Цена ожидания

Все новости по теме: Авиаперевозки
Вы уже давно должны были лежать на пляже у моря, а вместо этого сидите в аэропорту в ожидании чартерного рейса? Знакомая ситуация. Единственное, что утешает, – вы не одни такие. Пассажиры 121 самолета в мае-июне 2006 года вынуждены были ждать своего рейса в аэропорту более 3 часов.

Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало список авиакомпаний России, которые чаще всего задерживают вылет своих чартерных рейсов. В тройку «лидеров» вошли «Калининград-Авиа» - 29 задержек рейсов за май-июнь этого года, «Вим-Авиа» - 25 задержек и авиакомпания KrasAir – c 17 задержками чартерных рейсов.
«Если происходит задержка рейса более чем на три часа, - рассказывает начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов, - мы применяем к авиакомпании санкции». Список чартерных рейсов согласуется в Росавиации каждый месяц. Если в предыдущем месяце авиакомпания задержала 15 рейсов из 100, то в следующем она получит право уже не на 100 чартерных рейсов, а на 85.
«В прошлом году было издано распоряжение, обязывающее перевозчиков иметь резервный самолет, чтобы в случае чего пересадить на него пассажиров, но, к сожалению, не все авиакомпании придерживаются этого правила», - посетовал Тимур Хикматов.
В авиакомпании KrasAir корреспонденту «Россiи» так объяснили свое попадание в «черный» список: «У нас больше всего чартерных рейсов – поэтому и задержек больше». Действительно, KrasAir занимает 2-е место по количеству чартерных перевозок после «Вим-Авиа», у которой за 2005 год из 1 миллиона 589 тысяч пассажиров 1 миллион 463 тысячи было перевезено чартерными рейсами. Всего же в России в 2005 году почти 25% пассажиров летали чартерными авиарейсами.
К сожалению, закона, обязывающего авиакомпанию предоставлять пассажирам при длительной задержке рейса горячее питание и гостиницу, в России нет. Но у каждой авиакомпании есть свои правила. Например, KrasAir предоставляет пассажирам питание каждые 6 часов задержки, за исключением задержки по метеоусловиям. Про гостиницу в авиакомпании умолчали, несмотря на то что у KrasAir, по сообщениям информагенств, случались задержки рейсов более чем на сутки.
В пресс-службе авиакомпании «Сибирь» рассказали, что через каждые 3 часа задержки пассажирам предоставляется горячее питание, а после 6 часов – гостиница.

Две стороны одной медали
Чартерные рейсы - это рейсы по заказу. «Чартеры позволяют летать тем авиакомпаниям, которые не имеют права на регулярные полеты, - рассказал пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь» Илья Новохатский. - Международные полеты регулируются авиационными властями тех стран, куда будут летать самолеты. Они обсуждают, сколько авиакомпаний будут летать, сколько раз в неделю. По старой памяти, еще со времен Советского Союза, все права отдаются «Аэрофлоту». Большинство других перевозчиков не имеет прав на регулярные перевозки, только на чартеры. То есть благодаря чартерам увеличивается конкуренция». Таким образом, у пассажиров появляется больший выбор сервиса и цен.
Цена – вот главный положительный момент чартерных рейсов. Они значительно дешевле, чем регулярные. Авиакомпания продает сразу все свои кресла туроператору, естественно, со скидкой. В цену билета на регулярном рейсе включены все риски, даже полупустой самолет полетит в рейс. При чартерных перевозках авиакомпания может совместить рейсы при неполной загрузке. Пассажирам первых рейсов приходится иногда ждать в аэропорту по нескольку часов. Судя по отзывам на сайте tourizm.ru, особенно любит этим грешить авиакомпания «Калининград-Авиа».
Но даже если самолет заполнен пассажирами и полностью исправен, это еще не гарантирует вам своевременного вылета. В случае каких-либо неувязок в аэропорту приоритет имеют самолеты регулярных рейсов. Они и вылетают раньше. Так что чартерные рейсы в некотором роде ущемлены в правах.
Полет чартерным рейсом может быть и менее комфортным. Здесь все, в первую очередь, зависит от заказчика. «Недавно был скандал с авиакомпанией Вим-Авиа, – рассказывает Илья Новохатский. - Туристы летели самолетом этой авиакомпании на Кипр, и им вообще не предоставили еды в самолете. Потом оказалось, что авиакомпания в этом не виновата, еду не заказал туроператор, чтобы было дешевле». Однако сервис в чартерных рейсах может быть и не хуже, чем в регулярных.
Цена – не единственный плюс чартеров. Они хороши еще и тем, что самолет довезет вас в любую точку мира. Не во все заманчивые для туристов места можно долететь регулярными рейсами без пересадок. Пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь» рассказал, что недавно компания получила права на регулярные рейсы в Испанию. Но зимой, например, летать куда-либо, кроме Барселоны, невыгодно. Поэтому в другие испанские города будут только чартерные рейсы.

275 рублей за час ожидания
Российское законодательство достаточно лояльно к непунктуальным авиакомпаниям. Согласно статье 120 Воздушного кодекса России, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы. И эти деньги можно получить с него, если перевозчик не докажет, что «просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика». Так что час ожидания стоит 275 рублей. Дешево же дают за наше личное время.
Да и полное возмещение морального вреда в нашей стране – большая редкость. Но если ваш рейс задержали и вы понесли непредвиденные расходы – стоит обратиться в суд. «Вы можете получить компенсацию всех ваших расходов – на питание, гостиницу, юридическую помощь, если вы ею воспользовались, - рассказал корреспонденту «Россiи» председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. – Главное, все расходы нужно задокументировать».
Возьмите чек в кафе аэропорта. Не успели на другой самолет – не выбрасывайте билет. Если задержка рейса «укоротила» вам отпуск, обязательно сохраните путевку.
Российские суды медленно, но верно начинают прислушиваться к жалобам пассажиров. В апреле этого года разрешились целых два дела, которые тянулись более полутора лет. Больше миллиона рублей заплатила авиакомпания «Прим-Эйр» в пользу 55 своих пассажиров. В 2004 году она задержала вылет самолета на трое суток. Почти 33 тысячи рублей отсудила у авиакомпании KrasAir пассажирка чартерного рейса в Монастир, который был задержан на 9 часов.

Наша справка

Количество задержек авиакомпаний за май-июнь 2006 года (по данным Федерального агентства воздушного транспорта):

1. Калининград-Авиа - 29
2. Вим-Авиа - 25
3. KrasAIR - 17
4. Авиалинии 400 - 11
5. Кавминводыавиа - 9
6. Трансаэро - 9
7. Сибирь (S7) - 8
8. Уральские авиалинии - 7
9. Авиалинии Кубани - 3
10. Ют-Эйр - 3
Источник: Россiя

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.