Рыба здесь не водится

Повторяется ситуация годичной давности. В начале этого месяца некоторые центральные СМИ сообщили, что комиссия по административной реформе рекомендовала правительству РФ передать морские рыбные порты Минтрансу.

Аргумент Левитина

Осенью 2005-го эта тема широко обсуждалась. Неоднократно с тех пор, как Минрыбпром (вместе с «Калининградрыбпромом») канул в Лету, она «всплывала» в Москве и в нашем крае, впрочем, и раньше. Но в октябре прошлого года, казалось, вопрос уже решен. Тогда руководитель Минтранса Игорь Левитин говорил, что еще до конца 2005-го все администрации рыбных и торговых портов будут объединены под крылом возглавляемого им ведомства.

На резонный вопрос, зачем это нужно, он приводил аргумент: «Из 16 крупных российских рыбных портов только в некоторых переваливают рыбу, в остальных – чаще иные грузы». А коли так, то и нет смысла, чтобы продолжали существовать разные структуры (то бишь администрации), отвечающие за безопасность в акватории портов. Следовательно, администрация должна быть одна – общая.

Калининградская область – один из регионов, который, похоже, тоже затронут эти нововведения. Во всяком случае предпосылки к этому есть. Можно вспомнить, к примеру, как глава нашего рыбного порта Андрей Крайний еще в первой половине 2005 года во французской Ницце заявлял на конференции «Нефтепорт-2005» о масштабных планах его предприятия по перевалке нефтепродуктов на рынки Европы и даже Северной Африки. Затем он упоминал о выгодных контрактах на перевалку керамзита. О том, как важно для будущего порта добиться притока белорусских калийных удобрений, выйти на обработку аж 50 тысяч тонн контейнерных грузов ежемесячно (сегодня их в два раза меньше, что тоже немало).

Примерно год назад КМРП стал еще крепче – ему была возвращена нефтебаза, которую ранее, напомним, пустили в «свободное плавание» при губернаторе Леониде Горбенко (экс-начальнике рыбного порта).

Минсельхоз – «против»

Возвращение нефтебазы совпало с очередным витком обсуждения перспектив передачи рыбных портов от Минсельхоза (точнее – Федерального агентства рыбного хозяйства) Минтрансу. Звучали голоса «за» и «против». Андрей Крайний, помнится, высказывался в том духе, что тема эта – «долгоиграющая». Скорого решения ждать не следует. И в конечном итоге, мол, оно зависит от того, кто успешнее – Минсельхоз или Минтранс - пролоббирует свои интересы. Причем даже не в правительстве РФ, а в Кремле, у президента Владимира Путина.

Крайний оказался в принципе прав. Ни до конца 2005-го, ни по сей день рыбные порты не отошли к Минтрансу. Да и то, что правительственная комиссия по административной реформе, возглавляемая Сергеем Нарышкиным, якобы рекомендовала это сделать кабинету Михаила Фрадкова, еще не означает окончательного решения вопроса.

Заместитель руководителя Минсельхоза Владимир Измайлов на днях заявил, что пока речь идет не более чем о создании единой системы административного контроля за деятельностью судов в акваториях портов. О единых администрациях. Да и этот вопрос, мол, еще обсуждается. Между Минсельхозом и Минтрансом идут переговоры, в ходе которых уже приняты некоторые компромиссные решения. Все федеральное имущество в рыбных портах, например, остается в прежней собственности. Неизменными остаются, по словам Измайлова, также портовые сборы и тарифы (в рыбных портах они существенно ниже, чем в торговых).

В ведении единой администрации, отметил он, остается лишь общий контроль. То есть, получается, перемены (если они и будут) ожидаются незначительные. В администрации КМРП от комментариев на тему рекомендаций комиссии Нарышкина воздерживаются. По той причине, что их шеф Крайний в отпуске. «Кроме Андрея Анатольевича на эту тему у нас никто комментариев не дает», - твердо заявила его секретарь.

Да и какие могут быть тут комментарии?.. Не в Калининграде решается вопрос.

Вместо рыбы -

мясо

В нашей области на этот вопрос, пожалуй, есть смысл посмотреть несколько шире. В прошлом месяце сообщалось, что впервые за историю КМРП рыбодобытчикам – компании «ФОР» (правопреемнице части имущества «Запрыбы») – было отказано зайти в порт для ремонта после длительного рейса. По той причине, что компания, перестав завозить улов в Калининград, перенаправила его в Санкт-Петербург.

И пошли разговоры о том, что от нашего рыбного порта, по сути, только название и осталось. В одном из своих недавних интервью Крайний отмечал: в порт сейчас ежегодно поступает около 200 тысяч тонн рыбы, в 1982-м ее было 693 тысячи тонн. Спад грузооборота этой продукции он объяснил сокращением количества рыболовецких судов, добавив: «Зато скоро станет больше мяса».

При таком раскладе многим ветеранам рыбной промышленности Калининградской области наверняка даже сама идея передачи родного для них порта Минтрансу крайне обидна. Сначала было упразднено Министерство рыбного хозяйства. Отрасль оказалась в роли не очень-то любимой Золушки в структуре Минсельхоза. И вот – новая напасть!

Неудивительно, что для многих калининградских ветеранов, бывших капитанов рыболовных судов, какая бы то ни было дальнейшая реорганизация КМРП видится в мрачном свете. «На отрасли будет поставлен жирный крест», - мрачно предсказал, позвонив в нашу редакцию, рыбак со стажем Александр Коршенко. Будущее ему видится так: если КМРП уйдет в ведение Минтранса (сначала создадут единую администрацию, а потом процесс уже не остановишь), то на причалах для рыбной продукции вовсе места не останется. Перерабатывать контейнерные грузы, металл, нефтепродукты выгоднее.

Есть, правда, планы…

О своей позиции представители пока еще существующей отрасли не раз сигнализировали в самые высокие инстанции. Директора рыбных портов обращались в Совет Федерации РФ с требованием сохранять хотя бы относительную самостоятельность их предприятий и не передавать в ведение Минтранса. Против этого на Всемирном съезде рыбаков выступали и представители российских рыболовных компаний.

В Калининградской облдуме вчера прошло заседание «круглого стола» на тему основных направлений развития регионального агропромышленного комплекса на 2007-2016 годы. С докладом выступил министр сельского хозяйства и рыболовства нашей области Андрей Романов. О проблемах рыбной отрасли не сказал ни слова. Тем не менее в рекомендациях «круглого стола» было отмечено, что наш агропром «располагает значительными возможностями для развития сельского хозяйства и рыболовства, которые связаны не только с природно-климатическими особенностями региона, но и с ситуацией на общероссийском и мировом рынках аграрной продукции».

Ситуация на этих рынках характеризуется растущим спросом на морепродукты, увы, уплывающие из КМРП. Рыбная отрасль чахнет. В нашем крае, правда, по словам 1-го заместителя регионального министра сельского хозяйства и рыболовства Анатолия Гусева, разрабатывается программа возрождения рыбопромышленного комплекса. Есть планы активно заниматься развитием аквакультуры – как одного из приоритетов реализации нацпроекта в сфере агропрома. «К КМРП мы не имеем никакого отношения», - напомнил Анатолий Леонидович.

Не исключено, что, когда дойдет дело до претворения всех многообещающих планов в жизнь, об этом придется пожалеть.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.