Калининградская область помнит немало заявлений о грядущих прорывах в экономике, особенно времен Георгия Бооса. Возможно, именно его прожекты стали причиной того, что авторы новых идей предпочитают говорить о них с осторожностью и не бежать впереди паровоза. Именно так произошло с проектом сухого порта в Черняховске, о котором стало известно только после недавней федеральной победы. При этом он уже потихоньку начал реализовываться. О том, в чем заключается проект, что может дать региону и как удалось о нем заявить на федеральном уровне, «Новому Калининграду» рассказал руководитель группы его разработчиков — замдиректора Корпорации развития области Олег Скворцов.
У проекта есть предыстория, и она связана с кризисом морских перевозок из Китая. В чем он заключался?
До 2015 года 99% мирового оборота контейнеров шло по морю, однако крупнейшие морские контейнерные линии имеют американские «корни». Китай, который стремился увеличить торговый оборот с Европой (он сейчас составляет 30 миллиардов евро в год), опасался, что ему начнут повышать тариф на перевозки морем. При этом сроки доставки грузов из Азии в Европу по морю составляют 45–55 суток. Доставка по железной дороге через Казахстан и Россию — всего лишь 10–15 дней.
Что сделали китайцы?
В 2015 году Китай начал восстанавливать контейнерное железнодорожное сообщение между Азией и Европой. Появился проект «Новый шелковый путь». В итоге на границе Казахстана и Китая был построен сухой порт «Хоргос: восточные ворота». Инвестором и владельцем порта стала компания DP World (ОАЭ), один из крупнейших собственников портовой инфраструктуры в мире.
При чем здесь мы?
В своей стратегии компания прописала развитие проекта сухого порта на территории Прибалтики. Это и стало для калининградцев отправной точкой в проекте: команда Корпорации развития подготовила
Олег Скворцов
Что это такое — «сухой порт»?
Сухой порт выполняет несколько функций — если мы говорим о сухом порте «Хоргос», то там осуществляется перегрузка контейнеров с узкой колеи на широкую (российскую), складское хранение, таможенное оформление, расфасовка грузов по партиям, обработка грузов, также на территории сухого порта есть промышленные предприятия, которые осуществляют переработку грузов. Аналогичный проект планируется создать на территории Калининградской области.
Достаточно ли нам будет этого грузопотока?
Планы «Хоргоса» — в нынешнем году переработать 200 тысяч контейнеров, это 1700–1800 транзитных поездов с контейнерами, которые проходят по территории России. В среднем один поезд — это состав из 50–80 вагонов. Правительство КНР намерено расширить грузопоток контейнеров через Россию еще больше — к 2020 году планируется увеличить количество контейнерных поездов до 5000 в год.
Калининградский вариант доставки китайских грузов — не единственный. Какие есть еще, и в чем преимущества нашего?
Проходя через «Хоргос», составы двигаются по территории Казахстана и России до западных границ. Дальше у них есть три варианта движения — в сторону
Что нужно сделать для того, чтобы проект реализовался, и что мы получим в итоге?
При таком объеме перевозок и существующей инфраструктуре морских портов, железнодорожной инфраструктуре понятно, что грузооборот будет огромным — даже если часть грузов «уйдет» в
Проект победил в начале нынешней недели на федеральном уровне, в конкурсе «Внешэкономбанка». Что означает эта победа?
Проект сухого порта в Черняховске оценивается в 250 млн долларов США в эквиваленте. Его стоимость рассчитывалась исходя из стоимости аналогичного проекта «Хоргос». Победа в конкурсе проектов, подготовленных региональными менеджерами ВЭБа (один из них — Олег Скворцов; всего таких менеджеров 25, они представляют 16 регионов; менеджеры были выбраны в сентябре из 180 претендентов после полугода собеседований и тестов) означает, что калининградский проект попал в список приоритетных для банка в качестве объекта кредитования.
При чем здесь Корпорация развития Калининградской области?
Что дальше?
Теперь предстоит прединвестиционная фаза — подготовительная и переговорная работа со всеми участниками. По мнению руководства ВЭБа, подготовку реально завершить в течение 2 лет, после этого — приступить к реализации проекта.
Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter