Путь из Китая в Черняховск: что такое сухой порт и что он нам даст

Путь из Китая в Черняховск: что такое сухой порт и что он нам даст

Калининградская область помнит немало заявлений о грядущих прорывах в экономике, особенно времен Георгия Бооса. Возможно, именно его прожекты стали причиной того, что авторы новых идей предпочитают говорить о них с осторожностью и не бежать впереди паровоза. Именно так произошло с проектом сухого порта в Черняховске, о котором стало известно только после недавней федеральной победы. При этом он уже потихоньку начал реализовываться. О том, в чем заключается проект, что может дать региону и как удалось о нем заявить на федеральном уровне, «Новому Калининграду» рассказал руководитель группы его разработчиков — замдиректора Корпорации развития области Олег Скворцов.

У проекта есть предыстория, и она связана с кризисом морских перевозок из Китая. В чем он заключался?

До 2015 года 99% мирового оборота контейнеров шло по морю, однако крупнейшие морские контейнерные линии имеют американские «корни». Китай, который стремился увеличить торговый оборот с Европой (он сейчас составляет 30 миллиардов евро в год), опасался, что ему начнут повышать тариф на перевозки морем. При этом сроки доставки грузов из Азии в Европу по морю составляют 45–55 суток. Доставка по железной дороге через Казахстан и Россию — всего лишь 10–15 дней.

Что сделали китайцы?

В 2015 году Китай начал восстанавливать контейнерное железнодорожное сообщение между Азией и Европой. Появился проект «Новый шелковый путь». В итоге на границе Казахстана и Китая был построен сухой порт «Хоргос: восточные ворота». Инвестором и владельцем порта стала компания DP World (ОАЭ), один из крупнейших собственников портовой инфраструктуры в мире.

При чем здесь мы?

В своей стратегии компания прописала развитие проекта сухого порта на территории Прибалтики. Это и стало для калининградцев отправной точкой в проекте: команда Корпорации развития подготовила письмо-оферту собственнику компании, а также топ-менеджменту сухого порта «Хоргос». В письме были изложены основные преимущества Калининградской области как региона, который находится в выгодном географическом положении в качестве транзитной территории при транспортировке грузов из Азии в Европу и обратно. Инвестору предложили реализовать проект сухого порта в Черняховске на территории индустриального парка Корпорации.

c093019dc72131445f987a0b3725b72333333.jpg

Олег Скворцов

Что это такое — «сухой порт»?

Сухой порт выполняет несколько функций — если мы говорим о сухом порте «Хоргос», то там осуществляется перегрузка контейнеров с узкой колеи на широкую (российскую), складское хранение, таможенное оформление, расфасовка грузов по партиям, обработка грузов, также на территории сухого порта есть промышленные предприятия, которые осуществляют переработку грузов. Аналогичный проект планируется создать на территории Калининградской области.

Достаточно ли нам будет этого грузопотока?

Планы «Хоргоса» — в нынешнем году переработать 200 тысяч контейнеров, это 1700–1800 транзитных поездов с контейнерами, которые проходят по территории России. В среднем один поезд — это состав из 50–80 вагонов. Правительство КНР намерено расширить грузопоток контейнеров через Россию еще больше — к 2020 году планируется увеличить количество контейнерных поездов до 5000 в год.

Калининградский вариант доставки китайских грузов — не единственный. Какие есть еще, и в чем преимущества нашего?

Проходя через «Хоргос», составы двигаются по территории Казахстана и России до западных границ. Дальше у них есть три варианта движения — в сторону Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где они в портах перегружаются на суда-контейнеровозы и развозятся по Европе (но это в сезон, единственный российский незамерзающий порт на Балтике — это порт Калининградской области). Второй вариант движения — через Белоруссию на территорию Польши. Третий вариант был опробован в минувший понедельник — через Калининградскую область в Польшу и дальше в Европу.

Что нужно сделать для того, чтобы проект реализовался, и что мы получим в итоге?

При таком объеме перевозок и существующей инфраструктуре морских портов, железнодорожной инфраструктуре понятно, что грузооборот будет огромным — даже если часть грузов «уйдет» в Санкт-Петербург или Белоруссию. Поэтому уже сегодня необходимо развивать транспортно-логистическую инфраструктуру региона, чтобы справиться с грузопотоком. В этой ситуации выигрывают все — железная дорога получает «сухой порт» на 300 га индустриального парка «Черняховск», получает устойчивый и растущий грузопоток, на котором зарабатывает; потенциальный инвестор проекта получает складские мощности и возможность зарабатывать на обработке грузов; будущие резиденты индустриального парка «Черняховск» получат дополнительное преимущество в виде транспортно-логистического комплекса на территории индустриального парка со складом СВХ, таможенным и пограничным постом. Калининградская область получает налоги и рабочие места.

_NEV9893.jpg

Проект победил в начале нынешней недели на федеральном уровне, в конкурсе «Внешэкономбанка». Что означает эта победа?

Проект сухого порта в Черняховске оценивается в 250 млн долларов США в эквиваленте. Его стоимость рассчитывалась исходя из стоимости аналогичного проекта «Хоргос». Победа в конкурсе проектов, подготовленных региональными менеджерами ВЭБа (один из них — Олег Скворцов; всего таких менеджеров 25, они представляют 16 регионов; менеджеры были выбраны в сентябре из 180 претендентов после полугода собеседований и тестов) означает, что калининградский проект попал в список приоритетных для банка в качестве объекта кредитования.

При чем здесь Корпорация развития Калининградской области?

Во-первых, сухой порт планируется создать на территории создаваемого под ее началом индустриального парка в Черняховске. Во-вторых, проект, идея которого изначально принадлежит главе Корпорации развития Калининградской области Владимиру Зарудному, готовила команда под руководством Олега Скворцова, созданная в корпорации. Экономисты написали бизнес-план проекта, создали его финансовую модель, архитекторы «посадили» сухой порт на территорию индустриального парка, маркетологи «запаковали» проект в презентацию. Задачей Олега Скворцова было донести идею до руководства «Внешэкономбанка». Калининградский проект разрабатывался в течение двух недель, конкуренты Скворцова работали над своими идеями от нескольких месяцев до 7 лет.

Что дальше?

Теперь предстоит прединвестиционная фаза — подготовительная и переговорная работа со всеми участниками. По мнению руководства ВЭБа, подготовку реально завершить в течение 2 лет, после этого — приступить к реализации проекта.

Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.