«Плач по туризму»: мега-проекты Цуканова или калининградская самобытность?

Все новости по теме: Туризм
«Плач по туризму»: мега-проекты Цуканова или калининградская самобытность?
В Калининградской области постоянно идут споры о том, какая же отрасль экономики должна стать для нас приоритетной, особенно в условиях 2016 года, когда перестанут действовать таможенные преференции ОЭЗ. Существующая региональная власть для себя выбор, кажется, уже сделала: основные силы должны быть направлены на развитие туризма. Именно этой сфере посвящена значительная часть стратегии социально-экономического развития Калининградской области до 2031 года, проект которой обсуждается всевозможными структурами не первый месяц. В стратегии — мега-проекты, мега-«хотелки» и мега-задумки. Но так ли они необходимы нашему краю, чтобы сделать его удобнее, красивее, доступнее для туристов, и, главное, помогут ли они воплотить в жизнь мечту губернатора Николая Цуканова о 7-8 миллионах гостей ежегодно? Ответы на эти вопросы попытался найти корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Миллионы, миллиарды, триллионы

Начнем с планов: согласно тексту стратегии, к 2020 году власти Калининградской области намерены захватить 10% общего рынка российских туристических поездок. По приблизительным расчетам, через 8 лет количество турпоездок россиян внутри и за пределы страны может достичь 70 млн (сейчас эта цифра составляет около 48 млн поездок: 35 млн — внутри страны, еще 13 млн — за границу). Таким образом, в 2020 году, по оптимистичным прогнозам, к нам должны приехать 7 млн россиян. Еще 1,5–2 млн туристов мы должны добрать за счет иностранцев. В итоге регион сможет вплотную приблизиться к планам губернатора Цуканова и его подчиненных, например, вице-премьера области Геннадия Щербакова и главы агентства по туризму Елены Кропиновой, завлекать в область 7–10 миллионов гостей каждый год.

Осознать, что такое 7–10 миллионов, можно, если сопоставить некоторые говорящие числа. В настоящее время турпоток в Калининградскую область достигает только 450 тысяч человек, хотя еще экс-губернатор Георгий Боос, начавший в 2006 году рисовать нули в планах по количеству туристов, уже к 2010 году обещал нам не менее 1,2 млн гостей. Так как все познается в сравнении, для более ясной картины возьмем данные других европейских городов с многолетней туристической историей. Не будем учитывать таких гигантов, как Париж, Берлин или Рим — в этих европейских столицах общее число туристов переваливает за 20, а то и 30–35 миллионов человек). Зато с чистой совестью можно сопоставить Калининград, например, с той же Ригой, Вильнюсом и Таллином. Согласно СМИ и открытым источникам, латвийская столица мечтает достигнуть в 2012 году показателя в 1,5 млн туристов, примерно столько же человек в прошлом году останавливались в таллинских гостиницах. Вильнюс также не отошел от показателей своих собратьев. Что же касается российских городов, то, допустим, Санкт-Петербург (на который разработчики стратегии ссылаются в своем тексте), в 2011 году принял примерно 5,5 млн гостей, а Сочи надеется в 2012 году отчитаться о 4 млн туристов.

Как уже не раз озвучивалось первыми лицами региона, фундаментом развития Калининградской области в ближайшие годы должны стать так называемые «якорные проекты», а главной особенностью — «мега-парк развлечений». «…целесообразным представляется осуществлять развитие туризма в Калининградской области вокруг мега-парка развлечений, выступающего в качестве основного „якорного проекта“, способного привлекать значительное количество туристов и способного создать новый целостный образ Калининграда как места привлекательного для туристов», — говорится в проекте стратегии.

Становление «мега-парка всемирно известного бренда», согласно документу, должно происходить в несколько этапов. Пока будет готовиться документация и инфраструктура, необходимо увеличить поток туристов до 1,5–2 миллионов «за счет оперативного создания новых „якорей“». Здесь речь идет о строительстве тематического парка среднего масштаба (вероятно, что-то типа парка динозавров «Амберленд», задуманного властями Пионерского), музее перемещенных ценностей, или, к примеру, океанариума, вопрос о котором уже поднимался как-то руководителем регионального Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Александром Башиным. Проще говоря, по замыслу властей нужно за короткий срок создать в области несколько масштабных объектов, в которые, по идее, должны поехать сотни тысяч людей.

На заседании региональной общественной палаты в мае 2012 года министру экономики области Елене Пожигайло, представлявшей концепцию развития туризма, был задан логичный вопрос: кто же все-таки будет финансировать строительство этих якорных объектов? «Безусловно, это будет государственно-частное партнерство, что касается инфраструктуры — федеральный и областной бюджет», — пояснила министр.

Объемы такого финансирования представить пока довольно трудно, но ясно, что речь идет о миллиардах рублей. Например, в ходе обсуждения проекта стратегии Пожигайло рассказывала, что на реализацию всех задумок областных чиновников уйдет 620 млрд рублей из федерального бюджета, 420 млрд — из средств региона, а также 1,5 трлн — из внебюджетных источников. Конечно, в данном случае говорится о воплощении в жизнь концепции в целом, однако порядки цифр более или менее прорисовываются. В то же время, от федерального центра нет и намека на готовность раскошелиться на такие суммы, бюджет Калининградской области по-прежнему убыточен, а об «очереди» инвесторов Николай Цуканов пока только говорит, не называя этих героев поименно.

cuk_flag.jpgНе замечая «слона»

Одно дело — взгляд свысока на проблему туризма глазами чиновников и всевозможных «экспертов», другое — мнение тех, кто этим самым туризмом занимается непосредственно, проще говоря, возит в Калининград гостей из России и зарубежья. И вторые, как оказалось, с задумками и мечтаниями властей не согласны. Представители региональной ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков почти в унисон повторяют: руководство региона не до конца понимает, что нужно туристам, и как Калининграду следует себя позиционировать.

«Мы должны вообще определиться, как мы себя будем представлять. Вот та стратегия, которая сейчас вышла — что-то странное. На кого рассчитано, как мы себя позиционируем — не понятно», — говорит член правления ассоциации Елена Платунова и предполагает: региональные чиновники просто хотят федеральных денег.

С этим согласен и ее коллега, председатель правления региональной ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков Владимир Смирнов. «Нет отправной точки создания стратегии развития туризма области. Есть много грандиозных замыслов, которые не основываются на жизненных реалиях. Планы берутся так: давайте сделаем „А“, „В“ и „С“, и не берется в расчет „зачем“, „отчего“, „почему“ и „что это нам принесет“, — считает он. — Какова проблема туризма Калининградской области? Проблема существует сама по себе, туризм сам по себе, а Калининградская область вообще отдельно».

По их мнению, сама идея создания в регионе мега-парка развлечений не имеет под собой оснований. «Давайте посмотрим, где есть парки развлечений и как они работают. В Германии — два, во Франции — „Диснейленд“, „Леголенд“ в Дании. То есть четыре на Европу. Строить еще один крупный парк в Калининграде — это бессмыслица», — уверен Смирнов.

Эксперты от туризма сетуют на то, что власти сейчас думают исключительно о программе «максимум», но мало кто задумывается о том минимальном, что нужно делать уже сейчас, в частности, парковках и туалетах. Это подтверждают и слова Цуканова: в ходе одной из поездок по муниципалитетам губернатор обратил внимание на то, что местные власти говорят лишь о «мелочах», не рассуждая о глобальном.

«Сегодня главы говорят только о каких-то тактических вопросах — уборка мусора, освещение, тротуары, но они не говорят о том, как они будут выполнять те задачи, которые мы вместе с ними поставили — увеличение туристического потока в разы. Каким образом они будут создавать благоприятный инвестиционный климат для инвесторов, которые могут построить гостиницы, санатории, пансионаты. Каким образом они будут формировать земельные участки под строительство якорных проектов», — сказал как-то журналистам Цуканов.

В головах у чиновников далеко идущие планы с прицелом на многомиллиардные вложения в калининградскую землю, в то время как огромные возможности развития туризма лежат на ее поверхности. Но все выходит по сценарию басни Крылова: «Слона-то я и не приметил». При этом если самобытность нашего края с его янтарем, дюнами, морем, деревьями, историей и отделенностью от «большой России» точно привлекает туристов, то станут ли «якорные проекты» по-настоящему притягательной фишкой — большой вопрос.

poezd_1.jpg«Чудовищная» ложь

Первоочередных проблем, которые уже сейчас мешают увеличить турпоток в область даже без многомиллиардных вливаний, предостаточно. Взять хотя бы транспортную доступность: чтобы прилететь в Калининград из Москвы, простому россиянину нужно выложить около 4–6 тыс рублей за билет в одну сторону. Поезда как вариант отпадают: согласно весеннему опросу «Левада-центра», только 17% граждан страны имеют загранпаспорт, а попасть в наш край без этого документа наземным транспортом невозможно.

Когда же турист добирается до нашего региона, перед ним встают другие вопросы — где поселиться и где питаться. То, что подавляющая часть гостиниц предоставляют не самого высокого качества услуги, при этом запрашивая большие деньги, констатируют давно и все. Многие кафе, бары и рестораны, к сожалению, также не отличаются европейским уровнем обслуживания. Про туалеты и парковки уже было сказано. Да и в целом в сфере туризма в Калининградской области осталось не так уж и много профессионалов, о чем тоже упоминается в проекте стратегии. И представители туриндустрии уверены: озаботься власть устранением этих первоочередных недостатков, число гостей региона сразу вырастет.

Правда, чтобы люди ехали в Калининград, они должны быть заинтересованы в этом. Поэтому в качестве еще одной проблемы экскурсоводы называют плохой пиар региона в СМИ.

«Есть такое понятие, как туристская привлекательность региона. Она у нас имеется, но она не продается, она не рекламируется на том уровне, на каком надо это делать», — считает Елена Платунова. Она вспоминает времена экс-губернатора Георгия Бооса, когда, по ее словам, не было дня, чтобы где-то не прозвучала информация о Калининградской области.

«Надо понять идею — зачем поедет к нам человек, что его должно привлечь. Вот он сидит в Нижнем Новгороде, или в Твери, или в Архангельске, и перед ним карта России. У него 17 миллионов квадратных километров, надо куда-то поехать. И что-то в этом уголке должно быть такое, чтобы он решил сюда поехать. Потому что здесь есть это, это и это. И человек должен об этом знать, что есть такой уголок — Калининградская область. И так мы снова возвращаемся к вопросу СМИ и информационной составляющей. Мы должны рассказать, что у нас здесь замки, у нас янтарь, у нас море, — поддерживает Платунову Владимир Смирнов. — Геббельс говорил: ложь должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили. И в нашем смысле ложь должна быть чудовищной. У нас много нет, но мы должны чудовищно рассказать, что у нас все есть».

По мнению представителей ассоциации гидов, главная особенность Калининградской области — это ее природные богатства и историческое наследие, а, значит, основным направлением региона должен стать познавательный туризм. Только пляжами и развлечениями, уверены эксперты, миллионы россиян, а уж тем более иностранцев к нам не заманишь: для первого у них есть Турция, Египет, и, скажем, Испания, для второго — просторы Евросоюза с его аквапарками, аттракционами и сравнительно невысокими ценами.

Калининград же стоит на других «китах» — крупнейшие в мире месторождения янтаря, открытая Балтика, Куршская коса. В качестве дополнения сюда можно отнести помять об Иммануиле Канте и оставшиеся памятники архитектуры. Но ничего из перечисленного в данный момент не используется на 100 процентов. Янтарем и украшениями из него больше славится соседняя Польша, значительную часть пляжей Балтийского моря зимним штормом просто смыло, политика Куршской косы в отношении туристов вводит в ступор большинство работников туриндустрии, а замки и оборонительные укрепления в подавляющем большинстве наводят тоску и уныние. Несмотря на то, что и о янтаре, и об историческом наследии, и о Куршской косе талдычат на всех уровнях федерации с десяток лет, кардинальных изменений пока не наметилось. Мало того, сам Калининград постепенно утрачивает звание города-сада, а ведь именно зелень могла бы стать большим плюсом в привлечении задыхающихся от пыли и выхлопов жителей мегаполисов.

Сезон в Калининградской области короткий — всего 2,5 месяца. Если в пиковые периоды отели, гостевые дома и санатории не испытывают недостатка в отдыхающих, то весной, осенью и зимой — страдают от убытков. Частичное решение этой проблемы эксперты видят в источнике минеральной воды и лечебной грязи в Зеленоградске. Нужно только создать несколько грязелечебниц, что уже предлагали муниципальные власти, да объяснить отдыхающим, что минеральные ванны куда полезнее для их организма, чем солнце Туниса, Египта или Канарских островов.

Есть еще перспектива конгресс-туризма, но пока нужного числа качественных площадок для проведения больших международных конференций в области днем с огнем не сыщешь. При этом Елена Платунова уверена: Калининград может стать центром, куда будут стекаться деловые люди, но для этого нужно как можно быстрее создать необходимые условия. Потому что если Калининград в существующем состоянии дотянет до полной отмены виз между Россией и Евросоюзом, то никаких туристов мы больше у себя не увидим, говорят эксперты.

«За то время, пока визы между Россией и ЕС не отменены, нам надо приучить людей, что Калининград — это место встречи, место проведения конференций, — говорит Платунова. — Мы близко к Европе, здесь не нужны визы. Это был бы наш плюс».

more_3.jpgСказка о золотой рыбке

Так случилось, что все туристические плюсы, доставшиеся нам, словно манна небесная, от природы или по наследству, пока перекрываются минусами действительности и неопределенностью будущего. Опасения по поводу новой стратегии обостряются тем, что уже была попытка привлечь миллиарды рублей, создав в Калининградской области нечто большое и дорогое. Здесь можно вспомнить и игорную зону, и яхтенную марину, и туристско-рекреационную зону на Куршской косе. В частности, именно развитие косы должно было помочь региону обогатиться на 1,5 млрд федеральных средств. И, по данным источников, «7–8 млн туристов в год», озвученные Георгием Боосом, появились не из реальной оценки туристического потенциала, а после нехитрых операций деления и умножения, чтобы удовлетворить людей сверху и хоть как-то оправдать бюджетные вливания.

Боос ушел, ушли надежды на развитие Куршской косы, растаяли его обещания. И теперь уже никто не сможет уверить знающих людей в том, что новая попытка нарисовать воздушные замки за счет федеральных денег не окажется очередным надувательством. Время утекает сквозь пальцы власть имущих, и как бы нам уже меньше, чем через 4 года не оказаться в положении старухи из сказки о золотой рыбке Пушкина: все в той же землянке и все с тем же разбитым корытом.

Текст — Мария БОЧКО, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.