Власть несбывшегося: финансовый рай без льгот и работ

Фото "Новый Калининград.Ru".
Все новости по теме: Итоги года-2011
В 2011 год мы вошли с важной задачей на ближайшую пятилетку: решить "проблему-2016". C 1 апреля 2016 года предприятия Калининграда лишатся таможенных льгот, предусмотренных положением о переходном периоде закона об ОЭЗ. Из-за этого область может потерять, по разным оценкам, до 20% внутреннего регионального продукта, больше 500 предприятий или 70 тыс рабочих мест.

Перед лицом этой проблемы и власть, и общество повели себя очень по-человечески, но совсем не "по-государственному". Это очень по-человечески - сначала решать самую очевидную, легкую и сиюминутную задачу, а потом браться за нечто большее. Так женщины готовы часами искать платье, которое "стройнит", вместо того, чтобы привести фигуру в порядок, а трудоголики литрами пьют “Фервекс” при первом же приближении простуды, лишь бы "не свалиться", и не обращают внимание на "пошаливающее сердце".

Губернатор в этом году колесил по городам и весям, таская за собой Александра Жукова как тряпичную куклу, депутаты всех уровней активно избирались и давали обещания, а бизнесмены охотно вздыхали на форумах о своем нелегком будущем. Все они решили тактические задачи - бабушки всех поселков региона (а не только в Гурьевском районе) знают теперь Цуканова, а некоторые - даже Жукова, кандидаты получили вожделенные депутатские портфели, а проблемы бизнеса теперь "на слуху". Только стратегической задачи эти тактические шаги не решили.

Поведение бизнеса тоже можно понять. Во-первых, предприниматели - не субъекты законодательной инициативы, во-вторых, региональная и федеральная власть не проявила последовательности в решении "проблемы-2016".  В таких условиях стратегию развития собственного бизнеса строить сложно, не говоря уже о том, чтобы вкладываться в идеи по развитию региона.

boos.jpgПравительство Бооса планомерно настаивало на том, чтобы переходный период был продлен. Весной 2010 года в Думе прошли парламентские слушания, где депутаты согласились с этой идеей. Губернатор Цуканов в начале своего правления публично поднимал вопрос о продлении переходного периода, но уже через считанные месяцы попросил бизнес "не обольщаться", что переходный период может быть пролонгирован. В 2011 году ситуация прояснилась окончательно. В январе в ходе очередного визита на тот момент спикер Госдумы Грызлов заявил, что продлить переходный период закон не позволяет.

“Было время местным бизнесменам перестроить свою экономику, свои предприятия. Для этого был изобретен переходный период предыдущей редакции закона об ОЭЗ, чтобы они могли модернизировать свое производство и попытаться интегрироваться в Евросоюз в том числе. Но этого не произошло в полном объеме, все сидят и ждут, что же будет дальше, продлят закон или не продлят", - безапелляционно заявил губернатор Николай Цуканов.

Помощь пришла внезапно и оттуда, откуда ее совсем не ждали. Депутат от Калининградской области в Госдуме прошлого созыва Евгений Федоров заявил, что парламент вместе с правительством области готовят федеральный закон о новом экономическом статусе региона. Он будет учитывать многие особенности географического и экономического положений региона с учетом вступления России в ВТО, пообещал парламентарий. Эти же обещания повторил другой, теперь уже - бывший депутат от Калининграда в Госдуме пятого созыва Юрий Савенко.

После этих заявлений в области началась сущая кутерьма - форумы, круглые столы, обсуждения. Итоги их, к сожалению, были очень уж неконкретны, если были вообще. Ни чиновники, ни политики, ни кто бы то ни было еще из участников всех этих мероприятий не смогли родить идею, которая бы составила основу нового закона. Вообще, кажется, что губернатор искренне полагал, что стратегия автоматически появится, выскочит на его стол, как зайчик из-под елочки, как только будет проведено какое-то критическое число форумов. 

Фактически нам необходимо придумать такой механизм, чтобы Калининградская область после потери льгот в 2016 году смогла бы существовать уже в условиях ВТО, когда пошлины будут снижены для всех, пусть и не настолько существенно, как это было прописано в положении о переходном периоде. При этом за оставшийся срок предприятия региона должны будут каким-то образом усилить свои позиции на российском рынке (а пока именно там находятся основные потребители калининградских производителей), так как конкурировать придется не только с российским, но и иностранным производителем на менее выгодных условиях. 

За этот год изобрести некий спасительный экономический концепт у власти не получилось. Более того, на какой стадии находится разработка законопроекта - тайна за семью печатями. Интеллектуальная импотенция скрывалась громкими предвыборными заявлениями. То Путин сравнил Калининград с конфеткой, то региональная власть рапортовала об активнейшей работе над новым законом.

juk.jpgИтогом всех этих дискуссий стало заявление Александра Жукова — экс-вице-премьера правительства, кандидата в депутаты Госдумы, калининградского “паровоза”, а теперь первого вице-спикера Госдумы. "Я обещаю, что мы еще до выборов этот вопрос решим”, - сказал он, отвечая на вопрос о статусе Калининградской области после истечения срока действия Закона об особой экономической зоне.

Жаль, не уточнил Жуков, до каких именно выборов этот вопрос будет решен. Мы-то все по наивности подумали, что до госдумовских. Но до выборов не случилось ничего, а сразу после них из закона об ОЭЗ удалили главу о переходном периоде. Положение о нем также прописано межправительственными соглашениями, но на том уровне пока не созданы все необходимые подзаконные акты.

Так и остался деловой Калининград по итогам 2011 года у разбитого корыта — надежды на продление переходного периода лишили, нового закона об особом экономическом статусе региона не придумали. Меж тем, скорость принятия федеральных законов, как уже неоднократно озвучивалось, составляет 2-3 года. Времени на "придумывание" осталось не слишком много. А единственное более-менее стратегически ориентированное исследование, проведенное компанией McKinsey, до сих пор не стало достоянием общественности.

И страшно не то, что чего-то какого-то конкретного документа пока еще нет. Страшно, что эти важнейшие для области документы могут и не появиться. В судьбоносной для себя борьбе за чиновничьи и депутатские портфели чиновники-политики готовы обещать все, что угодно, лицемерить, отказываться от своих слов и снова обещать. А те важные вопросы, ради решения которых этим удивительным людям даются портфели, платятся налоги и делегируются всяческие полномочия, так и остаются открытыми. 

Ирина САТТАРОВА

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.