К концу августа на шельфе области добыт первый миллион тонн нефти

К концу августа на юго-востоке Балтийского бассейна, то есть на шельфе Калининградской области, добыт первый миллион тонн нефти; c недавнего времени работает там и нефтяной терминал. К концу 2006 года в этом секторе моря намечено добыть еще около 300 тысяч тонн.

Российский нефтяной бизнес обещает наращивать "калининградскую" нефтедобычу, чтобы в перспективе оказались рентабельными строительство и работа нефтеперерабатывающего завода в Калининградской области. Проекты такого завода и нефтепровода к Калининграду (а не к латвийскому Вентспилсу...), как свидетельствуют архивы, поддерживал еще в 1970-х годах А.Н. Косыгин. Но тогда победили, увы, критерии "геополитической целесообразности"...

Нефтегазовые ресурсы Балтики разведаны самое большее на 75 процентов, в том числе в российском ее секторе - примерно на 85 процентов, датском и шведском - по 70 процентов. Запасы нефти и газа разведаны и на шельфе вблизи морской границы Латвии и Литвы, между датскими островами Борнхольм и Кристансе, юго-восточнее шведского острова Готланд. Всего запасов балтийской нефти разведано 200 миллионов тонн, свыше 80 процентов их сосредоточено в центральной и южной Балтике. Но наиболее крупные месторождения этих ресурсов расположены на Калининградском шельфе, в том числе вблизи Куршской косы.

Споры о принадлежности некоторых участков "внутрибалтийских" границ затрудняют не только разведку и освоение балтийских нефтегазоресурсов, но и рыбопромысел. Подтверждение тому - неоднократные "разбирательства" Латвии с Литвой, Германии и Дании о принадлежности ряда балтийских участков, которые к настоящему времени предварительно урегулированы на принципах совместного освоения ресурсов. По экспертным прогнозам, ресурсы нефти в Балтийском бассейне не столь значительны, как, например, на Каспии или в Азовском море, чтобы минимум наполовину обеспечивать ежегодный спрос примыкающих территорий в нефти. Ситуацию многие десятилетия "исправляли" поставки и экспортный транзит нефти из РСФСР в западные регионы теперь уже бывшего СССР, включая Калининградский анклав. Но теперь российские энергоносители, как отмечал наш еженедельник, дорожают даже для Калининградской области. Поэтому давние проекты развития нефтедобычи и нефтепереработки в этом анклаве оказываются востребованы. По словам представителя этой области в Совете Федерации Николая Тулаева, дорабатывается проект современного нефтеперерабатывающего завода вблизи Калининграда, который будет работать преимущественно на местном сырье: со временем это позволит полностью обеспечивать регион нефтепродуктами.

В отличие от Каспийского бассейна, пересекающих балтийскую акваторию нефтепроводов, пока не предвидится. Не в последнюю очередь потому, что Швеция и Дания снабжаются нефтесырьем из Норвегии. Польша с Германией получают преимущественно российскую нефть по нефтепроводам через Украину и Белоруссию; Финляндия снабжается российской нефтью напрямую (через Ленинградскую область) по трубопроводу и танкерами. Но главный критерий создания "трансморских" трубопроводов - объем нефтяных ресурсов Балтики, а он, по мнению специалистов, едва ли обеспечит стабильную рентабельность трансбалтийских нефтеартерий. Тем временем первая российская нефтяная платформа на Балтике действует с 2004 года в 22 километрах от калининградского побережья. Добываемое сырье подается на береговой нефтесборный пункт по подводному трубопроводу. Капиталовложения в этот проект уже достигли 7,7 миллиарда рублей: здесь планируется ежегодно добывать до 650 тысяч тонн нефти, а общие запасы этого месторождения составляют 10,3 миллиона тонн. Минимум 65 процентов добываемого сырья будет направляться на местный нефтеперерабатывающий завод. Он, по большинству прогнозов, станет весьма серьезным конкурентом близлежащих НПЗ в Мажейкяе (Литва) и Гданьске (Польша), работающих почти исключительно на российской нефти.
Источник: Российская газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.