«Роды — еженедельно»: как Алиханов увидел свиней, уверенных в завтрашнем дне

Игорь Кузнецов и Антон Алиханов. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Сельское хозяйство

В минувший вторник врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов в рамках своего непрерывного предвыборного турне отправился в центральную часть региона. Под Черняховском, в окрестностях посёлка Покровское, под грозовыми тучами Алиханов открыл новую свиноферму с маточным стадом — но смог пообщаться со свиньями и их потомством лишь через окно. А затем строго поговорил с лесничими, впрочем — так же неконкретно, как и президент Владимир Путин, давший Алиханову наказ разобраться с незаконными вырубками леса. За очередными приключениями временного главы региона наблюдал корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

«Так и говорили: ты будешь свиноматкой»

«Ну где они, ё-моё, может, пойдём уже шашлык есть?» — то ли в шутку, то ли всерьёз воскликнул гендиректор ООО «Прибалтийская мясная компания три» Игорь Кузнецов. Крепкий широколицый мужчина, он вполне мог бы безо всякой подготовки сыграть главную роль в каком-нибудь сериале про Россию эпохи накопления первоначального капитала. Проблема с такими людьми именно в том, что никогда не понимаешь, всерьёз ли они что-то говорят или так странно шутят. Поэтому чиновники, деятели сельского хозяйства и журналисты, ожидавшие у входа на новую свиноферму в посёлке Покровское прибытия врио губернатора Антона Алиханова, вполне реалистично посмотрели на дымящийся чуть поодаль мангал.

Конечно, это была шутка. Канон предвыборной кампании, разработанный Алексеем Высоцким, личным политтехнологом вначале Николая Цуканова, а затем и Антона Алиханова, предполагает: кандидат должен всё время что-то открывать. Не столь важно, имеет ли отношение перерезание ленточки к реальному положению вещей на открываемом объекте. Дорогу на погранпереход «Мамоново-2 — Гжехотки» после того, как её торжественно «открыл» в сентябре 2015 года Цуканов, достраивали ещё пару недель. Со свинофермой всё было наоборот: она уже была готова, полностью заселена маточным стадом, которое уже успело дать потомство. Таким образом, торжество с участием Алиханова было более чем формальностью.

_NEV8862.jpg_NEV8874.jpg_NEV8890.jpg_NEV8898.jpg_NEV8858.jpg_NEV8953.jpg_NEV8948.jpg_NEV8961.jpg 
«Слово губернатору!» — провозгласила ведущая церемонии, когда Алиханов всё же прибыл. «Я пока ещё врио», — скромно улыбнулся временный глава региона. И рассказал, что после введения продуктовых контрсанкций в 2014 году местные переработчики свинины столкнулись с кризисом сырья, а свиноводство в России перестало быть приоритетом. Но — не в Калининградской области. Благодаря таким вот предпринимателям, как Игорь Кузнецов и его коллеги, которые, соответственно, потребности переработчиков смогут удовлетворить. Потому как намерены удвоить производство свинины, хотя и сейчас контролируют более четверти рынка.

«Всё, что производим, готовы съесть!» — с аппетитом поддержала начальника врио министра сельского хозяйства Наталья Шевцова. Со стороны мангала в подтверждение этих слов донёсся аромат шашлыка. 

Игорь Кузнецов уточнил: сейчас «Прибалтийская мясная компания три» производит 8,5 тонн свинины, а после реализации проекта свиноводческого комплекса полного цикла сможет удвоить объем производства. Кроме фермы-маточника на 3,6 тыс голов свиноматок и 100 тыс голов поросят, проект включает откормочник для доращивания поросят, а также комбикормовый завод — чтобы, соответственно, не зависеть от поставщиков кормов.

На свиноматок и их потомство чиновникам во главе с Антоном Алихановым пришлось смотреть через окна фермы. Опасность заражения африканской чумой свиней требует суровых мер безопасности: сотрудники предприятия попадают внутрь, лишь пройдя через душ и полностью переодевшись. «Хряков привезли из Норвегии, а маток назначили у себя, — рассказывал о формировании маточного стада временному губернатору Игорь Кузнецов. — Так и говорили: ты будешь свиноматкой». «Роды тут — еженедельно», — добавил совладелец компании Олег Родченко. «Опорос!» — решительно поправила фермера советник Алиханова и экс-глава управления Роспотребнадзора Татьяна Груничева.

В этот день Антону Алиханову рассказали много нового о современном свиноводстве. Во-первых, комплекс в Покровском работает по автономной технологии: здесь нет котельной, а обогреваются помещения с животными за счёт их собственных отходов жизнедеятельности (на случай суровых морозов установлены газовые горелки). Затем эти отходы попадают через сложную систему насосов в отстойники, где превращаются в органические удобрения. После этого они, с использованием оборудования других крупных агропромышленников, братьев Долговых, поступают на окрестные поля.

_NEV8905.jpg_NEV8911.jpg_NEV8909.jpg_NEV8927.jpg_NEV8933.jpg_NEV8941.jpg_NEV8965.jpg 

Не менее любопытен и процесс оплодотворения. Хряк-производитель сдаёт семя, соблазнённый привлекательным чучелом свиноматки. А затем в сопровождении специалиста гуляет вдоль загонов, определяя, какая матка находится «в охоте». «Всё непросто, как у людей, — сообщили владельцы фермы. — Ходит, смотрит, какую пора оплодотворять сейчас, какую после обеда, какую завтра». По мере прохождения через процесс оплодотворения свиней помечают фиолетовой краской. 

Когда Алиханов прильнул к очередному окошку, перед лицом врио губернатора сверкнули фиолетовыми задами десяток свиноматок. «Чистые, здоровые животные» — удовлетворённо отметила Наталья Шевцова. «Уверенные в завтрашнем дне!» — добавил кто-то из толпы.

По словам Игоря Кузнецова, в строительство маточного комплекса «Прибалтийская мясная компания три» вложила 560 млн рублей, половина из них — заёмные средства. «А в каких пропорциях помогало правительство?» — поинтересовались журналисты. «Правительство области помогало очень хорошо!» — бойко отрапортовал Кузнецов. «Это насколько?» — уточнили журналисты. «Очень хорошо!» — улыбался Кузнецов. «Даже невозможно сказать?» — не унимались корреспонденты. «Невозможно выговорить такую сумму!» — отбивался фермер.

Впрочем, тайной объем господдержки вовсе не являлся — эту информацию прессе предоставили в правительстве ещё до отъезда из Калининграда. За последние два года на возмещение процентной ставки по кредитам и расходов на строительство свинокомплекса «Прибалтийская мясная компания три» получила от правительства региона чуть более 33 млн рублей — 8,16 млн в 2016 году и 25 млн в 2017 году. 

Так что понять, иронизировал ли Игорь Кузнецов или бы крайне серьёзен, довольно сложно. Но тут поспел шашлык, и эта недосказанность растворилась в аромате жареной свинины. У кого-то из обитателей свинофермы уверенность в завтрашнем дне внезапно завершилась.

«Робин Гуды-миллионеры»

Если на свиноферме всё было конкретно и по делу — свиньи, хряки, поросята, навоз, шашлык, то следующая часть короткой программы очередного рабочего выезда Антона Алиханова страдала от дефицита конкретики. Впрочем, это объяснимо: ведь она была последствием довольно неконкретной встречи с президентом Владимиром Путиным на прошлой неделе. В ходе общения с Алихановым глава государства достал из печально известной «зелёной папки» ряд «обращений жителей» и передал их временному губернатору. Одно из таких обращений касалось якобы незаконных вырубок леса под Черняховском, и президент потребовал разобраться. Игнорировать просьбу президента накануне выборов — затея провальная, и Алиханов собрал совещание.

В конференц-зале администрации Черняховского городского округа его ждали полтора десятка лесничих, а также врио министра экологии Юрий Шитиков. Для начала Алиханов сообщил, что наиболее резонансная вырубка произошла… 2 года назад — в августе 2015 года. Вероятно, именно она и стала поводом для обращения к Путину. А срок, через который президент потребовал от Алиханова «разобраться», ярко свидетельствует об эффективности попыток повлиять на ситуацию посредством «письма Путину».

_NEV8977.jpg_NEV8972.jpg_NEV8979.jpg_NEV8986.jpg_NEV8989.jpg

Тем не менее вырубки продолжаются, заявил Антон Алиханов, и отметил ещё один «свежий» случай, произошедший 7 апреля нынешнего года в окрестностях посёлка Зеленцово. Впрочем, большая часть зарегистрированных вырубок незаконны лишь отчасти: они происходят не на землях лесного фонда, но на сельхозугодьях и на землях Минобороны. «Жители Калининградской области требуют защиты всех лесов!» — пафосно провозгласил Алиханов.

На деле с защитой всё довольно печально. Как рассказал Юрий Шитиков, работа кипит: только в 2017 году было возбуждено 77 дел об административных правонарушениях по факту незаконных рубок, ещё 3 дела — уголовные. А количество патрулирований лесов исчисляется тысячами. «С граждан взысканы миллион рублей, 2 с половиной миллиона рублей...» — монотонно перечислял итоги административных производств Шитиков. 

«Это что за миллионеры такие?» — удивился Алиханов. «Физлица, которые осуществляют незаконную вырубку», — уточнил очевидное Шитиков. «Робин Гуды-миллионеры? И что, они платят эти штрафы?» — уточнил врио губернатора. «Средства частично взысканы, реально в бюджет эти деньги не поступили», — ответил временный министр экологии.

Однако всю эту бурную деятельность сводит на нет отсутствие законодательных актов, которые позволяли бы пресекать вырубки на территориях, не входящих в лесной фонд. «С учетом жесткой позиции Антона Алиханова, необходимо разработать дорожную карту и реализовать совместно комплекс мероприятий по сохранению лесов на землях всех категорий», — бормотал Юрий Шитиков не очень понятно в чей адрес. Было очевидно, что закон, пресекающий вырубки лесов на землях сельхозназначения, а уж тем более — на территориях Минобороны, должен быть вовсе не региональным, а федеральным. Но если с подобной инициативой выступит крохотная Калининградская область, перспективы его поддержки теми субъектами, где ежегодно вырубается лес на примерно схожей территории, ничтожны. Тем не менее Путин дал поручение — и его нужно было отрабатывать.

В ходе совещания звучала масса ценных, но бесполезных предложений — увеличивать лесной фонд без нового межевания территорий; контролировать потребление незаконно заготовленной древесины при помощи ЕГАИС; заставить Минобороны поставить леса на землях ведомства на кадастровый учёт. Наиболее абсурдную идею озвучил врио вице-премьера по внутренней политике Александр Торба — его присутствие на совещании по проблемам незаконных вырубок вообще было довольно загадочным. «А нельзя ли использовать оборудование для наблюдения за пожарами в целях видеомониторинга незаконных вырубок?» — поинтересовался у лесничих Торба. Они посмотрели на него, как на умалишённого. После длительной паузы Торбе объяснили, что таких камер в регионе единицы, они фиксируют пространство на 360 градусов вокруг себя и могут фокусироваться лишь на точке лесного пожара. Инициативный врио вице-премьера умолк.

Финалом совещания стали пожелания в духе «за всё хорошее против всего плохого»: «выработать предложения по мерам ответственности», «обеспечить эффективную охрану», «усилить совместную работу не только с органами контроля и надзора, но и с энтузиастами-общественниками». «А горячая линия?» — не унимался Александр Торба. «Уже есть», — успокоил его Юрий Шитиков.

Текст — Алексей Милованов, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.