Калининградский тупик: "рифы" рефперевозок

Все новости по теме: Калининградский транзит
Достаточно сложно этим летом развивается ситуация с отправкой скоропортящихся грузов на Калининградской железной дороге. В этой связи ряд периодических изданий поднимал проблемы, связанные с неразберихой, происходящей с простоем дефицитных в летний период вагонов для перевозки скоропортящихся грузов (СПГ) на данном направлении. Но эксперты и участники рынка склонны считать, что далеко не во всех своих выводах представителям прессы удалось соблюсти объективность. Аналогичной точки зрения придерживается и ОАО "Рефсервис" - дочерняя компания ОАО "РЖД", которая, напомним, обеспечивает 20% объемов погрузки и 100% перевозок СПГ самой западной в России железной дороги.

Ни для кого не секрет, что транспортировка скоропортящейся продукции на Калининградской дороге сопровождается особенностями, обусловленными анклавным положением региона, и сложностями, связанными с пересечением границ и территорий иностранных государств. А летний сезон этого года еще и совпал с реформой в системе РЖД, касающейся перевозок в изотермических вагонах. Главное технологическое изменение, пришедшее с реформой, состоит в том, что подсылка со станции выгрузки порожних вагонов под погрузку осуществляется по заявке конкретного грузоотправителя, экспедиторских организаций, заключивших договоры с дочерним предприятием ОАО "Рефсервис", в связи с чем распоряжение об адресовании вагона происходит сразу после его выгрузки.

Как поясняет директор регионального представительства ОАО "Рефсервис" в Калининграде Борис Фесенко, некоторая смута среди причастных к данному виду деятельности представителей бизнеса была вызвана, прежде всего, тем, что в предыдущие годы на этом направлении практика работы складывалась таким образом, что погрузка всегда осуществлялась с использованием резервного подвижного состава.

Кроме того, изменился и порядок оплаты за перевозки. С первого мая пробег вагонов под погрузку в порожнем состоянии осуществляется за плату как по российским, так по Литовским и Белорусским железным дорогам.

Новая технология работы имеет ряд преимуществ по сравнению с существовавшей до первого мая 2006 года. "Снизилось число простаивающих в ожидании погрузки порожних вагонов. Период нахождения вагонов на дороге в ожидании погрузки сокращен до 1-2 суток, - рассказывает Борис Фесенко. – На клиента, будь то экспедиторская организация или грузоотправитель, возложена финансовая ответственность, если поданный в его адрес вагон стоит сверхнормативно, благодаря чему увеличилось качество планирования перевозок СПГ". Вместе с тем, до настоящего времени имеют место намерения вернуться к практике работы в условиях большого числа резервных вагонов, простаивающих на дороге, что напрямую связано с обозначенными сугубо "местными" особенностями перевозок СПГ, которых нет при перевозках внутри России.

Напомним, что номенклатура скоропортящихся грузов, перевозимых из Калининградской области в различные регионы России, достаточно разнообразна. Традиционными здесь являются свежемороженая рыба и мясопродукция различных видов. Ежегодно с приходом летнего сезона наблюдаются увеличение перевозок напитков, производимых на предприятиях области. Перевозки в ИВ-термосах пива и соков, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли в июне на 14%, в июле – на 3%. Кроме того, в текущем году увеличены перевозки в Россию маргариновой продукции (жиров корпорации "Союз") по сравнению с аналогичным периодом 2005-го в 2,2 раза.

По словам Бориса Фесенко, расчет парка порожних вагонов, доступных для перевозок на станциях Калининградской дороги, и этим летом приходилось делать с запасом, учитывая геополитическое значение области. По этой же причине имели место скопления порожних вагонов. Такие простои не могли не сказаться отрицательно на работе дороги в целом. К простою дефицитного в летний период подвижного состава приводит невыполнение Литвой договоренности о выборочном осмотре рефрижераторных вагонов на станции Кибартай.

Несмотря на то, что соглашение о выборочном досмотре с открытием дверей рефрижераторов не более 35% от поданного подвижного состава было достигнуто еще в прошлом году, на литовской пограничной станции подвергают ветеринарному контролю с открытием дверей до 70% вагонов со скоропортом. Отнимают драгоценное время многочасовые стоянки для выполнения таможенных и пограничных процедур на границе. Немало его теряется при маневровой работе, когда вагоны выставляются на особые пути для проведения досмотра. Литовская сторона в ответ на претензии калининградцев ссылается на требования Евросоюза, согласно которым досмотр должны проходить все вагоны данного типа. Таким образом, сроки доставки грузов и порожних вагонов значительно увеличиваются. Осложняет работу и то обстоятельство, что обслуживающие рефрижераторные секции бригады могут направляться в данный регион лишь при наличии литовских виз, а ведь все следуемые под погрузку вагоны до отправки их на калининградскую дорогу в обязательном порядке отправляются на пункты промывки и дезинфекции.

В результате ОАО "Рефсервис", которое осуществляет 100% рефрижераторных перевозок на Калининградской дороге, несет убытки. "Обеспечивая подвижным составом Калининградский узел, мы фактически заведомо идем на экономические потери, - подчеркивает начальник коммерческого отдела ОАО "Рефсервис" Андрей Меграбян. – На сегодняшний день парк изотермического подвижного состава собственников составляет порядка двух тыс. единиц, однако, зная специфику работы на данном направлении, никто из них не спешит осваивать этот сектор рынка". При этом, как отмечает он, у экспедиторов есть право работать с любым другим собственником подвижного состава, правда, таких желающих работать на Калининградском направлении пока нет.

За два летних месяца, несмотря на востребованность ИВ-термосов по всей сети железных дорог, ОАО "Рефсервис" направило под погрузку на Калининградскую дорогу более 300 вагонов в июне и 230-ти вагонов в июле, из которых было погружено, соответственно, 278 и 227. В том числе основными транспортными компаниями региона было проэкспедировано: ООО "Калининград-Балттранс" - 227 вагонов, ООО "Альфатранс" - 237.

Как сообщил Андрей Меграбян, транспортно-экспедиторские компании организовывали отправление специализированного изотермического подвижного состава в среднем каждого вагона более шести суток, тем самым завышая нормы оборота вагона, предусмотренного договором более чем в два раза."Неритмичность погрузки на Калининградской дороге обусловлена тем, что грузы поступают не со склада, а с производства, - говорит он. - Поэтому дефицит или избыток подвижного состава зачастую создается вне зависимости от работы ОАО "Рефсервис".

Мы попросили прокомментировать ситуацию с простоем вагонов на Калининградском узле генерального директора ООО "Калининград-Балттранс" Вадима Дудина. По его словам, простои были связаны с тем, что у пивоваренной компании "ПИТ" был маленький (относительно заявленных объемов) фронт загрузки. "Вагоны стояли в ожидании подачи на пути, где производится погрузка пива", - сообщил он.

За комментарием относительно простоя вагонов мы обратились и в другую транспортно-экспедиторскую компанию, осуществляющую деятельность в регионе, - ООО "Альфатранс". Так, по словам заместителя генерального директора компании Вячеслава Рункевича, некоторые вагоны могли стоять в накоплении из-за непредъявления груза к перевозке. То есть заявленный объем погрузки не был выполнен. Следовательно, такие простои происходили исключительно по вине грузоотправителя.

Что же касается льготных условий перевозки непрофильных грузов в собственных вагонах ОАО "Рефсервис", о которых было объявлено с момента начала самостоятельной хозяйственной деятельности дочернего общества, то, как пояснил заместитель начальника отдела по коммерческой работе ОАО "Рефсервис" Александр Чернов, эти условия были объявлены для так называемых дорог выгрузки СПГ, к которым Калининградская дорога не относится. Эта мера соответствует изменениям в ценовой политике предприятия, которая будет базироваться на гибком тарифообразовании. Переход к системе гибких тарифов, по мнению генерального директора ОАО "Рефсервис" Николая Аверкова, позволит улучшить загрузку подвижного состава, сократить его порожний пробег и, в конечном итоге, повысить конкурентоспособность дочернего общества.

При этом предоставление обозначенных преференций в тарифах возможно только при условии, что не будет дефицита изотермического подвижного состава на данном направлении, - поясняют в "Рефсервисе". Только в этом случае транспортировка непрофильных грузов в изотермических вагонах будет оплачиваться по тарифным ставкам, применяемым при перевозках в крытых вагонах.

В компании также проработан вопрос предоставления скидок грузоотправителям, гарантирующим объемы перевозок в изотермическом подвижном составе круглогодично. "Преференции в тарифах создаются для тех компаний, которые заявляют наибольшие объемы перевозок, а также создают оптимальные условия работы подвижного состава по заявленной загрузке на станциях", – рассказывает Андрей Меграбян.

Чтобы обеспечить потребность пользователей железнодорожного транспорта в перевозках на калининградском направлении, ОАО "Рефсервис" и ОАО "РЖД" приходится находить пути решения многих проблем. Но это невозможно без активного взаимодействия с ними и других участников рынка – грузоотправителей и транспортно-экспедиторских компаний. "Созданная модель управления подвижным составом совершенствуется уже более двух месяцев, - говорит Борис Фесенко, - при выявлении отдельных недостатков модели будут предприняты меры по их устранению". В свою очередь, "РЖД-Партнер" будет следить за развитием ситуации.
Источник: РЖД-Партнер

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.