Mazeikiu nafta бежит от ЮКОСа, как от пожара

Все новости по теме: Соседи
ЮКОС не доверят руководству Mazeikiu nafta, поскольку боится, что не получит ожидаемой суммы от продажи НПЗ польской компании PKN Orlen. На снижение цены MN может повлиять недавний пожар на заводе. Ситуацией может воспользоваться казахская «Казмунайгаз», чтобы при помощи России взять НПЗ под свой контроль.

Как сообщает литовское издание Lietuvos rytas, представители ЮКОСа, входящие в правление нефтеконцерна Mazeikiu nafta, собираются выразить свое недоверие генеральному директору MN Полу Нельсону Инглишу. Учитывая то, что ЮКОС является основным акционером MN (53,7%), не доверяет главе концерна большая часть членов правления – четыре человека из семи. По сообщению Lietuvos rytas, письменная информация об этом была предъявлена непосредственным акционерам, голландской компании Yukos International UK BV, а также правительству Литвы. Предполагается, что голосование по вопросу доверия либо недоверия Инглишу состоится на заседании правления MN 5 ноября.

По данным литовской газеты, свои сомнения в компетентности главы MN представители ЮКОСа объясняют тем, что Пол Инглиш якобы за спиной владельцев акций вел переговоры с топ-менеджерами польской PKN Orlen, которая находится в процессе покупки Mazeikiu nafta. Суть этих переговоров не разглашается.

Однако представители ЮКОСа пришли к выводу, что на данный момент польская компания не заинтересована в том, чтобы литовское предприятие работало на полную мощность и повышало свою стоимость.
Представитель ЮКОСа в Литве Томас Гижас сообщил, что аргументы против Инглиша изложены в письме акционерам MN, а комментировать причины своего недоверия главе совета директоров публично ЮКОС не намерен. По словам Гижаса, представители ЮКОСа полагают, что Инглиш утратил доверие как профессионал и руководитель.

Судя по всему, этот конфликт является отголоском недавнего пожара на MN и изменения в связи с этим политики PKN Orlen по отношению к предприятию.
Напомним, что в мае PKN Orlen подписала с НК ЮКОС договор о покупке 53,7% акций Mazeikiu nafta за $1,492 млрд. По договору сделка должна быть завершена до конца марта 2007 года. Причем Еврокомиссия уже одобрила эту сделку. Однако в октябре PKN Orlen заявила о том, что сделка, возможно, будет завершена позже, поскольку компания ожидает результатов расследования пожара на НПЗ – специальная комиссия должна объявить их в начале декабря. MN из-за пожара снизил прогноз чистой прибыли на текущий год на 20%. Стоит отметить, что по действующему в настоящее время договору между правительством Литвы и Yukos International UK BV, генерального директора назначает и увольняет НК ЮКОС. Поэтому представители нефтяной компании так ревниво относятся к контактам директора с PKN Orlen – поляки заинтересованы в получении аргументов для того, чтобы снизить цену на MN.

Убытки литовского нефтеконцерна Mazeikiu nafta (MN) от пожара на Мажейкяйском НПЗ, по уточненным подсчетам, составили около $48 млн, сообщил председатель правления компании Нериюс Эйдукявичюс: «Мы надеемся, что все они будут компенсированы страховщиками, однако эти средства будут получены только в следующем году». Кроме того, он сообщил, что работы по восстановлению НПЗ после пожара затягиваются. Как сообщалось, через два месяца предполагалось запустить законсервированную ранее вакуумную колонну, которая отчасти могла бы заменить сгоревшее оборудование, а новую колонну установить приблизительно через восемь месяцев. Mazeikiu nafta, учитывая финансовые результаты за девять месяцев и убытки от пожара на НПЗ, уменьшил прогноз чистой прибыли по итогам 2006 года и планирует получить в этом году порядка 70 млн евро чистой прибыли, что в 3,6 раза меньше, чем в 2005 году. Ранее компания планировала получить в 2006 году чистую прибыль в размере около 150 млн евро.

Факт недоверия Инглишу со стороны ЮКОСа подтвердил председатель правления MN Нериюс Эйдукявичюс, однако министр хозяйства Литвы Витас Навицкас утверждает, что владельцы акций придерживаются противоположных взглядов. По его словам, основной собственник выразил доверие генеральному директору, в чем Навицкаса заверила Yukos International UK BV.

Между тем литовская пресса сообщает, что, по мнению некоторых акционеров Mazeikiu nafta, Инглиш может быть причастен к тому, что договор о поставках казахстанской нефти в Литву не выполняется. Министр Навицкас обвинил в срыве договора Казахстан – по его словам, казахи не предоставили в условленный срок график поставок. Казахстанская сторона в долгу не осталась и заявила, что все необходимые документы своевременно отправлены в Литву. Проблема, как заявил Казахстан, состоит в другом – со стороны Литвы до сих пор не были получены гарантии того, что поставленная нефть будет оплачена на условиях заключенного договора. Здесь стоит напомнить, что национальная нефтегазовая компания Казахстана «Казмунайгаз» тоже хотела купить MN, но проиграла польской PKN Orlen.

Официально о таком варианте никто пока не говорит, но казахская сторона до сих пор заинтересована в приобретении MN и срыв сделки с польской компанией будет ей только на руку.
Например, Максим Шеин из ИК «Брокеркредитсервис» считает: «Не исключено, что Казахстан действительно сознательно срывает поставки нефти с тем, чтобы все-таки еще раз попробовать купить MN. Не выполняя условия поставок, казахская сторона демонстрирует, что может контролировать загрузку MN. Показывая полное владение ситуацией, казахи оказывают давление на правительство Литвы, которое заинтересовано в работе предприятия. Весьма вероятно, что таким образом Казахстан надеется склонить чашу весов на свою сторону».

В этом случае мотивация ЮКОСа очевидна – компания заинтересована в том, чтобы получить за MN обещанную цену. «Разумеется, ЮКОС хочет получить за свой актив наибольшую сумму, – считает аналитик ИК Rye, Man& Gor Securuities Константин Черепанов. –

Если глава MN действительно ведет закулисные переговоры с поляками, в результате чего снижается цена покупки, претензии ЮКОСа вполне обоснованны».
По словам эксперта, PKN Orlen, в свою очередь, заинтересована в снижении цены на MN.

«Mazeikiu nafta – актив проблемный, – объясняет Черепанов. – Там постоянно возникают сложности с поставкой нефти, кроме того, негативное влияние на оценку актива оказал недавний пожар на мажекяйском НПЗ». Как рассказал «Газете.Ru» Черепанов, MN сейчас объективно подешевел. «Котировки акций актива упали на 8,2%, – говорит аналитик. – Поэтому неудивительно, что польская компания не хочет переплачивать. У PKN Orlen есть все основания, чтобы снизить цену».

При этом, по словам Черепанова, у поляков больше шансов отстоять свои интересы, чем у ЮКОСа. «Правительство Литвы, владеющее 30,6% акций MN, хочет поскорее закрыть сделку. Кроме того, оно с пониманием относится к пожеланиям PKN Orlen, – говорит Черепанов. – Поэтому, вероятнее всего, правительство пойдет на уступки и снизит цену». Дело в том, что сейчас польская компания является единственным покупателем MN, и если не сделать ей скидку, поляки вообще могут отказаться от сделки. «А следующий покупатель может предложить цену еще меньшую», – предупреждает Черепанов.

В то же время, несмотря на то что ЮКОС пока еще контролирует предприятие, эта позиция, по мнению Черепанова, ничего ему не даст. «Действительно, ЮКОС на данный момент все еще владеет контрольным пакетом MN, – говорит эксперт. – И по своему желанию может сменить гендиректора. Однако это никак не повлияет на оценку актива».

В этой ситуации наиболее «интригующе» выглядит позиция «Казмунайгаза». В своем проигрыше казахская компания могла винить и российскую сторону – «Транснефть» отказалась предоставить свои трубы для прокачки казахской нефти на MN. Тогда «Транснефть» мотивировала свой отказ тем, что между Россией и Казахстаном не было соответствующего межправительственного соглашения. Сейчас ничего не известно о том, что такое соглашение может быть достигнуто. Однако то, как активно ведет себя в этой ситуации казахская сторона, может свидетельствовать о том, что Россия, возможно, негласно пообещала Казахстану свою помощь в приобретении Mazeikiu nafta.
Источник: Газета.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.