Без «Пятёрочки»: зачем представители X5 Retail Group приехали в Калининград

Все новости по теме: Бизнес
Без «Пятёрочки»: зачем представители X5 Retail Group приехали в Калининград

Крупный российский ритейлер X5 Retail Group не планирует открывать в Калининградской области свои сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», но готов сотрудничать с калининградскими поставщиками. Сами региональные производители сомневаются в возможности такого сотрудничества, указывая на довольно серьезные проблемы с доставкой продукции на остальную территорию России. Речь об этом шла в пятницу на организованном Фондом поддержки предпринимателей круглом столе, который прошёл на площадке калининградского МФЦ для бизнеса.

Борода без шапочки

Темой круглого стола значилось «Взаимодействие с потенциальными поставщиками». На встречу пришло несколько десятков предпринимателей, а также представители торговых сетей, представленных в Калининграде. В программе говорилось, что в заседании примут участие руководитель представительства Калининградской области в Москве Александр Деркач, генеральный директор Корпорации развития области Владимир Зарудный и министр промышленности региона Дмитрий Кусков. Однако все они на заседание не пришли, прислав своих замов и иных представителей.

Директор X5 Retail Group по взаимодействию с органами госвласти Станислав Наумов сразу пояснил, что один из крупнейших российских ритейлеров в Калининград приходить не собирается. «У нас пока нет планов по работе на территории Калининградской области. У нас здесь есть очень хорошие коллеги, которые являются членами Ассоциации розничной торговли, а мы берём на себя функцию развития на восток, осваиваем Западную Сибирь — это основной наш приоритет на ближайшие годы», — рассказал Наумов. По его словам, торговая сеть в разных регионах работает с местными производителями через распределительные центры.

Категорийный менеджер X5 Retail Group Олег Холухин рассказал, что торговая сеть готова принимать заявки от калининградских производителей, которые хотят выйти со своей продукцией на российский рынок. При этом, чтобы попасть на российские полки «Пятёрочки» или «Перекрёстка», товар должен быть весьма уникален. «Сейчас очень много товара в принципе одинакового по своим свойствам. Если вы выпускаете кефир, то он не выделяется среди массы других кефиров. Поэтому нужно придумывать что-то необычное и новое, что будет новинкой на рынке и заинтересует покупателя», — признал он. Также (поскольку персонала в магазинах не хватает) упаковка должна быть такой, чтобы ее было легко открывать и выкладывать на полки. «Если вы кладете в коробку 100 штук чего-то — это очень много, — объяснял тонкости сотрудничества с федеральной сетью менеджер. — Когда вы предлагаете свой товар, вы должны сразу оценивать, сколько он будет стоить на полке, на входе, какие продажи ждете — должно быть какое-то минимальное маркетинговое исследование… Сроки принятия решения о вводе — до трех рабочих дней — оптимальный срок и минимальный. Обычно это занимает все же больше времени, потому что сотрудники, помимо того, что рассматривают ассортимент, занимаются еще другими разными вещами, поэтому все же больше трех дней». Олег Холухин также рассказывал о сроках заключения договоров, собственных торговых марках. О том, что отдел качества производит аудит предприятий, которые производят собственные торговые марки. «Последний пример — отдел качества выезжал на производство. Там был бородатый мужчина. У него на голове была шапочка, а на бороде не было. Это предприятие аудит не прошло. Поэтому к этому надо относиться достаточно серьезно», — заметил Холухин. Он предупредил, что производителям не стоит ждать мгновенной реакции на свои предложения торговой сети: «Потому что поставщики собственной торговой марки довольно часто меняются».

«Что мы ждем от поставщика? Надежности. Соответственно, если поставщик какого-то товара начинает товар не возить по каким-то причинам — у него нет сырья или транспорта, то такой поставщик становится, грубо говоря, неудобен. Поэтому если вы настроены серьезно и уже начинаете поставлять товар, нужно относиться к поставкам серьезно. Отсутствие товара на полке — это недополученная компанией прибыль. И отсутствие продаж… В принципе и всё», — закончил своё выступление категорийный менеджер X5 Retail Group.

«Коллеги, какие вопросы?» — поинтересовались ведущие круглого стола. Зал в ответ замер. Сложилось ощущение, что предприниматели не могут прийти в себя после столь веских заявлений менеджмента торговой сети. В конце концов затянувшуюся паузу нарушил владелец компании «Продуктовый город» Евгений Тиваненков. Он поинтересовался, есть ли в Калининграде компании, которые сотрудничают с X5 Retail Group. «Пожалуйста, Денис Норин, наш поставщик плавленого сыра, торговая марка „Витако“», — указал Олег Холухин на одного из предпринимателей, сидевших в зале. Остальные оглянулись и начали разглядывать его с удивлением.

«Второе. Вы говорили, что стараетесь уменьшить себестоимость продукта и так далее, — продолжил Тиваненков. — Но вы же понимаете, что калининградский производитель изначально для вас невыгоден, потому что нам нужно проходить таможенное оформление товара, плюс логистика прохождения границы… Наш товар изначально не может быть дешевле, чем товар в калужской деревне». «У каждого бренда есть свой ценовой диапазон, мы не можем заглянуть в его себестоимость. Но вход для нас, цена плавленого сыра „Витако“ ниже, чем у другого сыра премиум-сегмента», — ответил Холухин. «То есть вы рассчитываете, что калининградские производители изначально будут в дешевом сегменте?» — не сдавался Тиваненков. «Нет, мы так не рассчитываем», — сказал Холухин. «Тогда непонятно, если честно», — признал калининградский бизнесмен.

«Мы же сейчас с вами не ведем переговоры по поводу конкретной позиции и оценке издержек, растаможки и так далее. Наша сегодняшняя поездка связана с тем, что руководство региона заинтересовано в том, чтобы произведенная здесь продукция находила место в федеральных торговых сетях», — сообщил присутствующим топ-менеджер компании Станислав Наумов.

«Это не обязательно одна какая-то категория — у нас предусмотрена поездка на рыбоперерабатывающее предприятие. Безусловно, мы не будем копировать с вами всю матрицу своих поставок в Центральном федеральном округе. Я думаю, что мы по итогам сегодняшней встречи получим какое-тоодно-два уникальных предложения, связанных с выпуском продукции либо под собственной торговой маркой, либо под совместной торговой маркой», — добавил он.

Участники круглого стола задали еще несколько вопросов, которые касались аудита поставщиков, аренды торговых площадей, сроков принятия решений о договоре с поставщиком. Спустя 20 минут вопросы, на которые предполагалось выделить больше часа, иссякли.

«Я хочу свое мнение высказать. В чем может быть долгосрочное значение сегодняшнего приезда. Думаю, что санкции и контрсанкции будут действовать еще очень долго. Соответственно, вам нужно не столько копировать то, что производят коллеги в рамках СЗФО в целом. А рассмотреть, где может быть хорошее позиционирование близости со странами ЕС. Если у вас есть такие планы, их можно обсуждать. Это касается и торговых марок. Мне кажется, что для потребителей в Центральном федеральном округе и других округах калининградские товары — это товары где-то рядом с Европейским союзом. Это гипотеза. Так ли это?» — спросил вдруг Станислав Наумов у молчащего зала. «Соглашусь с вами, — пришел ему на помощь замначальника отдела по внешнеэкономическим связям КТПП Александр Беляшов. — Многие приезжающие к нам делегации говорят, что едут в Европу и ждут от нашего товара качества выше, чем российского. Это может сыграть на руку поставщикам». В зале вновь воцарилось молчание. Микрофон вручили Денису Норину, представителю той самой компании, которая умудряется работать с ритейлером пять лет, чтобы он рассказал, как ему это удается.

В конце концов еще после трех-четырех вопросов общение свернули, предложив бизнесменам поговорить с ритейлерами в кулуарах. К Станислау Наумову тут же выстроилась очередь.

_NVV8436.jpg

Постоянно в напряжении

«Пока ничего не скажу про эту встречу, — прокомментировал „Новому Калининграду“ итоги круглого стола глава „Продуктового города“ Евгений Тиваненков. — Я на сегодняшний день весьма пессимистично отношусь к сотрудничеству с российским ритейлом, потому что продукция, произведенная в Калининградской области, априори дешевой быть не может, в том числе из-за логистики». Тиваненков пояснил, что компания работает с российским рынком, но не с торговыми сетями.

«Вход в торговые сети очень сложный. Очень большие штрафные санкции за недопоставку. А мы постоянно зависим от каких-то внешних факторов. Предположим, транзит — то Литва вводит какие-то новые схемы, и мы два-три дня стоим, то Белоруссия. Постоянно в напряжении», — признал бизнесмен.

По его словам, компании проще работать не напрямую с российским рынком, а через посредников — хоть это и увеличивает себестоимость продукции, но посредник берет на себя риски, связанные с логистикой. Кроме того, производителей отпугивает от торговых сетей отсрочка платежа и кассовые разрывы. При этом, по мнению Евгения Тиваненкова, появление новых железнодорожных паромов проблем с логистикой не решит: «Есть надежда. Но поставки в Россию очень большие… Мы в основном пользуемся автомобильным транспортом. Если бы ввели для нас субсидию, это было бы большое подспорье», — отметил он.

Директор торгового дома «Витако» Денис Норин, работающий с X5 Retail Group, признал, что проблемы с таможней действительно возникают. «Самые большие сложности с очередями на границе и поставками под Новый год. Если ты не имеешь своего поставщика услуг, то под Новый год тебе могут конкретно поднять ставки, — рассказал Норин. — Но у нас склад в Москве, мы не работаем напрямую. Понятно, что получить прямой заказ и отвезти товар в Москву сложнее. Мы производим в Калининграде, везем на склад в Москву и там уже распределяем».

Топ-менеджер X5 Retail Group Станислав Наумов в разговоре с журналистами признался, что в Калининград их пригласил губернатор Антон Алиханов, с которым они работали раньше вместе в Министерстве промышленности и торговли РФ. Кроме того, Наумов читал про обещание губернатора, что все продукты, которые получат сертификаты Роскачества, найдут свое место на федеральных торговых площадках. «Сегодняшний визит — это мы уже идем навстречу, чтобы производители точно понимали, какой продукт сегодня востребован, — рассказал Наумов. — Поэтому ответ на вопрос „Позвали или сами приехали“ — где-то посередине». По его словам, российского ритейлера заинтересовали калининградские рыбопереработчики. «Я считаю, что продукция рыбоперерабатывающих производств Калининградской области — хорошая позиция, возможно, это будет фирменным знаком», — отметил он. «Мы продаем продукцию калининградских производителей шпрот, но не напрямую, а закупаем через оптовых игроков. Может быть, нам удастся увидеть финансовую целесообразность в прямых поставках. Но, в принципе, мы не против оптового звена, которое берет на себя часть рисков с доставкой», — сказал Наумов.

Станислав Наумов признал, что проблемы с доставкой продукции из Калининграда на остальную территорию России действительно существуют. «Но я думаю, что нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики, — пошутил он. — Я думаю, что просто нужно модернизировать систему контроля, не создавать самим себе искусственных административных барьеров, а больше доверять тому, что производится здесь, на территории Российской Федерации. Безусловно, это вопрос к федеральному правительству. И при случае я ему передам».

Текст — Оксана Майтакова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.