Не субсидии, а отмена: как Путин «снизил» цены на билеты в Калининград

Все новости по теме: Авиаперевозки
Не субсидии, а отмена: как Путин «снизил» цены на билеты в Калининград

Проблема транспортной доступности Калининградской области обсуждалась в среду на прошедшем в госрезиденции в Пионерском совещании под руководством Владимира Путина. Президент предложил снизить цены на авиабилеты в Калининград за счет отмены НДС для авиаперевозчиков и назвал это хорошей новостью для калининградцев. Журналисты «Нового Калининграда.Ru» внимательно вслушались в беседу и выяснили, что на самом деле президент предложил убрать субсидии на авиаперевозки.

Небольшая предыстория. Авиаперевозки в Калининградскую область в «высокий сезон» — с мая по октябрь — субсидируются за счет федерального бюджета. Благодаря финансовым вливаниям, которые авиакомпании получают из казны, авиабилеты обходятся жителям региона в 7000 рублей до Санкт-Петербурга и обратно и в 7600 рублей до Москвы и обратно. Однако в прошлом году авиакомпании вместо того, чтобы пользоваться правительственными субсидиями, продавали билеты по рыночным ценам, их стоимость в один конец до российских столиц достигала, по разным оценкам, от 50 до 75 тысяч рублей. Региональные власти возмутились этой ситуацией, в итоге в 2017 году авиакомпании продавали субсидированные билеты исправно. Но поскольку спрос оказался весьма высок, а денег на эти цели дали меньше, чем год назад, льготные билеты закончились в начале августа, за два с половиной месяца до официального завершения программы. 

Основной авиаперевозчик «Аэрофлот» заявил, что денег на субсидии больше нет, и теперь он будет возить пассажиров в Калининград из Москвы и обратно по «плоскому» тарифу в 9350 рублей (на 1750 рублей дороже, чем по субсидируемым). Врио губернатора Антон Алиханов попросил Правительство РФ выделить дополнительные деньги. 

На совещании в госрезиденции в Пионерском в среду министр транспорта РФ Максим Соколов поднял тему субсидируемых перевозок в Калининград. Правда, в своём докладе он рассказал, что «в целях обеспечения воздушных перевозок из Калининграда субсидируются рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Мурманск, Архангельск и Калугу» и что этой услугой воспользовались почти 300 тысяч пассажиров — на 4% больше, чем за аналогичный период. Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале лета действительно заявил о расширении программы субсидируемых перевозок из Калининграда — в неё включили ещё пять городов. Однако прямых рейсов из Калининграда в Сочи и Калугу в летнем расписании аэропорта не значится, а о старте продаж субсидированных билетов в другие перечисленные министром города официальной информации не было. В основном перелёты по льготным тарифам осуществляются в Москву и Санкт-Петербург.

«В рамках фиксированных бюджетных ассигнований мы видим, что данная модель эффективно будет существовать, только если сделать такую же социальную направленность, как по программе перевозок пассажиров Восточной Сибири, Севера и Дальнего Востока. Поддержку получат пассажиры пенсионного возраста и молодежь до 23 лет. Это позволит расширить границы программы без увеличения объема бюджетного финансирования. Или же придется увеличить объемы финансирования. Их пока в бюджетных корректировках нет», — сказал министр на совещании у Путина в среду.

photo_2017-08-16_10-20-53.jpg

После этого Соколов озвучил предложение, которое, судя по дальнейшей дискуссии, очень понравилось президенту. «В целом же для развития региональной авиации мы предлагаем, и сейчас это предложение прорабатывается на отдельных региональных маршрутах, обнулить ставку НДС. Это позволит на 12–13% увеличить объемы перевозок, это даст развитие региональным аэропортам. Выпадающие объемы будут компенсированы увеличивающимся потоком объема пассажиров», — сказал Соколов.

Когда слово на совещании передали врио губернатора Калининградской области Антону Алиханову, тот в первую очередь сделал реверанс в сторону нового собственника аэропорта «Храброво» Романа Троценко, «отметив его усилия» с аэропортом, с которым «мы мучаемся десятилетиями». «Первый итог позитивный, хоть и с небольшим опозданием в 1,5 месяца от заявленных, но получили — это очень радует», — сообщил врио губернатора.

«Но, к сожалению, вопрос с авиаперевозками для нас стоит крайне остро. Это единственный безвизовый вариант добраться до основной территории РФ. Позволю себе не согласиться с предложением (министра транспорта) ввести категоризации по субсидиям, позитива это не принесет». Алиханов напомнил, что в 2011 году льготные билеты в Калининградской области полагались только пенсионерам и молодежи, и воспользовались ими всего 3 тысячи человек.

«В этом году уже 300 тысяч воспользовались. Поэтому если стоит вопрос о том, что средств дополнительных нет, то ни в коем случае категоризацию вводить нельзя, лучше оставить всё как есть, потому что социальный эффект будет крайне негативным, — предупредил врио губернатора. — У нас помимо жителей Калининградской области эти билеты покупают жители других регионов РФ, это существенно увеличивает нашу туристическую привлекательность».

Врио губернатора сообщил, что правительство работает над повышением конкуренции — одной из главных мер, направленных на снижение цен на билеты. «У нас появляются новые компании, приходят в аэропорт „Храброво“, и мы эту работу будем продолжать», — заверил Антон Алиханов. Правда, он не упомянул о том, о чем не раз говорилось ранее: привлекать новых авиаперевозчиков сейчас крайне тяжело, потому что все еще продолжаются реконструкция аэропорта и ремонт взлетно-посадочной полосы. «Но помимо просьбы о дополнительном финансировании, а нужно нам всего 150 млн дополнительных ассигнований на эти цели (субсидирование авиабилетов) в год, у нас продолжается работа по расширению конкурентного поля», — Алиханов еще раз акцентировал внимание на работе правительства.

«По поводу субсидий — сейчас это порядка 340 млн рублей. И я, если позволите, просто расскажу вам такую маленькую историю. В прошлом году у нас было порядка 400 млн, и компании недоиспользовали 54 млн рублей. Они обязаны были продавать билеты, но не продавали. То есть они нарушали эти соглашения, а постановлением Правительства РФ не предусмотрено никакой ответственности за это нарушение. И у нас на такую же сумму сократились ассигнования в этом году», — продолжил врио губернатора.

«Почему для них выгоднее продавать по самой дорогой цене, если им там субсидируется?» — удивился президент. 

«Экономика складывается таким образом, что заработок на субсидируемом билете — он, условно, фиксируемый. А заработок на обычном билете. В прошлом году у нас были билеты в эконом-класс за 70–75 тысяч рублей. Была довольно-таки тяжелая ситуация в прошлом году. Сейчас мы начали внимательно смотреть за тем, как используются…» — попытался объяснить суть проблемы Алиханов. 

«Подождите, откуда такие цены?» — прервал его Владимир Путин. 

«…Электронная система используется… Ну и мы работаем с новыми компаниями, чтобы они сейчас сюда заходили, — продолжил врио губернатора. — И я думаю, что ситуация будет улучшаться, по мере того как мы закончим работу по взлётно-посадочной полосе, полную реконструкцию аэропорта. Тем не менее она сейчас достаточно напряженная. Я уже не говорю о силовиках, которые не имеют возможности пользоваться другими видами транспорта, кроме как авиационным. Им достаточно тяжело не только себя, но и семью вывезти к родственникам на остальную территорию России».

На защиту «Аэрофлота» перед Путиным встал генеральный директор «Авиакомпании Россия» Дмитрий Сапрыкин. Он заверил, что «стоимость тарифа в части приведенного примера не является примером» и что «Аэрофлот» использует круглогодичный плоский тариф, который не зависит от колебаний. «Что касается использования субсидий, „Аэрофлот“ и „Россия“ являются получателями субсидий. Билет до Москвы 3800 рублей, все субсидии были выбраны группой „Аэрофлот“ полностью», — доложил он.

Но Владимир Путин, по всей видимости, думал уже о другом. «Максим Юрьевич (Соколов — министр транспорта) говорил об обнулении НДС для всех регионов. А если в Калининграде убрать НДС, насколько понизятся цены на билеты? На 10%? Это сколько будет?» — спросил он. «Если говорить о плоском тарифе „Аэрофлота“, билеты туда-обратно будут стоить ниже 9 тысяч рублей», — с готовностью сообщили Путину.

Со стороны тут же сложилось впечатление, что история с отменой НДС была домашней заготовкой — ведь на фоне впечатляющих сумм в 70–75 тысяч за билет «в один конец» некая сумма «ниже 9 тысяч» за билет «туда-обратно» казалась очень даже отличной идеей.

«Для нас это единственный анклавный регион России. И здесь есть определенные сложности в коммуникации. Важно либо субсидировать в полном объеме на эти 10%, либо снять НДС, как исключение для Калининградской области, — заявил Путин, подчеркивая каждое слово. — Я знаю отношение Минфина к этому вопросу, что это разрушает систему. У нас нет других регионов, подобных Калининграду. Нужно или полностью субсидировать эти 10%, либо лучше всего снять для Калининграда. Это будет и инвесторам на пользу, потому что объем перевозок увеличится. И для граждан, и для представителей бизнеса, силовых структур ситуация поменяется».

«Можно ли уточнение вашего поручения по субсидиям? — взял «на карандаш» замминистра финансов РФ Андрей Иванов. — У нас есть две модели субсидий на транспорт. Вот одна, о чем говорил Антон Андреевич (Алиханов)  — поддерживать отдельные категории, социальные. Для нас это тяжелая история, потому что…» 

«Я сейчас не говорю обо всех направлениях, — веско прервал его Путин, — только о Калининграде!» 

«Да, но Калининград поддержать именно как направление или категории определенные?» — пытался понять суть поручения замминистра. 

«Калининград как направление. Для всех. Если НДС убрать, то минус 10% в цене, я так понимаю», — пояснил президент. 

«Либо субсидия, которая?…» — сделал паузу после слова «которая» Иванов, ожидая, по всей видимости, что ему объяснят, о каких именно субсидиях идёт речь.

«Ну, с субсидиями сложно. Субсидии привязываются у вас, оказывается, к доходности по авиаперевозкам. Эти начинают хитрить, по сути, обманывать пассажиров, что у них дешевые билеты, а по сути — их там нет, этих дешевых билетов. А если убрать НДС — там нечего обманывать, минус 10% — и всё, чем изобретать такие сложные ходы. Я понимаю вашу позицию, — обратился он к представителю Минфина. — Но у нас таких анклавных территорий больше нет. Может, Сахалин. Но это другая история».

photo_2017-08-16_13-27-55.jpg

После этого замминистра финансов перевёл речь на ситуацию с паромами. Когда чиновники закончили её обсуждать, Владимир Путин вновь вернулся к теме авиаперевозок в Калининград. «НДС убираем. Я думаю, для жителей, тех, кто реально связан с Калининградом, это хорошая новость», — удовлетворенно заявил он. 

Тут уже слово попросил его полномочный представитель на Северо-Западе, бывший губернатор региона Николай Цуканов. Он рассказал, что ситуация с авиабилетами на самом деле аховая и в пиковую нагрузку цены достигали 60 тысяч рублей в эконом-классе. «Поэтому несколько решений нужно — по количеству рейсов, чтобы их расширять. Плюс требования по поводу продажи авиабилетов, серверов и систем. И НДС», — сказал Цуканов.

«А если субсидии — то нужно распространить их на весь год, — вернулся Николай Цуканов к теме льготных перевозок. — Они у нас сейчас сколько?».  «С мая по октябрь», — поддержал его нынешний врио губернатора Антон Алиханов. «Вот, нужно расширять действие на круглый год», — сказал Николай Цуканов. «Нет, тут же говорили — не субсидия, а просто снимаем НДС, — ответил Владимир Путин. — То, что решение должно быть комплексным, я согласен. Но НДС — это одна из ключевых вещей. Ясно, что должно быть и количество машин, и еще что-то. Надо все прописать». После этого разговор перешел к другой теме. 

К вопросу об НДС Путин вернулся уже во время личной встречи с Алихановым. «Что касается транспортной инфраструктуры, то надо довести решение о снятии НДС. Речь идет о снятии НДС вообще, чтобы не возникло через пару-тройку лет, когда программа будет отменена, чтобы они не отыграли эти 10%», — туманно сообщил президент.

Если поручение Владимира Путина будет исполнено и вместо субсидирования авиаперевозок просто будет отменен НДС, ожидать снижения цен на авиабилеты в Калининград не стоит. Ведь очевидно, что озвученные Минтрансом «ниже 9000 рублей» за билет после обнуления НДС — это больше, чем 7800 рублей по программе субсидирования. Возможно, президент просто не понял подчиненных, а те побоялись у него уточнить, что именно он имеет в виду. Куда хуже версия о том, что чиновники просто разыграли разговор таким образом, чтобы избавить казну от расходов на программу субсидирования авиаперевозок.

Текст — Оксана Майтакова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.