В отрыве от "большой земли"

Все новости по теме: Калининградский транзит
Львиная доля перевозимых по Калининградской железной дороге грузов, как известно, направляется на экспорт. Среди них – нефть, нефтепродукты, металлы, каменный уголь, лесоматериалы и др. Они следуют по магистрали до побережья, где переваливаются на суда в портах Балтики. Калининградская дорога является выгрузочной. Доля погрузки в общих объемах перевозок здесь составляет лишь порядка 12%.

20% объемов погрузки 20% и 100% перевозок скоропортящихся грузов самой западной в России дороги обеспечивает в настоящее время ОАО «Рефсервис» - дочерняя компания ОАО «РЖД», начавшая самостоятельную хозяйственную деятельность в мае этого года. Транспортировка скоропортящейся продукции на Калининградской дороге сопровождается особенностями, обусловленными анклавным положением региона и сложностями, связанными с пересечением границ и территорий иностранных государств.

Почему собственники не хотят

Номенклатура скоропортящихся грузов, перевозимых из Калининградской области в различные регионы России, достаточно разнообразна. Традиционными здесь являются свежемороженая рыба и мясопродукция различных видов. С приходом летнего сезона ежегодно наблюдаются увеличение перевозок напитков, производимых на предприятиях области. Перевозки в ИВ-термосах пива и соков, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли в июне на 14%, в июле – на 3%. Кроме того, в текущем году увеличены перевозки в Россию маргариновой продукции (жиров корпорации «Союз») по сравнению с аналогичным периодом 2005 года в 2,2 раза. На данный груз на летний период текущего года установлены особые условия перевозки, в соответствии с которыми увеличена дальность перевозок с 1 тыс. км, как это было предусмотрено, до 2-4 тыс. км. Если раньше грузы возились не дальше Башкирии, то теперь они следуют на Урал и в Тюмень. Это, с одной стороны, увеличивает «плечо» оборота вагона, с другой – ведет к уменьшению количества рейсов.

По словам директора регионального представительства ОАО «Рефсервис» в Калининграде Бориса Фесенко, расчет парка порожних вагонов, доступных для перевозок на станциях Калининградской дороги в летний период приходилось делать с запасом, учитывая геополитическое значение области. По этой же причине имели место скопления порожних вагонов. Такие простои не могли не сказаться отрицательно на работе дороги в целом.

К простою дефицитного летом подвижного состава приводит невыполнение Литвой договоренности о выборочном осмотре рефрижераторных вагонов на станции Кибартай. Несмотря на то, что соглашение о том, что досмотр с открытием дверей рефрижераторов будет производиться выборочно – не более 35% от поданного подвижного состава, – было достигнуто еще в прошлом году, на литовской пограничной станции подвергают ветеринарному контролю с открытием дверей до 70% вагонов со скоропортом. Так, в июле на станции было досмотрено 659 вагонов. Отнимают драгоценное время многочасовые стоянки для выполнения таможенных и пограничных процедур на границе. Немало его теряется при маневровой работе, когда вагоны выставляются на особые пути для проведения досмотра. Литовская сторона в ответ на претензии калининградцев ссылается на требования Евросоюза, согласно которым досмотр должны проходить все вагоны данного типа. Таким образом, сроки доставки грузов и порожних вагонов значительно увеличиваются.

«Специфика организации перевозки порожних вагонов, направляемых под погрузку в Калининградский регион, в отличии от других регионов России, состоит в том, что изотермический подвижной состав накапливается по станции Вязьма, затем группой направляется на станции Калининградской дороги», - поясняет Борис Фесенко. Значительный отпечаток накладывает и то обстоятельство, что обслуживающие рефрижераторные секции бригады могут направляться в Калининградскую область лишь при наличии литовских виз, а ведь все следуемые под погрузку вагоны до отправки их на калининградскую дорогу в обязательном порядке отправляются на пункты промывки и дезинфекции вагонов.

В результате ОАО «Рефсервис» несет убытки. «Обеспечивая подвижным составом Калининградский узел, мы фактически заведомо идем на экономические потери, - подчеркивает начальник коммерческого отдела ОАО «Рефсервис» Андрей Меграбян. – На сегодняшний день парк изотермического подвижного состава собственников составляет порядка 2 тыс. единиц, однако, зная специфику работы на данном направлении, никто из них не спешит осваивать этот сектор рынка». При этом, добавляет он, у экспедиторов есть право работать с любым другим собственником подвижного состава, правда, таких желающих, за исключением ОАО «Рефсервис», работать на Калининградском узле пока нет.

Почему «Рефсервис» может

В этом году летний сезон совпал с реформой в системе РЖД, касающейся перевозок в изотермических вагонах. Главное изменение, пришедшее с реформой, состоит в том, что подсылка со станции выгрузки порожних вагонов под погрузку осуществляется по заявке конкретного грузоотправителя, экспедиторских организаций, заключивших договора с дочерним предприятием ОАО «Рефсервис», в связи с чем, распоряжение об адресовании вагона происходит сразу после его выгрузки.

Как поясняет директор регионального представительства ОАО «Рефсервис» в Калининграде Борис Фесенко, некоторая смута среди причастных к данному виду деятельности представителей бизнеса была вызвана, прежде всего, тем, что в предыдущие годы на этом направлении практика работы складывалась таким образом, что погрузка всегда осуществлялась с использованием резервного подвижного состава.

Кроме того, изменился и порядок оплаты за перевозки. С 1 мая пробег вагонов под погрузку в порожнем состоянии осуществляется за плату как по российским, так и по Литовским и Белорусским железным дорогам.

Новая технология работы имеет ряд преимуществ по сравнению с существовавшей до 1 мая 2006 года. «Снизилось число простаивающих в ожидании погрузки порожних вагонов. Период нахождения вагонов на дороге в ожидании погрузки сокращен до 1-2 суток, - рассказывает Борис Фесенко. – На клиента, будь то экспедиторская организация или грузоотправитель, возложена финансовая ответственность, если подданный в его адрес вагон стоит сверхнормативно, благодаря чему увеличилось качество планирования перевозок СПГ».

Вместе с тем, до настоящего времени имеют место намерения вернуться к практике работы в условиях большого числа резервных вагонов, простаивающих на дороге, что напрямую связано с обозначенными особенностями перевозки скоропорта на «местном» направлении, которых нет при перевозках внутри России.

Что же касается льготных условий перевозки непрофильных грузов в собственных вагонах ОАО «Рефсервис», о которых было объявлено с момента начала самостоятельной хозяйственной деятельности дочернего общества, то, как пояснил заместитель начальника отдела по коммерческой работе ОАО «Рефсервис» Александр Чернов, эти условия были объявлены для так называемых дорог выгрузки СПГ, к которым Калининградская дорога не относится. Эта мера соответствует изменениям в ценовой политике предприятия, которая будет базироваться на гибком тарифообразовании. «Если универсальные вагоны имеют стабильные маршруты и объёмы, то увеличение вагонной составляющей, например, ИВ-термоса, за счёт обратной загрузки, напротив, резко ограничено в силу узкой номенклатуры непрофильных грузов, пригодных к перевозке в изотермическом подвижном составе и несовпадением существующих маршрутов перевозки таких грузов с требуемыми направлениями», - подчеркивает генеральный директор ОАО «Рефсервис» Николай Аверков. Переход к системе гибкого ценообразования, на его взгляд, позволит улучшить загрузку подвижного состава, сократить его порожний пробег и, в конечном итоге, повысить конкурентоспособность дочернего общества.

При этом, предоставление обозначенных преференций в тарифах возможно только при условии, что не будет дефицита изотермического подвижного состава на данном направлении, - поясняют в «Рефсервисе». Только в этом случае транспортировка непрофильных грузов в изотермических вагонах будет оплачиваться по тарифным ставкам, применяемым при перевозках в крытых вагонах. Так, на сегодняшний день, например, из Сибири по направлению на Москву и Санкт-Петербург в ИВ-термосах «Рефсервис» перевозит картон, полимеры, сигареты, швейные изделия и т.п.

В ОАО «Рефсервис» также проработан вопрос предоставления скидок грузоотправителям, гарантирующим объемы перевозок в изотермическом подвижном составе круглогодично. «Преференции в тарифах создаются для тех компаний, которые заявляют наибольшие объемы перевозок, а также создают оптимальные условия работы подвижного состава по заявленной загрузке на станциях, – подчеркивает Андрей Меграбян.

Общие проблемы - совместными усилиями

Несмотря на востребованность ИВ-термосов по всей сети железных дорог, учитывая геополитическое значение Калининградской области, ОАО «Рефсервис» направило под погрузку более 300 вагонов в июне и 230 вагонов в июле, из которых было погружено, соответственно, 278 и 227. В том числе основными ООО «Калининград-Балттранс» было проэкспедировано 227 вагонов, ООО «Альфатранс» - 237 вагонов.

Как сообщил начальник коммерческого отдела ОАО «Рефсервис», транспортно-экспедиторские компании организовывали отправление специализированного изотермического подвижного состава в среднем каждого вагона более 6 суток, тем самым, завышая нормы оборота вагона, предусмотренного договором более, чем в два раза.

«Неритмичность погрузки на Калининградской дороге обусловлена и тем, что грузы поступают не со склада, а с производства, - поясняет Андрей Меграбян. - Поэтому дефицит или избыток подвижного состава зачастую создается вне зависимости от работы ОАО «Рефсервис».

Мы попросили прокомментировать ситуацию с простоем вагонов на Калининградском узле генерального директора ООО «Калининград-Балттранс» Вадима Дудина. По его словам, простои были связаны с тем, что у пивоваренной компании «ПИТ» был маленький (относительно заявленных объемов) фронт загрузки. «Вагоны стояли в ожидании подачи на пути, где производится погрузка пива», - сообщил он.

За комментарием относительно простоя вагонов, мы обратились и в другую транспортно-экспедиторскую компанию, осуществляющую деятельность в регионе, - ООО «Альфатранс». Так, по словам заместителя генерального директора компании Вячеслава Рункевича, некоторые вагоны могли стоять в накоплении из-за непредъявления груза к перевозке. То есть, заявленный объем погрузки не был выполнен. Следовательно, такие простои происходили исключительно по вине грузоотправителя.

Как поясняет Борис Фесенко, некоторая смута среди причастных к данному виду деятельности представителей бизнеса была вызвана, прежде всего, тем, что в предыдущие годы на Калининградской дороге практика работы складывалась таким образом, что погрузка осуществлялась с использованием резервного подвижного состава. В связи с переходом на коммерческую основу работы дочернего общества вагон должен в течении 2-3 суток уходить с Калининградской железной дороги груженным. «Созданная модель управления подвижным составом совершенствуется уже более двух месяцев, - говорит Борис Фесенко, - при выявлении отдельных недостатков модели будут предприняты меры по их устранению».

Чтобы обеспечить потребность пользователей железнодорожного транспорта в перевозках на калининградском направлении, ОАО «Рефсервис» и ОАО «РЖД» приходится находить пути решения многих проблем. Но это невозможно без активного взаимодействия с ними и других участников рынка – грузоотправителей и транспортно-экспедиторских компаний. Уже сегодня многие из них это понимают. Так, в лице «Рефсервиса» нашел для себя экономического партнера по обеспечению перевозок железнодорожным транспортом один из крупнейших в России производителей жировых систем - корпорация «Союз». «Принимая во внимание сложности обеспечения Калининградского региона подвижным составом, - отмечает руководитель ТЭС корпорации «Союз» Дмитрий Четвериков, - ОАО «Рефсервис» делает все возможное для своевременной отгрузки продукции нашей компании. Естественно, возникают технические и технологические проблемы с подсылкой вагонов под загрузку, но они решаются совместными усилиями».
Источник: Общая газета.РУ

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.