкция аэропорта?

- Идет монтаж конструкций. В наших планах к лету следующего года сдать первую очередь аэровокзального комплекса. Это будет половина. А к лету 2008 года сдадим вторую половину.

- В областном правительстве полагают, что задержки в реконструкции связаны с тем, что и аэропорт, и самолеты принадлежат одной компании. Вы согласны поделиться аэропортом?

- Юридически понятная формула начинается, как минимум, с письма. Я слышал подобные выступления и не знаю, как к ним относиться, потому что каких-то официальных обращений по этому поводу у нас не было.



Задержки в поставках

- Вы сделали ставку на американские «боинги». Насколько наш аэродром соответствует этим самолетам с точки зрения безопасности?

- Мне бы не хотелось в этом вопросе уходить в режим умозаключений. Правильнее говорить о существующем наборе документов. Сегодня наш аэродром сертифицирован на прием самолетов «Боинг-737-300» без ограничений. У нас были проблемы по нагрузочной способности взлетно-посадочной полосы, но после реконструкции эти проблемы сняты.

- А почему вы выбрали именно «боинги», а не российские самолеты? Например, новые Ту-204?

- Все очень просто. Потому что к концу года нам в рамках наших планов нужно иметь 19 самолетов. В то же время за последние пять лет наша промышленность выпустила 6 самолетов. Нужно еще развивать эту тему? «Боинг» растиражирован в тысячах машин, имеет сумасшедший налет, соответствует экологическим, шумовым и прочим нормам. И сегодняшняя российская промышленность самолетов такого класса не выпускает. Ту-204 - это самолет другого класса и по вместимости, и по дальности, и по многим другим параметрам. По безопасности вообще тяжело сравнивать. Сегодня эксплуа-тируется около 17 самолетов Ту-204 и десятки тысяч «боингов», поэтому сравнение ни о чем. Самолет - это некая производственная единица, которая выбирается в первую очередь не по производителю, а по соответствию тем или иным параметрам. В том числе коммерческим.

- У вас действительно до конца года появится 19 самолетов?

- Это абсолютно реально. Сейчас мы экс-плуатируем 6 машин. К сожалению, есть некоторые задержки в поставках. Поскольку всегда присутствуют третьи лица, это трудно прогнозировать. Мы должны были к сегодняшнему дню иметь уже 9, но три самолета пока не получили. Сегодня 11 машин уже оформлены и еще 2 самолета в процессе оформления. Все придут в этом году. При нормальном стечении обстоятельств в июле мы получим еще один самолет, в августе - три.

- Старенькие самолеты?

- Все примерно конца 1980-х.

- Не опасно на них летать?

- Знаете, у самолета есть одно понятие - летной годности. Каждый год самолет проходит освидетельствование, после которого ему выдается сертификат летной годности еще на определенное время. Если мы имеем на самолеты действующие сертификаты, значит, они полностью соответствуют европейским летным требованиям. А вообще ответ на ваш вопрос непростой. Понятно, что после катастрофы в Иркутске наблюдается атмосфера напряженности, но безопасность не зависит от возраста самолета. Если машина находится в режиме летной годности, то разницы между новым и старым самолетом практически никакой. Это скорее вопрос эксплуатационных затрат, а не безопасности полетов.

- Вы изначально заявляли, что на наших «боингах» будут летать калининградские летчики, а сейчас летают москвичи и жители других городов…

- Мы заявляли, что максимально возможное количество калининградских пилотов мы переучим. Все пилоты, которые имели возможность переучиться, переучились. Из тридцати человек только трое не смогли это сделать. Поэтому ресурс калининградских пилотов мы исчерпали полностью. А количество самолетов и налет растут. Мы вынуждены привлекать летчиков из других регионов.



На пути к хабу

- 19 «боингов» - это серьезно. Какие у «КД авиа» стратегические планы?

- Связать крупные города России и Европы для жителей Калининградской области. Построить хаб - узловой центр перелетов из крупных городов России через Калининград в Европу. Порядка 15 крупных городов России на первом этапе будут связаны с 15 крупными городами Европы.

- Недавно Минтранс опубликовал перечень аэропортов, которые в ближайшей перспективе останутся международными. «Храброво» в этом списке нет…

- Такого перечня не существует. Было выступление министра транспорта. В качестве примера он перечислил некое число крупных аэропортов, которые должны остаться международными. Но этот перечень не исчерпывающий и не конечный. Там пропущены два слова: «и другие». Сегодня калининградский аэропорт имеет регулярные полеты за границу, и процесс развивается. Минтранс участвует в межправительственных переговорах по получению прав летать из Калининграда во многие точки Европы. И в этом смысле мы стали назначенными перевозчиками на Лондон, на Испанию. И это огромная работа Минтранса. Левитин не называл Калининград, но он не называл и еще несколько городов.

- Какие новые рейсы вы планируете открыть в ближайшее время?

- С некоторыми городами сообщение будет налаживаться чуть раньше, чем начнет работать хабовая схема. Но надо понимать, что мы вынуждены это делать, потому что отдаем себе отчет, что сразу в такое количество зарубежных пунктов открыть рейсы будет очень сложно. Мы понимаем, что потока из Калининграда в Лондон, который мы планируем запустить уже в этом году, не будет. Это огромные убытки для нас. Невеликая для нас радость - сейчас открывать эти рейсы: слишком большие затраты. Но некоторое количество рейсов либо в этом году, либо в самом начале следующего года будет открыто. Наверное, это будут Лондон и Тель-Авив.

- А когда уже будет хаб?

- Следующим летом.

- Чем вы покрываете затраты на убыточные рейсы? Например, в Берлин? Все-таки «КД авиа» коммерческое предприятие.

- На данном этапе это инвестиционная составляющая.

- То есть у вас вся надежда на хаб? Он запустится и все окупится. Так?

- Мне не нравится слово «надежда». Нехорошее слово. Это не надежда, которая юношу питает, а серьезный расчет. Нам дают кредиты, самолеты, строится терминал. Это же десятки, если не сотни миллионов долларов. Просто жизнь вносит те или иные коррективы. Например, на самолет должны были поставить двигатель. Его везут, неожиданно роняют с машины и дальше все по новой. Жизнь есть жизнь.



Билеты покупайте заранее

- Когда-то говорили о социальных тарифах для жителей Калининградской области. Но сегодня нам звонят читатели, которые хотят купить билет до Москвы, а «КД авиа» им предлагает билеты аж за 12 тысяч туда и обратно.

- Замечательно. А почему они не захотели этот билет купить два месяца назад? Билет бы стоил 3 тысячи 600 рублей туда и обратно. Даже меньше.

- И много у вас таких дешевых билетов?

- Много.

- Их же все равно какое-то фиксированное количество?

- Конечно, самолет же не резиновый. Их порядка 50-70 мест, что составляет около 40 процентов. Точно не берусь сказать.

- До какого предела цена может увеличиться ко дню вылета?

- Такая система ценообразования, про которую вы упомянули, практикуется во многих западных компаниях. У нас несколько другая ситуация. Она связана не столько со временем вылета, сколько с наличием свободных мест в самолете. Цена постоянно меняется. Поэтому можно сказать, что чем ближе к вылету, тем меньше свободных мест, тем выше цена. Однако это не прямая зависимость.

- Вам государство доплачивает за дешевые билеты? Которые по 1800 рублей?

- Нет, никаких дотаций мы не получаем.

- Почему эти дешевые билеты невозможно сдать?

- Это не совсем правильно. Сдать можно абсолютно любой билет по закону. Но Воздушный кодекс позволяет компаниям вводить некие штрафы за сдачу билетов. Возможно, речь идет о том, что его невозможно сдать за полную цену. Максимальный штраф - 25 процентов.

- А сколько будет стоит билет за два часа до вылета?

- Не выше 6 тысяч. Здесь часто применяется дифференцированный подход. В массе своей за 2 часа до вылета решение о перелете принимают бизнесмены или чиновники. Это не самые обездоленные слои населения.

- Леонид Лазаревич, наверное, самый больной для вас вопрос. Почему «КД авиа» так часто задерживает рейсы?

- Договоры как на чартеры, так и на регулярные рейсы заключаются с большой глубиной. В марте уже все контракты были заключены. В связи с задержкой прихода самолетов действительно образовался некий дефицит машин. Само по себе это не привело бы к существенным задержкам, но дальше начинается реальная жизнь. Один самолет ушел на ремонт, и вместо того, чтобы его сделать за неделю, ремонт затягивается на полтора месяца. Летать нельзя. И как бы мы ни хотели быть пунктуальными, безопасность полетов всегда главнее. И если с этими дефектами летать нельзя, то самолет никуда не летит. К сожалению, люди, которые опаздывают, всегда испытывают известную долю раздражения…

- Что может исправить ситуацию?

- Приход самолетов в ближайшее время. Это вопрос месяца, может, даже недели. Вы поймите, самолет - это сложный технический агрегат. Мы отдаем себе отчет, что на земле проблем не бывает - все проблемы в воздухе. Как бы ни был велик соблазн прикрыть глаза на то, что самолет чуть-чуть неисправен, мы на это не пойдем. Несмотря на недовольство, неудовлетворенность, сокращение отдыха и сорванные деловые встречи.



В ТЕМУ

- Мы остались последним регионом в стране, где аэропорт и авиакомпания - одно и то же лицо. И от этого все остальные проблемы. Например, перекрестное субсидирование. Мы будем заложниками развития собственного авиаперевозчика. Ведь редкий случай, когда самолеты «КД авиа» летают по расписанию. Прилетели в Москву, сдали самолет в чартер, а пассажиров не оповестили. Жалобы идут без конца. Например, часа 4 самолет стоит на рулежной полосе и ни привета, ни извинений. Потом сказали, должна ВИП-персона подойти. Подошла. Оказалось, владелец этой компании.

(Георгий БООС, губернатор Калининградской области.)



P.S. В начале июля Федеральное агентство воздушного транспорта Минтранса России (Росавиация) направило телеграммы в адрес двух компаний - «КД авиа» и «ВИМ-Авиа», предупреждающие о необходимости наличия резервных воздушных судов для выполнения чартерных рейсов. Как сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в авиационных властях России, у этих двух компаний наибольшее число задержанных вылетов, и объясняется оно отсутствием резервных воздушных судов.

Напомним, год назад Росавиация ужесточила требования к выполнению чартерных перевозок, обязав все авиакомпании выполнять чартерные рейсы лишь при наличии резервного самолета, который в случае технической неисправности сможет заменить заявленное воздушное судно.
Источник: КП - Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.