Компания «Лукойл-Калининградморнефть» приступила к реализации планов по добыче нефти на месторождении Д-41 недалеко от поселков Куликово и Сокольники. В понедельник в администрации Зеленоградска прошли общественные слушания — представители нефтяной компании заверяли местных жителей в безопасности проекта, жители интересовались, что даст компания их городу. На слушаниях побывал и корреспондент «Нового Калининграда».
Первая нефть
О планах «Лукойла» начать разработку новых нефтяных месторождений в Калининградской области стало известно еще три года назад, когда в Балтийском море недалеко от Зеленоградска появилась плавучая буровая установка «Арктическая», благодаря которой нефтяники проводили геологоразведку. Генеральный директор ООО «Лукойл-Калининградморнефть» Юрий Кесслер тогда подтвердил — нефть в районе Куликово есть, добычу планируется начать в 2021 году.
Глава «Лукойл-КМН»: в районе Куликово нефть есть, начать добычу планируется через 7 лет
В 2015 году глава ПАО «Лукойл» Вагит Алекперов во время визита в регион планы компании подтвердил. Уже в этом, 2017 году он уточнил, что в Куликово устанавливать нефтяную платформу не планируется — бурение будет идти с суши. «Это небольшое месторождение, которое открыто, оно будет буриться буровой с суши и разрабатываться будет как прибрежное месторождение. Это локальный проект, локальное месторождение», — сообщил глава нефтяной компании. Основные инвестиции в перспективе нефтяная компания намерена вложить в другое месторождения — Д-33, которое находится далеко в море в районе морских полигонов Балтийского флота.
В понедельник на слушания в администрацию Зеленоградского района пригласили местных жителей. Их было немного — по всей видимости, не все желающие нашли возможность пойти на них в рабочее время. Местную власть представлял глава отдела по делам ГО и ЧС Эдуард Колкин, «Лукойл-Калининградморнефть» — руководители технических подразделений компании. Топ-менеджмент отличить от местных жителей было довольно легко по дорогим костюмам и часам.
Замруководителя проектного офиса ООО «Лукойл-КМН» Сергей Жидиляев подтвердил, что строить платформу в районе Куликово не планируется. Он рассказал, что кустовая площадка, на которой будут бурить скважины, уходящие в море под воду, расположится на участке с кадастровым номером 39:05:040602:2 в 17 км от порта Пионерский. «Строительство планируется начать в декабре 2017 года, бурение — в августе 2018 года, — рассказал Жидиляев. — Всего будет три скажины, бурение последней мы намерены завершить в октябре 2020 года. Первая нефть ожидается в 2019 году». Длина скважины составит 8 км, глубина — 2,2 км. Емкость месторождения — 3,927 млн тонн нефти, компания намерена извлечь 2 млн тонн.
В соответствии с проектом кустовая площадка расположится на участке площадью 6,09 га. Расстояние до пос. Сокольники — 1,3 км, до пос. Куликово — 2,6 км, до моря — 203 м. Как заявили представители «Лукойл-КМН», доступ к пляжу будет свободным. «С площадки даже моря не видно», — заверили они.
Не просто бла-бла-бла
Представители общественности разделились на два лагеря — одни интересовались тем, что получит Зеленоградский район от компании, которая намерена выкачивать нефть, вторые встали грудью на защиту нефтедобытчиков. Лагерь первых активно представлял главный редактор местного сайта «Зеленоградск. Онлайн» Виктор Середа-Дальский. «Кому это нужно вообще и кому выгодна эта добыча нефти? — поинтересовался он. — Что с этого будет аборигенам, какая выгода для конкретного муниципального образования?». Впрочем, ответа он не получил — выяснилось, что на слушаниях присутствуют только представители технического менеджмента компании, которые на подобные вопросы отвечать не уполномочены, и вообще это не вопрос слушаний.
«Компания „Лукойл“ располагает земельными участками на территории Зеленоградского городского округа площадью около 52 га. Это открытые данные Росреестра. Сегодня мы обсуждаем участок в районе Куликово и Сокольников, который находится в собственности компании „Лукойл-КМН“, его кадастровая стоимость 383 тысячи рублей. В 2016 году компания заплатила платежей за этот участок 2754 рублей. Это — информация от комитета по финансам администрации, — рассказал Середа-Дальский. — Рядом расположен участок № 3, его кадастровая цена 8 млн рублей, налог с него в бюджет — 120 тысяч рублей в год. И есть ещё один объект — АЗС „Лукойл“ в Зеленоградске. Кадастровая цена участка площадью 130 кв. м — 24 млн рублей, арендная плата — 363 тысячи рублей. Получается, что за заправку платят больше, чем за землю, на которой будут добывать нефть… Бусы для аборигенов!»
Представители «Лукойла-КМН» в ответ заявили, что компания платит большие налоги — одного только налога на добычу полезных ископаемых — 3,5 млрд рублей. «Около 50–200 млн рублей идут Зеленоградску!» — заверили они. Впрочем, подтвердить или опровергнуть эти данные никто не смог.
«Хорошо. Вопрос — куда будет отправляться эта нефть?» — спросил Середа-Дальский. «В основном западным потребителям, — не открыли Америку представители „Лукойл-КМН“. — На территории Калининградской области, к сожалению, нет мощностей, которые способны перерабатывать добытую нефть».
«Балтийское море не приватизировано! Налоги эти наши, которые мы платим! Нам с этого что будет? Дырка от бублика? Никакой пользы народу! Вы сами себе прибыль делаете, — разгорячились участники слушаний. — Бензин не подешевеет, бюджет не получит ничего!». «Кому это нужно и кому выгодно? Хорошо, ответ будет через газету», — записал что-то на бумаге ведущий слушаний Эдуард Колкин.
«В республике Коми жители 14 сел собрали подписи за запрет деятельности по нефтедобыче. У нас же тоже тут край города недалеко, — напомнил местный житель Олег Ионин. — Случись тут возгорание, каким образом будут его ликвидировать?». «Там будут подъездные пути, мы сделаем дороги. Проводятся постоянные учения и тренировки», — заверили местных жителей представители «Лукойла-КМН». Они напомнили, что недалеко от будущей стройки располагаются объекты и «Лукойла», и «Газпрома», и все требования к безопасности соблюдаются.
«Хорошо, что „Лукойл“ платит налоги. Но нужно, наверное, разобраться, что получают местные жители, создать специальную комиссию и быстро совместно решать вопросы», — попытался внести конструктив в обсуждение общественный активист Игорь Фургачев, известный больше по протестам против строительства угольной ТЭС в районе Светлого. Предложение Фургачева внесли в протокол.
«Меня зовут Альбина Гаврикова, я местный житель, — взяла слово очередная участница слушаний. — Я послушала одну сторону, другую… Нам кажется, что все нам навредят. Но я хочу немного в пользу „Лукойла“ сказать. Это серьезная организация, и все это знают. Да, мы все хотим выгоды. Но деньги в бюджет не будут лишними. Я родилась здесь, знаю поселок Куликово, всё понимаю — дорога там пыльная. Но почему „Газпром“ у нас дорогу не делает?»
Море в районе Куликово
«Каждое лето в Куликово на море горы мусора, свалки. Где вы, жители Куликово? А реки, которые в море впадают? Там раньше лосось ловился, а сейчас грязно! И почему нападки на „Лукойл“? Он, что ли, во всём виноват? Они же, наверное, не просто так бла-бла-бла! Нужно подумать о серьезности и глобальности проекта, он на мировом уровне и нужен нам всем — выгодно нам или нет!» — разгорячилась местная жительница.
«В советское время бензин стоил 10 копеек! Я могу купить 200 тонн бензина с зарплаты. А сейчас с пенсии — 400 литров! Чьи это деньги? Я их отдаю им! — попытался прервать защитницу нефтяников один из участников слушаний. — Бензин будет дорожать постоянно. И это мы платим налоги с него! В Америке бензин в два раза дешевле, чем у нас». «Если бы „Лукойл“ нам объяснил, что получит муниципалитет. Детский лагерь, к примеру, построят… Что народу с этого? Ничего! Мы давно разделились на „мы“ и „они“. А нам с этого дуля!» — вступила в дискуссию помощник депутата облдумы Ирина Шахова.
«Мы работаем здесь для развития региона. Я приехал сюда из Юго-Восточной Сибири, так там регионы, наоборот, хотят, чтобы у них нефть добывали! — ответил на это замдиректора „Лукойл-КМН“ по бурению Вячеслав Андрианов. — А бензин в США в два раза дороже, чем у нас!» Слова Андрианова вызвали шум и смех в зале. «А вы, как помощник депутата, расскажите жителям, как формируется бюджет и куда идут из него деньги. А то вопросы задаете вообще непонятные, будто вы вообще не в теме. Часть налогов идет в федеральный бюджет и безусловно поступает в муниципальный! Поинтересуйтесь у депутатов и администрации! — заступился за „Лукойл“ представитель некого фонда экологического просвещения Виктор Медведев, обращаясь к Шаховой. — Я не знаю, почему компания „Лукойл“ так плохо подготовилась к слушаниям, но насколько мне известно, она вкладывает колоссальные деньги в Калининградскую область — и в парк „Куршская коса“, и в социальные проекты, и помощь различную. Почему они не рассказывают об этом, я не понимаю. Нужно опубликовать это в газете!»
Потом зачем-то слово отдали очень пожилому мужчине. Пенсионер признался, что его пригласили на слушания, но он не знает для чего, потом минут 15 рассказывал о каком-то бетоне у себя во дворе и других личных проблемах. «Дедушка, садитесь уже! Ну ведите же совещание!» — пытались прервать словоизлияния пожилого человека участники слушаний. Но он не останавливался. Стало очевидно, что слушания пора заканчивать, потому что рассказ пенсионера грозил стать бесконечным.
Когда участника удалось наконец усадить пожилого человека на место, главред сайта «Зеленоградск. Онлайн» Виктор Середа-Дальский вернулся к теме «дешевых бусиков для аборигенов», которые, по его мнению, предлагает местным жителям «Лукойл» взамен на нефть. Он напомнил, что в рамках соглашения между правительством области и «Лукойлом» нефтяники согласились вложить 120 млн рублей в реконструкцию Медсанчасти № 1 и 30 млн — в строительство новых спортивных детских площадок в разных муниципалитетах, причем Зеленоградска в списке нет. «У нас здесь в основном технические специалисты. Но вопросы, которые поднимаются, — справедливые. Если их не поднимать, то мы и без бусиков останемся», — признал глава отдела ГО и ЧС Эдуард Колкин.
«Как сделать меньше бедных — это не тема нашей встречи! — взял наконец слово глава отдела общественных связей компании Андрей Салтыков. — Компания перевела обещанные деньги в бюджет региона. А как их делят, кому строят площадки — это вопросы к правительству области». За ответом на вопрос о том, что будет с деньгами, которые «Лукойл» обещал на реконструкцию Медсанчасти, восстановить которую, как выяснилось совсем недавно, оказалось невозможным, Андрей Салтыков также отправил к областным чиновникам. «Деньги переведены, как их будут распределять — вопрос к правительству», — сообщил он.
После этих слов стало понятно, что совместная рабочая группа из числа жителей Зеленоградска и сотрудников нефтяной компании вряд ли изменит что-то в самом городе и на побережье, ведь обещанные миллионы уже переведены в бюджет «Ну что тут скажешь. Область нас продала. Решила свои вопросы. А нас даже без новой площадки оставила», — заметил один из местных жителей, покидая администрацию.
Текст — Оксана Майтакова, фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград», pkk5.rosreestr.ru.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter