Великая стена -- в китайских границах

Китайская корпорация Great Wall, крупнейший в стране производитель пикапов и внедорожников, объявила вчера о замораживании на неопределенное время проекта по строительству в России сборочного производства, передает Интерфакс. Как заявил в Гонконге представитель Great Wall , компания откладывает проект из-за того, что не получила для него одобрения российских регулирующих органов. Вместе с тем представители Great Wall отмечают, что продолжают вести переговоры с российским правительством о строительстве сборочного предприятия.

Однако в Минэкономразвития отрицают даже наличие заявления со стороны этой китайской компании. Собеседник Интерфакса из МЭРТ уверяет, что Great Wall не вносила документы о создании производства в режиме промышленной сборки, и убеждает, что оснований для отказа в удовлетворении просьб компаний о создании предприятий в этом режиме нет, если заявление подано по форме.

О намерении построить предприятие в России Great Wall заявила весной этого года. В марте компания зарегистрировала дочернее предприятие в Татарии, которое и должно было начать строительство завода мощностью 50 тыс. автомобилей в год и объемом инвестиций от 70 до 100 млн долл. в свободной экономической зоне в Елабуге. На предприятии, которое предполагалось построить уже в 2007 году, компания планировала собирать три модели машин: пикап и два внедорожника, в том числе запущенный в прошлом году в производство Hover. Сначала на заводе предполагалось осуществлять отверточную сборку, а позже -- организовать промсборку со сваркой и окраской, а также расширить модельный ряд за счет легковых автомобилей.

В настоящее время Great Wall, хотя и является крупным игроком на китайском рынке, выпускает лишь порядка 200 тыс. машин в год. В России в прошлом году компания продала 8 тыс. автомобилей. Столько же в совокупности было реализовано в других странах СНГ. Однако компания заявляла о намерениях по увеличению объема продаж и созданию собственной дилерской сети в России.

Аналитики предполагают, что Great Wall отложила проект, проведя неформальные консультации с правительством и оценив перспективы. По мнению Дмитрия Парфенова из ИГ «Проспект», приоритетными задачами российского правительства на текущий момент является защита внутреннего производства. А приход Great Wall на российский рынок создал бы серьезную конкуренцию российским моделям (производства ГАЗ и УАЗ, в частности, таким, как «Бычки», «Газели», "УАЗ-Патриот", Ssang Yong) в той же ценовой категории и мог бы их серьезно потеснить. Вместе с тем г-н Парфенов отмечает, что у китайских производителей существуют проблемы на российском рынке: это отсутствие соответствующей российским стандартам сертификации и отсутствие сервисных центров. При этом, говорит аналитик, из-за достаточно низкой цены китайских машин, и в том числе внедорожников, спрос на них в России достаточно высок и может расти и дальше. По мнению эксперта, Great Wall постарается в ближайшие полтора--два года решить эти задачи и непременно будет стремиться закрепиться в России в качестве производителя в этот период.

Вообще же за последнее время интерес китайских автомобильных компаний к российскому рынку заметно усилился. О намерении создать предприятия в России заявили сразу несколько групп. Например, Chery намеревалась построить автозавод в Калининграде совместно с работающим в этом регионе российским «Автотором». Однако этот вопрос, как и вопрос о строительстве предприятия Great Wall, пока находится в подвешенном состоянии, поскольку чиновники решили пересмотреть статус Калининградской области как свободной экономической зоны. Если это произойдет, то не исключено, что Chery откажется от проекта. Кроме того, о планах по совместному строительству сборочного производства автомобилей совсем недавно заявили российский автодилер «Ирито» и китайская BYD Flyer, которые собирались организовать выпуск микролитражек и внедорожников Admiral. Компании подали соответствующие документы в правительство. Впрочем, пока ни одно из инвестсоглашений между китайскими автопроизводителями и российскими ведомствами подписано не было. И, как полагают аналитики, не будет подписано в ближайшее время: приоритетной задачей правительства остается поддержание собственной автомобильной отрасли, а допуск на рынок китайских компаний едва ли будет способствовать ее бурному развитию.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.