Низменный вопрос Антона Алиханова: фактчек «Нового Калининграда»

Все новости по теме: Сельское хозяйство
Низменный вопрос Антона Алиханова: фактчек «Нового Калининграда»

В ходе онлайн-интервью федеральной «Газете.Ru» в минувший четверг губернатор Калининградской области Антон Алиханов отдельно остановился на теме мелиорации. Он признал, что в регионе есть проблема с подтапливаемостью территорий. И даже сообщил, что территорий ниже уровня моря в Калининградской области «больше, чем в Голландии». Это заявление особенно интересно с учётом амбициозных планов Алиханова начать «комплексно заняться этой проблемой». «Новый Калининград» разобрался в том, что не так с оценкой Алиханова масштабов проблемы мелиорации.

Что сказал Антон Алиханов?

Читатель под ником «Вася», желающий переехать «с ужасного Дальнего Востока в почти Европу», поинтересовался у губернатора, когда же власти региона начнут раздавать «калининградский гектар». В ответ Алиханов сообщил, что у него есть намерение создать в регионе «нескольких новых агломераций», в частности — рядом с Неманом и Советском, где продают вкусные сыры «не очень дорого — 130 рублей за 100 граммов».

«В этих местах сочные луга?» — переспросил журналист «Газеты.Ru». «Да. Хотя если говорить про луга, то у нас есть проблема с подтапливаемостью территорией. В области не мало земель, которые ниже уровня моря, таких территорий больше, чем в Голландии. Ирригационная система была заброшена длительное время. В советское время на нее обращали внимание, но все равно она была разрушена. У немцев были специальные трубки для отвода воды, но в советское время, распахивая землю, их разрушили. Но сейчас мы активно за это взялись, восстанавливаем», — ответил Антон Алиханов.

И что тут не так?

То, что намеренный восстанавливать ирригационную систему губернатор, судя по его заявлению, довольно смутно представляет себе масштаб проблемы. Или просто не очень хорошо изучил географию региона, которым его вначале назначили, а затем выбрали руководить. Коротко говоря, заявление «в области немало земель, которые ниже уровня моря, таких территорий больше, чем в Голландии» весьма сильно не соответствует действительности.

Голландия? Разве есть такая страна?

Обычно, когда в разговорной речи мы употребляем термин «Голландия», имеется в виду королевство Нидерланды. Однако существует и Голландия — точнее, сегодня их сразу две. Изначально существовавшее в составе Священной Римской Империи графство Голландия к началу 19-го века превратилось в вассальное наполеоновской Франции королевство, а в 1810 году прекратило своё существование. Сейчас в составе Нидерландов имеются две Голландии — провинции Северная Голландия (столица — Харлем) и Южная Голландия (столица — Роттердам).

И.о. руководителя пресс-службы правительства Дмитрий Лысков в пятницу сообщил «Новому Калининграду», что в своём ответе Антон Алиханов имел в виду именно «две провинции, которые сосредоточили в себе большую часть низменностей на территории Нидерландов».

И что там, в этой Голландии, с уровнем земли?

Там всё довольно сложно. Столкнувшись с проблемой нехватки земли, деятельные голландцы на протяжении сотен лет занимались сооружением дамб и плотин, созданием искусственных территорий и их освоением. К началу 21-го века в Нидерландах было создано уже 2,8 тысячи больших и малых польдеров общей площадью 20 тыс кв км, что составляет примерно половину площади страны.

Южная и Северная Голландии — не самые большие провинции Нидерландов, однако их совокупная площадь — около 7,5 тыс кв км, из них суша — около 5,5 тыс кв км. Из них, по разным оценкам, ниже уровня моря расположены около 60 процентов территории — около 3,3 тыс кв км. Таким образом, тезис о том, что там расположена большая часть низменностей Нидерландов, мягко говоря, неверен.

Что же в Калининграде?

У нас польдеров (осушенных и культивируемых низменных участков побережья) тоже немало. По разным оценкам, от половины до 80 процентов польдеров на территории Российской Федерации расположены именно в Калининградской области. Она — одна из самых низменных во всей стране. Однако до голландских (и уж тем более нидерландских) масштабов мы не дотягиваем при всём желании.

Так, согласно изданной РГУ в 2009 году книге нынешнего руководителя института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ имени И.Канта Геннадия Федорова «Знаете ли вы Калининградскую область?», в регионе  построено свыше 730 км водозащитных дамб, которые и защищают примерно 1 тыс кв км польдерных угодий. Большая часть их расположена на так называемой Нижненеманской низменности, но далеко не все польдеры находятся ниже уровня моря.

physmap_30_31.jpg

В интервью «Новому Калининграду» в 2013 году назначенный тогда руководителем ФГБУ «Управление „Калининградмелиоводхоз“» Виктор Смильгин называл схожую цифру — 98 тысяч гектаров или 980 кв км польдерных осушительных систем, составляющих 70 процентов площади польдерных земель России.

Вместе с тем, по словам Смильгина, требующие мелиорации сельхозземли занимают чуть меньше половины территории региона и треть от общей площади мелиорированных угодий в СЗФО — около 6 тыс кв км. Но далеко не все они находятся ниже уровня моря; после продолжительных дождей в конце лета и осенью 2017 года подтопления отмечались на всей территории региона, включая северную оконечность Виштынецкой возвышенности — самую высокую часть региона.

Да что вы к этому уровню моря прицепились?

С одной стороны, в самом деле, ошибку Антона Алиханова можно списать на банальную оговорку. Да и, в конце концов, разве обязан калининградский губернатор знать географию далёких Нидерландов?

С другой стороны, то, что Алиханов списывает проблемы мелиорации на уровень земли, показывает, что он довольно смутно представляет себе общий характер этого бедствия. Кризис мелиорации связан вовсе не с высотами, но с выстроенной предыдущим населением региона (кстати, при помощи голландских специалистов) системой мелиорации. Вначале она была изрядно уничтожена послевоенными переселенцами, затем частично реконструирована в 60-70-х годах прошлого века, а после вновь разрушена уже в постсоветский период.

Плюс к этому, по словам того же Виктора Смильгина, система мелиорации требует не только реконструкции и ремонта, но и постоянной ежедневной эксплуатации. «Мы можем сегодня почистить канал, а через два года он снова будет полностью заилен. Любой канал нужно постоянно чистить, окашивать, выправлять устье, вытаскивать мусор, камни и так далее», — говорил он в интервью «Новому Калининграду». Кроме того, по словам Смильгина, половина того дренажа, который был проложен в 80-е годы прошлого века, попросту разрушена.

Именно это можно наблюдать сегодня в Славском районе, где расположена крупнейшая дамба и была создана широкая сеть каналов, ныне фактически заброшенных. Больше информации о том, как жители района переживают очередной «год большой воды» — в спецпроекте «Нового Калининграда» «Ласты для коров».

Текст, фото — Алексей Милованов, изображения с сайтов ИГЭ РАН и ontheworldmap.com.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.