Балтика спорит с Каспием?

В конце августа на юго-востоке Балтийского бассейна, т.е. на шельфе Калининградской области, добыт первый миллион тонн нефти. С недавнего времени работает там и нефтяной порт. К концу 2006 года в этом секторе моря намечено добыть еще около 300 тысяч тонн.

Российский нефтяной бизнес обещает наращивать калининградскую нефтедобычу, чтобы в перспективе оказались рентабельными строительство и работа нефтеперерабатывающего завода в Калининградской области. Кстати, проекты такого завода и нефтепровода к Калининграду (а не к латвийскому Вентспилсу), как свидетельствуют архивы, поддерживал еще в 1970-х годах А.Н. Косыгин. Но тогда победили, увы, критерии “геополитической целесообразности”.
Нефтегазовые ресурсы Балтики разведаны самое большее на 75%, в том числе в российском ее секторе – примерно на 85%, в датском и шведском – по 70%. Запасы нефти и нефтяного газа разведаны и на шельфе вблизи морской границы Латвии и Литвы, между датскими островами Борнхольм и Кристиансе, юго-восточнее шведского острова Готланд. Всего запасов балтийской нефти разведано 200 миллионов тонн, свыше 80% их сосредоточено, судя по упомянутым территориям, в центральной и южной Балтике. Но наиболее крупные месторождения этих ресурсов расположены на Калининградском шельфе, в том числе вблизи Куршской косы.
Споры о принадлежности некоторых участков “внутрибалтийских” границ затрудняют не только разведку и освоение балтийских нефтегазоресурсов, но и рыбопромысел. Подтверждение тому – неоднократные “разбирательства” Латвии с Литвой, Германией и Данией о принадлежности ряда балтийских участков, которые, впрочем, к настоящему времени предварительно урегулированы на принципах совместного освоения ресурсов.

По экспертным прогнозам, ресурсы нефти в Балтийском бассейне не столь значительны, как, например, на Каспии или в Азовском море, чтобы минимум наполовину обеспечивать ежегодный спрос примыкающих территорий в нефти. Ситуацию многие десятилетия исправляли поставки и экспортный транзит нефти из РСФСР в западные регионы теперь уже бывшего СССР, включая Калининградский анклав. Но теперь российские энергоносители, как отмечала “Россiя”, дорожают даже для Калининградской области. Поэтому давние проекты развития нефтедобычи и нефтепереработки в этом анклаве оказываются востребованы. По словам представителя этой области в Совете Федерации Николая Тулаева, дорабатывается проект современного нефтеперерабатывающего завода вблизи Калининграда, который будет работать преимущественно на местном сырье, со временем это позволит полностью обеспечивать регион нефтепродуктами.
В отличие от Каспийского бассейна, пересекающих балтийскую акваторию нефтепроводов пока не предвидится. Не в последнюю очередь потому, что Швеция и Дания снабжаются нефтесырьем из Норвегии, а также постепенно сокращают нефте- и газопотребление. Польша и Германия получают преимущественно российскую нефть по нефтепроводам через Украину и Белоруссию; Финляндия снабжается российской нефтью напрямую (через Ленинградскую область) по трубопроводу и танкерами. Но, повторим, главный критерий создания трансморских трубопроводов - объем нефтяных ресурсов Балтики, а он, по мнению специалистов, едва ли обеспечит стабильную рентабельность трансбалтийских нефтеартерий.
Тем временем первая российская нефтяная платформа на Балтике действует с 2004 года в 22 км от калининградского побережья. Добываемое сырье подается на береговой нефтесборный пункт по подводному трубопроводу. Капиталовложения в этот проект уже достигли 7,7 млрд. рублей: здесь планируется ежегодно добывать до 650 тыс. тонн нефти, а общие запасы этого месторождения составляют 10,3 миллиона тонн. Минимум 65% добываемого сырья будет направляться на местный нефтеперерабатывающий завод. Он станет весьма серьезным конкурентом близлежащих НПЗ в Мажейкяе (Литва) и Гданьске (Польша), работающих почти исключительно на российской нефти.
Источник: Россiя

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.