"Скелет" Абрамовича

Все новости по теме: Авиаперевозки
Если заказать билет на этой неделе, то в конце октября вы сможете долететь из Нью-Йорка в Лос-Анджелес всего за $49. Таковы расценки авиакомпании Southwest. От одного города до другого — 4000 км, это столько же, сколько от Москвы до Красноярска. Но попробуйте добраться до Красноярска за 1300 руб. Жаль, что самолеты американского авиадискаунтера у нас не летают, не правда ли? Гендиректор и совладелец “КрасЭйр” Борис Абрамович считает, что можно обойтись и без американцев: он решил создать собственный авиадискаунтер, или лоукостер. У него уже есть название — Sky Express, но пока еще нет самолетов и разрешения на полеты. Впрочем, последнее не станет проблемой: в Ространснадзоре говорят, что процедура сертификации Sky Express уже начата. А вот с самолетами, а особенно их обслуживанием, Абрамовичу придется повозиться.

Бизнес обычной авиакомпании похож на бизнес лоукостера не больше, чем корова на собственный скелет. Все лишнее “мясо” убрано. Пассажиры обычно идут к самолету пешком — за автобус никто не заплатил. Службы аэропорта практически не обслуживают и самолет — не дозаправляют и не убирают. Багаж полагается брать с собой в салон, чтобы не платить грузчикам. Стюардесс мало, а еду предлагают только за дополнительные деньги. Места в салоне распределяются по принципу “кто успел, тот и сел”, а поэтому пассажиры буквально бегут на посадку, сокращая время оплачиваемой стоянки. Кроме того, больше 90% билетов лоукостеров продается через Интернет — вот и экономия на кассирах и службах бронирования.

Казалось бы, рецепт простой. Но в нашей стране применить его пока не удавалось. В 2001 г. “Аэрофлот” объявил о намерении купить у миллиардера Ричарда Брэнсона дискаунтер Virgin Express Ireland. Не договорились. Год спустя ГТК “Россия” начала продавать билеты на некоторые рейсы из Москвы в Петербург по 1000 руб. — при средней по рынку цене в 1800 руб. Но выстроить безубыточную бизнес-схему “Россия” не сумела, и проект быстро угас. В 2003 г. совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев заявил, что создаст лоукостер для полетов из Калининграда в Европу. Но воз и ныне там. Проектом Sky Express до Абрамовича занимался американский фонд Indigo Partners, который создал лоукостеры Tiger в Сингапуре и Wizz Air в Венгрии. Но в России бизнес у американцев не пошел. Они не смогли арендовать аэробусы A320 и наладить электронную торговлю билетами, а потому с радостью продали Sky Express.

Так что попытка Абрамовича — уже пятая. Бывший коммерческий директор “КрасЭйр” Марина Букалова, которая возглавила Sky Express, уверяет, что на этот раз все получится. К ноябрю в страну завезут первые три Boeing 737, которые начнут летать из Внуково. В 2007 г. Sky Express ввезет еще 15 машин. Для финансирования первого этапа проекта нужно $48 млн. ЕБРР, который стал партнером Абрамовича по Sky Express, обещает выделить первые $20 млн в середине октября. Так что же, пора праздновать? Отнюдь. В отличие от пассажиров российские аэропорты прихода лоукостеров совсем не ждут. Не проблема заставить людей бегом нести чемоданы к самолету. Еще проще оставить их без обеда на борту. Но где найти в России аэропорт, способный обслужить самолет лоукостера как следует? В том же Внуково Sky Express будет заправляться и проходить техосмотры — наземные службы не готовы работать по транзитной схеме. Что уж говорить о региональных аэропортах. Они для быстрых сборов в обратный путь вообще не приспособлены. На стоянке не сэкономишь.

Еще одна головная боль — бронирование билетов через Интернет. Всемирная паутина не настолько хорошо опутала провинцию, чтобы Sky Express могла рассчитывать на серьезные продажи. Не говоря уж о том, что по требованию Минфина билеты должны выдаваться в бумажной форме. Немецкая компания Germanwings (которая вообще-то тоже дискаунтер, но в России продает билеты по тем же ценам, что и “Аэрофлот”) попыталась решить эту проблему с помощью штата кассиров, которые выписывают онлайновым покупателям бумажный билет прямо в аэропорту. Система работает, но экономического смысла в ней нет — расходы те же, что и при обычной торговле.

Возможно, поэтому Букалова не спешит делать громких заявлений насчет будущего снижения цен на перелеты. Пока она обещает сделать билеты Sky Express на треть дороже, чем билеты в купейный вагон, и на треть дешевле, чем у традиционных авиаперевозчиков. Мы подсчитали, сколько это примерно будет. Оказалось, что на сочинском направлении билеты “Аэрофлота” стоят дешевле, чем билеты в купе плюс 30%. Но на других направлениях кое-какая экономия все же получается. И на том спасибо.
Источник: SmartMoney

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.