Ржавая "Дружба"

Все новости по теме: Калининградский транзит
Вильнюс не станет препятствовать движению российских грузов в Калининград

Литва спустила на тормозах конфликт между российской государственной компанией "Транснефть" и единственным во всей Прибалтике литовским нефтеперерабатывающим заводом Mazeikiu Nafta, грозивший вылиться в новый политический кризис. В ответ на известия об аварии на российском трубопроводе, приведшей к прекращению поставок сырья на НПЗ, Вильнюс обвинил Россию в политическом шантаже и пообещал Москве начать ремонтные работы на участке железнодорожных путей, связывающих Калининград с Россией. Однако в скором времени Вильнюс отказался от подобных планов, вспомнив про существование в Калининграде более 600 литовских фирм, которые работают в регионе или вкладывают финансовые средства в российский анклав.

Яблоко раздора

Со времен распада Советского Cоюза отношения между Россией и Литвой трудно назвать теплыми. Литва с опаской относятся к любым инициативам РФ. В качестве недавнего примера можно привести высказывания премьер-министра Литвы Альгирдаса Бразаускаса по поводу строительства Северо-Европейского газопровода, которое ведется Россией и Германией по дну Балтийского моря. В сентябре 2005 года премьер заявил, что прокладка нового нефтепровода может привести к экологической катастрофе, так как на дне моря покоятся тонны химического оружия гитлеровской Германии. Не стала исключением и занятая сторонами позиция по поводу продажи литовского НПЗ.

В начале 2005 года находившийся на грани банкротства "ЮКОС" объявил о планах продажи 53,7 процентов акций комплекса Mazeikiu Nafta. О намерении приобрести этот пакет заявили такие компании, как польская PKN Orlen, американская ConocoPhilips, казахская государственная "Казмунайгаз", а также российско-британская TНK-BP и российский "Лукойл". По результатам второго раунда тендера на покупку MN российские компании остались не у дел, хотя именно их прочили в новые владельцы. Как выяснилось, основными претендентами на покупку Mazeikiu Nafta стали польская и казахская компании, которые предложили наибольшую цену за актив. 26 мая 2006 года акции "ЮКОСа" приобрел польский концерн PKN Orlen за 1,492 миллиарда долларов.
Вездесущие поляки

Вслед за продажей бывшей компанией Михаила Ходорковского пакета акций MN о намерении найти покупателя для 30,66 процента ценных бумаг предприятия объявило и правительство Литвы. Под своим контролем оно решило оставить только 10 процентов акций. Одним из условий приобретения пакета правительство назвало обеспечение бесперебойной работы Mazeikiu Nafta. По решению литовского руководства, пакет акций должен был достаться все тому же польскому концерну PKN Orlen. В итоге в июне этого года сейм страны разрешил правительству осуществить сделку. Как подчеркнул тогда глава Минэкономики Литвы Кястутис Даукшис, поляки пообещали обеспечить НПЗ стабильными поставками нефти, предложив за 30,66 процента ценных бумаг за 851,8 миллионов долларов. Кроме того, PKN Orlen пообещал инвестировать в течение пяти лет около миллиарда долларов в реконструкцию предприятия. Ряд наблюдателей, правда, считает, что решение о продаже акций полякам было продиктовано скорее политическими, а не экономическими причинами. Ведь концерн PKN

Orlen не обладает собственными источниками нефти.

В результате заключенных польским концерном сделок под его контролем оказался единственный в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод с проектной мощностью переработки до 12 миллионов тонн углеводородов в год, нефтетерминал в Бутинге и нефтепроводы в Литве. В прошлом году PKN Orlen также получил контроль над чешским концерном Unipetrol и сотнями бензоколонок в Германии. Данные приобретения превратили польский концерн в одного из крупнейших игроков в Восточной Европе.

Российский ответ

29 июля 2006 года российская государственная компания "Транснефть" объявила об аварии, произошедшей в системе нефтепроводов "Дружба" на участке Унеча-Полоцк недалеко от границы РФ и Белоруссии. Результатом ЧП стало прекращение поставок нефти на НПЗ Mazeikiu nafta. Ремонтные работы продолжаются до сих пор, а срок их окончания неизвестен. Кроме того, президент компании Семен Вайншток заявил одному из англоязычных СМИ, что от эксплуатации трубопровода, возможно, придется отказаться совсем. По словам Вайнштока, обычный срок службы нефтепровода составляет 30 лет, а "Дружба" проработала 42 года. К тому же металлы, из которых выполнен нефтепровод, в настоящее время запрещены к использованию. И вообще, компания планирует перенаправить транспортные потоки, ранее шедшие через территорию Литвы, на нефтяные терминалы Одессы.

Стоит заметить, что Вайншток впоследствии смягчил свою позицию. С еще более "обнадеживающими" новостями для Вильнюса 9 августа выступил вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Он заявил, что в настоящее время российская компания выдала техническое задание на проведение независимой экспертизы состояния нефтепровода. Только исходя из выводов экспертов, "Транснефть" примет решение либо о капитальном ремонте, либо о строительстве новой магистрали. Однако о том, когда это решение может быть принято, Григорьев не сообщил. Примечательно, что произошедшая авария, по странному стечению обстоятельств, не сказалась на поставках нефти в Белоруссию, Германию и Польшу, которые получают углеводородное сырье по тому же нефтепроводу.

Око за око

Новости о прекращении поставок были восприняты правительством Литвы как политический шантаж с целью аннулирования сделки по продаже PKN Orlen пакета акций Mazeikiu Nafta, о чем и было заявлено на встрече секретаря МИД Литвы Альбинаса Янушки со временным поверенным посольства России Дмитрием Цветковым. Как отметил Янушка, его страна пристально наблюдает за развитием ситуации вокруг прекращения поставок нефти по российскому нефтепроводу. Вильнюс также довел до сведения российской стороны, что он в свою очередь в ближайшее время может начать комплекс ремонтных работ на наиболее изношенных участках железной дороги, ведущей в Калининград. В результате будет ограничено движение российских пассажирских поездов, а провоз различных грузов, включая военные, будет сведен практически на нет.
Бизнес - превыше всего

Однако вскоре Вильнюс передумал устраивать блокаду российского анклава. Выступая перед журналистами 7 августа, президент Литвы Валдас Адамкус заявил о своих надеждах на решение вопроса поставок российской нефти литовскому НПЗ в экономической, а не политической плоскости. 22 августа премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас объявил, что передвижение российских грузов не будет ограничено, даже если это потребуется из-за технического состояния участка железной дороги. Киркилас заверил Россию в том, что Литва стремится к хорошим взаимоотношениям с ней. Премьер напомнил о 600 литовских фирмах, которые работают или вкладывают значительные финансовые средства в Калининград, и выразил надежду на то, что здравый смысл возьмет верх, несмотря на недовольство некоторых компаний покупкой Mazeikiu Nafta польским концерном.

Отсутствие планов по проведению ремонта на железной дороге, идущей в Калининград, подтвердил 23 августа и министр путей сообщения Альгирдас Буткявичюс. Если руководство "Железных дорог Литвы" решит проводить ремонтные работы для повышения пропускной способности магистрали и безопасности пассажиров, Литва в обязательном порядке информирует своих коллег за два месяца до начала работ, сказал министр.

Здоровая конкуренция

Тем временем нефть на Mazeikiu Nafta поступает морем через нефтеналивной терминал Бутинге. В результате стоимость каждой тонны нефти увеличивается на 8 евро. Примечательно, что с начала года бензин норвежской Statoil вытеснил продукцию НПЗ с лидирующих позиций на топливном рынке Латвии. Местные власти призывают не увязывать данный факт с прекращением поставок российской нефти, объясняя сложившееся положение вещей здоровой конкуренцией на топливном рынке страны. Следствием такой конкуренции может стать еще большее сокращение доли продукции Mazeikiu Nafta на литовском рынке. Белорусские заводы Новополоцка и Мозыря обещают к концу года наладить стабильное производство бензина, отвечающего нормам ЕС по содержанию серы. В свете таких сообщений поляки уже сами не рады своему приобретению. Как заявил генеральный директор PKN Orlen Игорь Халупец, концерн может отказаться от права пользования опционом на покупку еще 30,66 процента литовского НПЗ. Решение руководства PKN Orlen будет зависеть от сроков починки трубопровода "Дружба". Так что, по всей видимости, российским компаниям удастся отыграться за свое поражение.
Источник: Lenta.ru

Слив гнева

Оксана Майтакова о том, как забалтывают проблемы медицины.