Паром Усть-Луга - Балтийск как альтернатива транзиту через Литву

Все новости по теме: Паром

Запуск паромного сообщения между портами в Усть-Луге и Балтийске логично дополняет палитру российских инфраструктурных проектов, направленных на обеспечение транспортной независимости России от сопредельных государств. Ввод линии в эксплуатацию подоспел как нельзя вовремя: он пришелся на период обострения отношений между Россией и Литвой, которое может привести к прекращению железнодорожного сообщения между двумя странами и необходимости задействовать на маршруте в Калининградскую область паром.

В первой декаде сентября из Усть-Луги выйдет паром "Балтийск", который через несколько дней будет принят в Калининградской области Президентом страны Владимиром Путиным, руководством Министерства транспорта и ОАО "Российские железные дороги". Параметры "Балтийска", приобретенного за рубежом у компании Finnlines, для России уникальны – он берет на борт как железнодорожные вагоны, так и накатную технику.

Вопрос коммерческой загрузки парома остается открытым, но участники транспортного бизнеса отмечают, что от проекта вовсе и не требуется быть рентабельным. Конечно, и объемы "ро-ро" перевозок в российские порты и в целом на Балтике растут, железнодорожное сообщение в направлении погранпереходов также развивается динамично, и, казалось бы, почему не воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой и не попробовать привлечь для строительства паромного комплекса инвесторов? Ведь ищет же Минтранс компании, которые готовы вложить средства и в менее проработанные идеи вроде строительства платного автобана Москва - Санкт-Петербург. Но подобных попыток не было, да, скорее всего, и не будет. Запуск линии и контроль над строительством гидротехнических сооружений был возложен на ФГУП "Росморпорт". Что не удивительно: ведь главная цель проекта, по словам министра транспорта России Игоря Левитина, – обеспечить надежную связь с Калининградом, а не заработать как можно больше денег.

В этом аспекте паромное сообщение Усть-Луга - Балтийск хорошо смотрится в общем "пейзаже" российской транспортной политики последних лет, направленной на то, чтобы уйти от рисков, которые связаны с непростыми взаимоотношениями нашей страны со своими соседями. Так, в 2001 году был введен в строй крупнейший российский нефтепорт "Приморск", на который в настоящий момент "замыкается" четверть отечественного экспорта углеводородов – 65 млн.тонн в год. В 2002-м Санкт-Петербург и Калининград связал паром "Георг Отс", предназначенный для перевозки пассажиров и транпортировки легковых автомобилей, в результате чего граждане России получили возможность путешествовать между двумя городами без виз и загранпаспортов.

В 2005 году неожиданно для многих достали из-под сукна идею строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Причем в отличие от других крупных инфраструктурных проектов, которые могут согласовываться годами, да так и не быть воплощенными в жизнь, к прокладке трубы СЕГа приступили практически мгновенно. Газопровод на 55 млрд.кубометров в год пройдет по дну Балтийского моря, что избавит и производителя, и потребителей газа от рисков неожиданной политики транзитных стран, в частности, Украины.

В конце того же 2005-го на конференции в Санкт-Петербурге "Балтийский транзит" начальник управления Администрации Президента РФ Модест Колеров вместе с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным дали однозначно понять транспортникам из стран Балтии, что будут добиваться того, чтобы отечественная грузовая база обслуживалась в России, а не за рубежом. Похожее заявление сделал и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, уточнив, что конкуренцию прибалтийским портам должен составить строящийся комплекс терминалов в Усть-Луге.

Паром "Балтийск" станет надежным резервом на тот случай, если железнодорожное сообщение с Калининградом, которое сегодня проходит по территории сопредельных государств, окажется под угрозой, уверен губернатор Калининградской области Георгий Боос. Не исключено, что проверить верность этого тезиса, равно как и то, справится ли "Балтийск" с государственной задачей, предстоит в самое ближайшее время. Существует мнение, что Литва, в ответ на действия России, которая перекрыла из-за ремонта нефтепровод "Дружба", якобы предположила, что может закрыть также "на починку" свою железную дорогу.

Остается надеяться, что линия не подкачает, а российские власти наконец-то сдержат свои обещания по строительству и других перегрузочных комплексов в порту Усть-Луга. Тогда действия Администрации Президента РФ и Минтранса по обеспечению транспортной безопасности страны и переводу отечественной грузовой базы под "российский флаг" можно будет назвать логически завершенными.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: РЖД-Партнер

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.