"Надо, чтобы Россия сказала" а Беларуси пока и так хорошо

Все новости по теме: Калининградский транзит
Выступая недавно перед российскими журналистами, президент Лукашенко практически переложил ответственность в деле достижения паритетных тарифов при транзите грузов в Клайпеду и Калининград на Россию: «Сами мы это не сделаем, а с россиянами можем сделать, потому что Литва во многом зависит от России». Беларуси такая позиция вдвойне удобна: сохраняем свои экономические интересы и не нарушаем политические договоренности.

Летом прошлого года Лукашенко пообещал поддержать экономику российского анклава 1 млн. т белорусских внешнеторговых грузов, переориентированных на Калининград из порта Клайпеды. Эксперты оценили предстоящий ущерб от реализации заявления в $6 с каждой тонны, поскольку тарифы на транзит в сторону Калининграда по литовской территории вдвое выше, чем в Клайпеду. И единственно возможный для Беларуси вариант сдержать обещание президента без существенных потерь - добиться выравнивания тарифов по обоим направлениям.

С прошлого года белорусская делегация регулярно ездит в Литву на переговоры - иногда в трехстороннем формате, с участием российских чиновников, иногда на двоих с литовцами. Безрезультатно. Хотя декларации о намерениях высказывают все стороны.

У Беларуси главным орудием давления на литовцев остаются калийные удобрения, которые в настоящее время большей частью экспортируются через порты Литвы и Латвии. «Если мы часть калия будем переваливать через калининградские порты, значит, мы заберем ее у Литвы, а для нее это большой доход. В этой связи Литва формирует такие тарифы по своей железной дороге, что для нас становится невыгодным. Поэтому мы договорились вместе с россиянами, грубо говоря, заставить литовцев цивилизованно поступать», - заявил Лукашенко российским журналистам.

Президент считает, что «сами мы это не сделаем, а с россиянами можем сделать, потому что Литва во многом зависит от России». «Если они здесь дискриминируют, то мы с россиянами будем так поступать в отношении их грузов, - пообещал президент. -Но это не от нас зависит. Надо, чтобы Россия твердо сказала литовцам, что нельзя так поступать».

Такой шанс у России будет на очередном заседании межправительственной литовско-российской комиссии по калининградскому транзиту, которое планируется в ноябре. И к этому времени у нее появился еще один аргумент в пользу необходимости выравнивания транзитных тарифов.

В начале сентября из российского порта Усть-Луга в Балтийск начал ходить грузовой паром, который российская сторона презентует как альтернативу железнодорожному сообщению. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, один паром может перевезти 800 тыс. т грузов, однако потребность перевозки грузов в этом районе «оценивается с учетом продления паромной линии до Германии» в 5,5 млн. т, передает ИТАР-ТАСС.

Соответственно, нужны еще как минимум пять паромов. Президент Путин уже одобрил идею создания нового российского парома: «Заодно будут загружены судостроительные заводы». Губернатор калининградской области Георгий Боос намерен рассматривать паромное сообщение с Россией как резерв на случай, если железнодорожное сообщение по территории Литвы «окажется под угрозой».

Между тем литовский премьер Гедеминас Киркилас полагает, что «тарифы - это дело переговоров». «Мы считаем, что тарифы должны определяться на двустороннем уровне. Это вопрос довольно чувствительный для обеих сторон. Мы хотим, чтобы тарифы были равномерными. Сейчас Литва считает, что они такими не являются, Россия тоже, - сказал премьер Литвы в интервью «Интерфаксу» на прошлой неделе. - В реализации этого проекта (2К - Клайпеда-Калининград. - О.М.) та же самая проблема: нет договора о тарифной политике. А сама идея проекта 2К очень хорошая. Но чтобы найти решение, надо больше политической воли».

Что касается интересов Беларуси, то Киркилас полагает, что здесь нужно руководствоваться экономическими, а не политическими доводами: «Экономические законы должны быть определяющими. Надо избегать политики. Прежде всего - качество услуг, их цена. Это основные аргументы, а не политические». При этом он подчеркнул, что конкуренция пошла на пользу клайпедскому порту: «Клайпедский порт очень много инвестирует в свою инфрастуктуру, работает под белорусские грузы. Он хочет быть конкурентоспособным, и ему это удается. Самый худший вариант - если будут приняты политические решения. В экономике политические решения всегда ущербны. Они повлияют на ситуацию во всем регионе, приведут к удорожанию услуг. Белорусские партнеры, которые работают с клайпедским портом, должны выбирать то, что им выгодно - удобно, дешево».
Источник: БелГазета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.