Борьба за удобрения

Все новости по теме: Калининградский транзит

Второй день подряд ведущие политики России, Белоруссии и Литвы обсуждают вопросы, связанные с транзитом и экономическим сотрудничеством в целом. По словам делегатов, договориться удалось о многом, однако остались и нерешенные проблемы. Главным камнем преткновения являются поставки калийных удобрений Белоруссией в калининградский порт. Этот вопрос так и остался до конца не решенным – по причине дороговизны литовского транзита.

За два дня, пока губернатор Калининградской области Георгий Боос принимал политиков из Белоруссии и Литвы, все остальные события, в том числе заседание группы российских сенаторов в Калининграде, отошли в сторону. Весь интерес калининградских средств массовой информации был прикован к встрече больших политиков, которая напоминала саммит местного значения.
Местом переговоров высоких гостей стал курортный Светлогорск. В гостинице «Русь», где проходила встреча, к приезду гостей все было подготовлено на высшем уровне. В неформальной обстановке – на рыбалке – вице-премьер правительства России Александр Жуков и премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский обсуждали вопрос перевалки калийных удобрений через калининградские порты.
Как выяснилось позднее, первый день был богаче на договоренности и заявления. Вероятно, чистый морской воздух благоприятно подействовал на политиков. Охотнее всего давал интервью Сергей Сидорский. Он охотно рассказал о том, каких успехов в сотрудничестве между Калининградской областью и Белоруссией удалось добиться за последний год. Так, по его словам, поставки цемента увеличились в 4 раза, а строительного щебня – в 2 раза. Товарооборот ежегодно растет на 13-20%. Впрочем, некоторые вопросы решить не удалось – например, с тем же цементом. По словам Георгия Бооса, несмотря на увеличение поставок, область все равно нуждается в большем количестве этого строительного материала.
Про перевалку удобрений политики высказались туманно. Господин Сидорский выразил желание перевозить как можно больше грузов через порты белорусского союзника – России. Однако терминал по перевалке удобрений построен только в Петербургском порту, куда доставить груз проще. Тем не менее, Белоруссия все же планирует увеличить поставки, но для этого нужно создать соответствующие условия. Следовательно, в сферу интересов зарубежных коллег попадают порты региона. «Мы заинтересованы в развитии портового комплекса на территории Калининградской области с тем, чтобы разрешить проблему транзита», – заявил Сергей Сидорский. В планы Белоруссии входит перевалка через порты российского эксклава дополнительно 1 млн тонн калийных удобрений, 700 тыс. тонн металла и 300 тыс.тонн дерева.
Однако добиться увеличения поставок удобрений не так-то просто. Правительство Калининградской области не раз заявляло об успешных переговорах на эту тему. Очередные заявления об успешных переговорах были сделаны после визита делегации региона во главе с вице-премьером регионального правительства Юрием Шалимовым. Однако время показало, что каких-либо ощутимых результатов та встреча не принесла.
Проблема состоит в том, что порт Калининграда не единственный, кто претендует на право перевалки белорусских калийных удобрений. Поскольку, будучи заинтересованной в эффективном использовании своих портовых комплексов, Литва не снижает тарифы на транзит грузов через свою территорию, такой маршрут является невыгодным для Белоруссии. С другой стороны, латвийский порт Венспилс, испытывающий недостаток загрузки своих мощностей, установил настолько низкие тарифы, что Белоруссии было бы дешевле переправлять калийные удобрения именно через него.
Министры транспорта России и Литвы и были призваны для того, чтобы договориться по поводу транзитных тарифов. Встреча длилась довольно долго. Это неудивительно, ведь какой-то стороне пришлось бы пойти на уступки. По окончании встречи некоторых соглашений все же удалось достигнуть. Как сообщил глава Минтранса России Игорь Левитин, с белорусской стороной удалось договориться о дополнительных поставках калийных удобрений. Тем не менее, на поставках грузов в Клайпеду этот никак не отразится, о чем сообщил литовской стороне генеральный директор «Белкалия». Впрочем, министр не пояснил, откуда Белоруссия возьмет дополнительный миллион тонн калийных удобрений, если страна не собирается сокращать поставки на других направлениях.
Кроме того, не удалось договориться с литовской стороной о выравнивании тарифов. Эта неудача, по словам Игоря Ливитина, обусловлена тем, что в Литве на прошлой неделе был утвержден состав нового правительства и министр транспорта Литвы еще не готов дать какой-то конкретный ответ по этому вопросу. Подведение тарифов под общей знаменатель должно произойти к 1 октября. На принятие соответствующего решения литовской стороне был предоставлен двухнедельный срок. Если же за это время Литва не даст конкретный ответ, то «Россия и Белоруссия сами примут решение», – заявил г-н Левитин. Впрочем, какое именно решение, министр не пояснил.
Еще один немаловажный вопрос, который ставился на совещании, – увеличение количества грузовых паромов. Как сообщил министр, такая необходимость возникла уже давно, но реализовывать эту идею начали только сейчас. «С введением в эксплуатацию грузовых паромов мы сэкономим большие деньги, поскольку нет никаких барьеров. Мы максимально перебросим грузы на паром», – заявил глава российского Минтранса.
Так или иначе, главный вопрос, а именно перевалка белорусских калийных удобрений через Калининградские порты, остается открытым. Непонятно, откуда Белоруссия возьмет еще миллион тонн калийных удобрений и, самое главное, какие действия предпримет российская сторона в случае отказа Литвы снижать тарифы на транзит. А такой отказ более чем очевиден.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Западная Россия

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.