Ремонт как повод для конфликта

Все новости по теме: Калининградский транзит

Вторую неделю подряд из-за недостатка сырья, главным образом, российской нефти, простаивает Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод "Mazeikiu nafta" в Литве. Дело в том, что "черное золото" из России в городок Мажейкяй поставлялось по ветке нефтепровода «Дружба-1», которому после сороколетней эксплуатации требуется срочный ремонт. Эти работы в настоящее время производит российская компания «Транснефть». Правда, Росприроднадзор считает, что трубопровод вообще не подлежит ремонту и даже опасен для экплуатации. Между тем, в Литве видят в "неожиданных технических проблемах" с "Дружбой-1" "определенные политические причины" и пригрозили поставить на "ремонт" железную дорогу, соединяющую Калининград с остальной Россией.

По словам заместителя главы Росприроднадзора Олега Митволя, «на 70-километровом участке Унеча - Полоцк сейчас стоит более 500 муфт (или заплат), а система диагностики уже прогнозирует большое количество аварийных участков». Очевидно, что изношенная труба, даже снабженная многочисленными современными датчиками и насосами, должна быть заменена. Неясно, почему, например, аналогичная проблема на нефтепроводе корпорации «Бритиш Петролеум» в штате Аляска не вызывает резкой реакции американских властей. Тем более, что Мажейкяйский НПЗ может успешно обеспечивать себя сырьем по морю - через Бутингский терминал. Однако Вильнюс уже заявил, что в ответ на восстановление нефтепровода начнет ремонтные работы на участке железной дороги, соединяющем Калининградскую область с остальной Россией.

Хотя Москва объясняет, что поставки прекратились только по техническим причинам, высокопоставленные должностные лица Литвы усматривают и в этой проблеме политический фактор. По мнению Вильнюса, Москва якобы недовольна тем, что НПЗ продан не российской компании, а польской - PKN Orlen. На этой неделе литовский премьер Гядиминас Киркилас заявил, что хотя ему и не хочется верить, что у этой проблемы политический подтекст, он все же замечает, что «признаков этого становится все больше».

В конце прошлой недели в Вильнюсе проблемы с поставками нефти и железнодорожным транзитом обсуждались на встрече секретаря МИД Литвы Альбинаса Янушки и временного поверенного посольства РФ Дмитрия Цветкова. Литовцы по-прежнему считают, что затягивание ремонта на нефтепроводе «Дружба» носит политический характер, и грозят ответным "ремонтом". Наконец, президент Литвы Валдас Адамкус поддержал предложение начать ремонт железной дороги, используемой для транзита в Калининградскую область РФ, если это необходимо для обеспечения безопасности сообщения.

Как сообщил начальник Калининградского паромного комплекса Алексей Попов, чтобы область не становилась заложницей подобных ситуаций, сейчас форсируется работа по пуску железнодорожного терминала в городе Балтийске, через который будет налажена устойчивая связь с российским портом Усть-Луга. Паромный терминал начнет работать уже в октябре. Как заверил командующий Балтийским флотом (БФ) вице-адмирал Константин Сиденко, ограничение Литвой железнодорожного воинского транзита в Калининградскую область осложнит, но не парализует жизнедеятельность БФ, который свои грузы может доставлять и по морю. Однако эксперты считают, что ремонт путей бьет преимущественно по интересам простых людей. Он способствует формированию определенной социальной напряженности, которая негативно скажется на отношении населения российского эксклава к соседям из Литвы.

При этом свои причины негодовать есть и у российской стороны. Железнодорожные вагоны-рефрижераторы и контейнеры со скоропортящимися продуктами из области и без всякого ремонта регулярно подвергаются необоснованно долгим таможенным досмотрам, причем вопреки имеющимся договоренностям. Кроме того, велики и ставки за транзит российских экспортных грузов через территорию Литвы.

"Надо думать, что российско-литовская пикировка по поводу затянувшегося ремонта нефтепровода "Дружба" и ответного закрытия железнодорожного транзита на Калининград завершится миром. В любой хозяйственной неурядице соседа можно разглядеть политическую подкладку, если смотреть недобрым взглядом", - заявил в итервью Стране.Ru председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. По мнению политика, литовской и российской сторонам следует провести деловые переговоры по проблемам труб и шпал "без демаршей, затрагивающих свободу передвижения граждан". "Такого рода инциденты мешают международному сотрудничеству в Балтийском регионе, который по праву относится к числу приоритетных во всех программах Евросоюза", - заключил Маргелов.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Страна.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.