Кацман: «У нас в ментальности „служить бы рад, прислуживаться тошно“, только наоборот»

Владимир Кацман. Фото "Новый Калининград.Ru".
Все новости по теме: Туризм
В интервью "Новому Калининграду.Ru" предприниматель, учредитель компании "Балтийские рестораны" Владимир Кацман рассказал о том, насколько реальны очередные планы власти по привлечению в регион миллионов туристов, о том, что местная власть для привлечения инвесторов должна превратиться в отца Федора, а также - о том, что думал Ходорковский об особой экономической зоне в Калининградской области.

— На минувшей неделе в нашем городе прошел форум «Перспективы развития Калининградской области». В том числе там обсуждались и перспективы развития туристической индустрии. Ваш партнер Николай Власенко озвучил там весьма амбициозные цели — добиться увеличения туристического потока до показателя в 3 млн человек в год. Насколько реализуемы такие цели и, что, возможно, важнее — что нужно сделать, чтобы они реализовались?

— Если коротко — это абсолютно реально. Форум показал, во-первых, что власть давно не обращалась к общественности за советом. Поэтому он получился несколько сумбурным. Туда пришли люди разных уровней восприятия того, что происходит в регионе. Но это не беда, наоборот — это, как раз, здорово. Идея-то, как мне кажется, заключалась в том, чтобы обозначить, что общественность очень заинтересована в решении поставленных проблем. В том, что и как дальше будет происходить в нашем регионе. Это не то место, где надо было говорить о стратегии, не тот круг общения, где нужно было серьезно обсуждать, как именно ее реализовывать. Идея в том, чтобы понять, что нужно делать. И все согласились — и даже перебивали друг друга. И власть предержащие, как из центра, так и из районов области.

Если перейти к секции туризма — кстати, самой многочисленной, то она показала, что у нас, наконец, появился интерес в этой области. Появились люди и организации, потенциально способные инвестировать в развитие туризма и рекреации. Наконец-то можно двигаться дальше.

Что касается стратегии: безусловно, единственно возможная стратегия развития региона — это туристско-рекреационная зона. Никакие другие сферы не могут встать во главе движения развития. К этому есть как объективные, так и субъективные предпосылки. Но стратегии как таковой до сих пор я не видел. Ведь стратегия — это концентрация ресурсов в определенной, как можно более узкой области деятельности, которая затем станет локомотивом — локомотивом, который будет везти за собой всё.

— Многие ли разделяют это ваше мнение?

— В узких кругах есть понимание этого — теперь задача заключается в том, чтобы убедить в этом власть. В моей любимой книге двух шведских профессоров «Бизнес в стиле фанк» есть фраза, которая очень четко объясняет, что такое стратегия. Там говорится: если ты четко знаешь, кто твой клиент, то от половины остальных ты можешь избавиться. То есть, концентрироваться на тех, кто останется. С этой точки зрения наша область не имеет никаких других перспектив, кроме туристической. Я слышал два доклада, достаточно проработанные — но это основа, это мраморная глыба, которую надо обрабатывать. Глыбу притащил Власенко, рассказав о том, как он видит развитие туристско-рекреационной зоны в нашей области.

kaz_2.jpgПонятно, что это всего лишь очертания; главное, чтобы власть теперь поняла суть стратегии. Да, у нас есть «отверточные» производства, у нас собирают приставки для цифрового телевидения в Гусеве. Прекрасно, я аплодирую! Здорово, что ребята получили бюджетные средства и теперь успешно их осваивают. Но это не стратегия. Мы хотим построить атомную станцию? Хорошо, делайте, только правильно, чтобы, не дай Бог, не случилось трагедии. Кто-то делает пищевые предприятия? Ради бога, прекрасно, но это не стратегия! Стратегия должна встать во главе, на вершине пирамиды, и все должны выстроить свои субстратегии для ее достижения.

То, что мы пытаемся собирать отвертками, мне напоминает изготовление наркотиков в колумбийской глуши. В тропиках, в джунглях, возле плантаций, летят на вертолетах, как в американских фильмах: раз — и там целый рай, например — телевизоры изготавливают. На дворе эпоха глобализации, клиента не должно интересовать, где собирается продукт, который он приобретает. Я как-то раз был на таком предприятии; меня везли в Светлогорск, потом вдруг резко свернули в лес, и я увидел там 10 тысяч квадратных метров жестяного здания. Очень, кстати, похоже на «Викторию». И там собирали эти телевизоры. В полной тишине, с охраной.

— Судя по докладу экс-министра экономики Александры Смирновой, которая нынче трудится в совете директоров еще одного сборочного производства — «Автотора», всё не так уж похоже на тропический оазис. В своем докладе она озвучила массу проблем на пути такого направления экономического развития и предложила как раз принять некий закон, который бы с одной стороны закреплял особый статус для нашего региона в смысле ведения хозяйственной деятельности, а с другой — отменял бы наши извечные российские административные барьеры.

— Эта идея, конечно, имеет право на существование, и даже больше. Но она не может быть основополагающей идеей, посылом для области. Изменять таможенный код, увеличивать глубину локализации продукта, наращивать добавленную стоимость, начинать собирать коробки передач... Или построить сталелитейный завод, штамповать корпуса автомобилей или самолетов... Но это не может быть вершиной айсберга. Область лишена ресурсов.

Один из моих знакомых рассказывал, как в свое время Ходорковский, тогда еще свободный, на заседании РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей — прим. «Нового Калининграда.Ru»), когда пытались привлечь внимание к нашей области, встал и сказал: — Ребята, любой из здесь сидящих обладает состоянием в несколько миллиардов долларов. Вы можете представить себе, что кто-то из нас действительно заинтересуется этими льготами особой экономической зоны? Как только он ими заинтересуется и направит туда хоть часть своих ресурсов, ваш рай тут же закроют.

Государству это невыгодно, посылом это быть не может. Посылом может быть то, под чем лежат реальные ресурсы. А они лежат под развитием рекреационных зон, потому что в России таких мест мало. Сочи — это традиционное место отдыха. (На улице звучат раскаты грома, начинается ливень — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Вот, смотрите, что творится — и как я могу рассказывать о развитии туризма на фоне такого «мочевого пузыря»?! Но дело-то в том, что речь идет не только о побережье, можно ведь все задействовать. У меня друзья повадились ездить в Друскининкай — а там же моря нет! Но думать о развитии только лишь пляжного туризма — это утопия, ведь, как говорит Стефано Влахович (глава региональной Ассоциации иностранных инвесторов — прим. «Нового Калининграда.Ru»), Хорватия имеет 4 тысячи километров шикарных пляжей; Испания, Италия и прочие Лазурные берега. Ситуацию надо рассматривать в комплексе: развивать оздоровительный туризм, эко-туризм и тому подобное, смотреть в первую очередь на жителей России.

— Которые пока что не очень-то стремятся ехать сюда — и инвестировать в наш туристический сектор.

— При всех политических конфликтах со странами Прибалтики, мы проводим в Юрмале конкурсы песен, наши звезды нормально там себя чувствуют и, наверное, даже приобретают там недвижимость. Потому что там создана нормальная инфраструктура. Почему бы нам не двигаться в этом направлении? Да, заполняемость «Рэдиссона» — не больше 40%. Но я зашел со своим, казалось бы, безумным проектом «Little Buddha». Но ведь строится и трехзвездочная гостиница сети «Accor», да еще и на Сергеева строится апарт-отель. Это ведь не может быть массовым помешательством, во всех компаниях есть стратегические отделы, которые просчитывают экономику подобных проектов. Да и я пытался построить «Шератон» на месте бывшего кафе «Сказка» — но кризис помешал. Однако компания, управляющая 370 подобными отелями в мире, которая реально рассматривала эту перспективу, не будет предпринимать необдуманных решений. Они хотят развиваться, они понимают — в этом регионе это — единственное, что может сработать. И я надеюсь, что наши дети — и даже не внуки — не будут на старости лет ездить в Друскининкай. Всё это можно сделать здесь. Много говорилось и о медицинском туризме — безусловно, если сейчас здесь строится кардиологический центр, это направление вполне перспективно.

kaz_6.jpgОсновная задача власти — стимулировать инвесторов, а не рассуждать о том, как тут всё должно быть. Задача местной власти — создать инфраструктуру, убедить федеральную власть в том, что нужно еще раз вложить сюда деньги, но — в последний раз. Дальше уже ведь в эти игры играть никто не будет. Я ведь тоже потенциальный инвестор. С одной стороны я разуверился в перспективах, я инвестиционный пессимист — но еще посматриваю. Я уже ухожу, даже ногу занес — в Польшу, в Литву, в Россию, в Белоруссию даже, — но тут я слышу: конференция прошла. Началось какое-то движение. Интересно! И я застыл. Чтобы я развернулся как инвестор, чтобы я продолжал тешить себя надеждой, что мои деньги могут принести прибыль тут — необходимо стратегическое разделение труда. Необходимы идеи по привлечению хотя бы части из 140 миллионов российских граждан — и именно сюда, потому что очень немногие знают английский язык и могут на нём изъясняться за кордоном. Поезд «Москва-Берлин» с остановкой в Калининграде? Прекрасно! Но нужно сконцентрировать все усилия на этом, в том числе и лоббистские, а не распыляться на мелочи.

— Идея развития кластеров, то есть — сосредоточения небольших предприятий вокруг перспективных направлений укладывается в это ваше видение стратегии?

— Конечно! Хочет Стефано Влахович строить птицефабрику в Гусеве? Прекрасно, ведь туристов нужно кормить. Мебельщики? Отлично, нужно обустраивать туристскую или игорную зоны, как-то меблировать рестораны. Но в первую очередь нужно идти в Москву, нужно, как отец Федор в «12 стульях» у Ильфа и Петрова, высовываться изо всех углов и выторговывать, просить, умолять, требовать. Иначе — сепаратизм не за горами. Здоровый сепаратизм. Можно, конечно, возить калининградских детей в Москву, смотреть на Кремль. Это прекрасно, метрополия ждет наших детей, чтобы объяснить, что она такое. Но это показуха. Наши дети ездят в Европу, получают гранты, учатся, они могут посетить на выходных Польшу или Литву — и они всё видят. А смотреть на Москву как на музей... Понятно, все инвестиции там, коррупционные связи там, небоскребы-небоскребы, а я маленький такой. А здесь — всё рядом, недорого и цивилизованно. И наши дети делают сами выводы. И никто не сможет этому помешать.

Конечно, можно какими-то минимальными усилиями сдерживать протестные настроения, нейтрализовать митинги, привозить сюда Соловьевых и создавать видимость того, что «ребята, мы за вас!» Это одна парадигма. Если же действительно есть заинтересованность, то вот, пожалуйста, на форуме приводился пример Фолклендских островов или Гонконга. Нужны специальные условия, которые дадут возможность не оторваться от страны. Остров Крым ("Остров Крым", роман-утопия Василия Аксёнова об эксклаве на острове Крым — прим. "Нового Калининграда.Ru") здесь никто не хочет, по большому счету, создать. Никто же не говорит «зачем нам эта Россия» — без России мы никто! Без материнской поддержки. Но какой-то особый статус, какие-то возможности поддержки, какие-то варианты оффшорной зоны — вместе с возможностью для метрополии развить здесь этот туристический кластер. Тогда всем будет хорошо — и тем, кто будет трудиться в индустрии сервиса, в первую очередь.

Смешно ведь смотреть, как по всей стране сейчас, в преддверии Олимпиады в Сочи, создаются центры обучения сервису. У нас ведь в ментальности что — «служить бы рад, прислуживаться тошно», только наоборот. Я был недавно в Монте-Карло, зашел в один ресторан — так там страшно позвать этого официанта, это такой дед, с бакенбардами, дородный — да он бы мне приказал пойти и самому себе взять напитки — так я б побежал тот же час. У нас это в крови, мы не можем служить, мы прислуживаемся. Прислуживаемся власти, чтобы потом получить на кухне поесть, когда все разойдутся. Но что же делать, ведь в Сочи в 2014 году придется обслуживать огромное количество туристов?

kaz_7.jpg— Насколько четко понимает нынешняя власть необходимость этого стратегического подхода? 

* charset="utf-8">
— Что касается потенциала власти — сложно оценить, потому что я не там, я не во власти. То, что такой форум был организован — это неплохо, теперь пережить бы цикличность. У нас ведь все подчинено выборам; в декабре выборы в Госдуму, в марте следующего года — выборы президента. Но нынешняя власть — я имею в виду федеральную — очень счастливая. Если бы нефть стоила 50 долларов за баррель, то появились бы вилы. Те самые вилы — народные. А так как мы сейчас близки к показателям бюджетного профицита, значит, мы можем направлять ресурсы на интересы народа. Но это не может быть стратегией — поднять зарплаты бюджетникам, военным только потому, что есть на это бюджетные возможности.

Если говорить о региональной власти, то мне ничего не понятно. Все зависит от того, как дальше будет двигаться диалектика развития области. Если власть прислушается, поймет правильно, поймет, что именно значит термин «стратегия»... В резолюции форума были выделены четыре направления — но их не может быть четыре, должно быть лишь одно. Если бы итоговое решение форума зависело от меня, я бы написал вверху — «туризм», а дальше бы выстраивал подстратегии остальных направлений в фарватере этого, одного, ключевого. Главное — чтобы власть это теперь поняла.

— А вот конкретный и реальный пример не очень удачного сочетания государственной политики и местной стратегии — конфликт в Янтарном. Там государство в лице Минфина, фактически владеющего янтарным комбинатом, хочет добывать на побережье янтарь. Говорит, что находится в своем праве, у комбината есть лицензия на разработку месторождения, но — местный бизнес хочет там развивать туристическое и даже рекреационное направление. Как вы можете оценить эту ситуацию?

— Это как раз иллюстрация известной поговорки «Чтобы оценить качество борща, не обязательно съесть всю кастрюлю — можно попробовать одну ложку». Там, как в зеркале, отражается весь бардак, вся стратегическая неразбериха, которая происходит в области. Я могу по-разному относиться к нашим чиновникам, но нужно отдать должное Александру Блинову, который в свое время реально занимался стратегией. В результате этого там появились стадионы, появилась какая-то спортивная составляющая, мои друзья стали проводить там фестиваль «Янтарный пляж»...

— Который, кстати, уже уехал из Янтарного в Зеленоградск.

— В том-то и дело, в этом и весь страх! Как только стало понятно, что выборы в Янтарном проиграны, когда во власть там пришел человек, который просто не понимает, что такое стратегия, он сразу же стал заявлять, что янтарный комбинат наполняет местный бюджет. Но он же его не наполняет! Там больше половины бюджета формировалось за счет туристических поступлений. А янтарный комбинат... Кудрин (министр финансов РФ — прим. «Нового Калининграда.Ru») вряд ли понимает, что на самом деле там происходит — он ведь вменяемый человек. Это всего лишь пример государственной коррупции. Есть группа лоббистов в Москве, кормящихся от этого предприятия, которые силой своей власти лоббируют эти процессы.

При этом янтарь тоннами вывозится в Польшу, в тот же Гданьск — а мы позиционируемся как сырьевой придаток. Но как янтарь можно использовать таким образом?! Если мы говорим о стратегическом, туристическом подходе, то янтарному комбинату, несомненно, быть — но быть в окружении десятков, сотен ремесленных мастерских. Но это требует колоссальных ресурсов — в том числе и финансовых.

Текст, фото - Алексей МИЛОВАНОВ, "Новый Калининград.Ru".

* Meta Platforms Inc. — Запрещенная в России организация. Организация признана экстремистской Тверским судом города Москвы.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.