Билет на самолет в России будет стоить дешевле похода в кино на двоих

Все новости по теме: Авиаперевозки
В декабре этого года на рынок авиаперевозок выходит перевозчик нового формата — авиакомпания эконом-класса «Скай Экспресс». С этого момента можно говорить о появлении в России принципиально новой концепции перевозок — авиаритейла, досих пор отсутствовавшего в нашей стране. Однако мнения относительно того, удастся ли совершить в России авиареволюцию и сделать нацию активно летающей, пока существуют самые разные.

В России готова к полетам первая российская авиакомпания эконом-класса Скай Экспресс (Sky Express). По словам гендиректора компании Марины Букаловой, полеты планируется начать до конца года. К этому моменту авиапарк «Скай Экспресс» будет состоять из 18 самолетов Боинг-737. Дальше все будет развиваться стремительно.

В первые 6 месяцев 2007 года Скай Экспресс планирует выполнить 6 тыс. рейсов и 30 тыс. в последующий год. Если считать «в людях», картина еще более впечатляющая: на шести «Боинг 737−300», вместимостью в среднем 140 мест, авиакомпания обслужит 600 тыс. пассажиров уже в первом полугодии 2007 года и 3,5 млн. пассажиров в последующий год, используя 18 воздушных судов.

Общие инвестиции составят 70 миллионов долларов, из которых на сегодняшний день уже проинвестировано 35 миллионов долларов. Как заявил представитель инвесторов, партнер фонда Altima Capital Александр Шварцкопф, все акционеры компании будут миноритариями. Помимо фонда Altima Capital, акционерами «Скай Экспресс» являются российские и иностранные частные лица, в том числе гендиректор и совладелец «Красноярских авиалиний» Борис Абрамович. В ближайшее время вопрос об инвестировании в компанию 20 миллионов долларов и вхождении в состав акционеров рассмотрит и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Летать компания планирует исключительно по России. В качестве основных направлений запланированы Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Мурманск, Екатеринбург, Тюмень, Волгоград, Калининград, Самара. В весенне-летний период к этим рейсам будут добавлены традиционные курортные направления: Анапа, Сочи, Минеральные Воды.

Как уточнили «Эксперт Online» в «Скай Экспресс», исключительно российскими перевозками компания будет заниматься по причине неразвитости внутреннего рынка, а соответственно наличию богатого поля деятельности. На борту будут предоставлять дополнительные развлекательные услуги, например, прокат компакт-дисков или заказ номера в гостинице. Будущих пассажиров компания намеревается вербовать из тех, кто на самолетах не летает из-за дороговизны этого средства передвижения. По прогнозам авиакомании, около 90% будущих клиентов будет составлять именно эта категория, остальные – перейдут от других авиакомпаний.

Что касается ценовой политики, авиакомпания позиционирует себя как «авиаритейл». По принципу организации бизнеса она аналогична авикомпаниям-дискаунтерам, у которых в цену перевозки не входят дополнительные услуги (еда, прослуживание дисков во время полета, плдеик и тапочки и т.д.). Стоимость путешествий, подготовленных к открытию начала полетов «Скай Экспресс» по маршруту Москва – любой город полета, в декабре 2006 года будет начинаться от 500 рублей. Низкая цена, объясняют в компании, будет достигнута через оптимизацию затрат и высокую загрузку, что в свою очередь станет итогом активной рекламной компании. Сами тарифы будут отличаться по направлениям, и в зависимости от дальности перелета. Также на конечную стоимость полета будет сильно влиять срок бронирования места на рейс (чем раньше, тем дешевле) и количество пассажиров. Отсутствуют «правило выходного дня», правило покупки билет «туда и обратно» и пр. К новшествам можно отнести возможность оплаты полета с помощью карт предоплаты, которые легко найти в сетевых розничных магазинах.

Как нам рассказал директор по маркетингу компании «Скай Экспресс» Валерий Фаткуллин, все самолеты Boeing будут приобретены на условиях лизинга. В частности, первый самолет, который уже находится в России, в аэропорту Внуково, взят в операционный лизинг у компании AirCastle.

По словам представителей компании, прямых конкурентов у компании быть не должно в принципе, а временную конкуренцию при запуске проекта могут составить другие авиаперевозчики, предлагающие сезонные и событийные скидки, а также железнодорожный транспорт. К тому же, как полагает руководство «Скай Экспресс», ценовая конкуренция никому не выгодна: «Мы не рассматриваем позиционирование по цене как наше главное преимущество. Бизнес-модель основана на принципиально новом отношении к полетам: мы поднимаем нацию в воздух, и именно в этом лежит залог успешного развития, — говорит гендиректор Марина Букалова, – В настоящее время в России внутренними рейсами пользуются только 5% населения, в то время как в Европе этот показатель достигает 67%».

Что же ждет компанию на российском рынке авиаперевозок и получится ли сделать россиян авиамобильными? Здесь мнения делятся примерно поровну. Большинство аналитиков весьма скептически относится в амбициозному плану пересадить россиян с поездов на самолеты. Большинство опрошенных нами авиакомпаний в выходе нового игрока на рынок особой опасности не усматривают. Как рассказал «Эксперт Online» замначальника пресс-службы «Аэрофлот» Виктор Соколов, сейчас, наоборот, идет процесс консолидации, создаются союзы, альянсы, число авиакомпаний зачастую падает, а не растет. Объясняет он это сложными условиями существования в отрасли: «Условия существования непростые – постоянно дорожает топливо, на рынок выходят иностранные компании. Если компания может придумать что-то новое, чего не было раньше, то хорошо. Просто одной компанией будет больше», — говорит Соколов.

Согласился с этим мнением и аналитик Рениссанс капитал Петр Гришин, предположив, что компания может столкнуться с рядом проблем, таких как бюрократизм, специфическое регулирование рынка, сложными законодательными нюансами относительно электронных билетов, высокими издержками на топливо.

Однако есть и более оптимистичный взгляд в будущее. Генеральный директор консультационной фирмы «Инфомост», авиационный инженер Борис Рыбак дал «Эксперт Online» противоположный прогноз. По его словам, шансы у таких компаний в России есть, и все зависит от непосредственных условий воплощения проекта в жизнь и грамотного менеджмента: «Сейчас рынок растущий и энергичный. Лучшие компании развиваются в 3−4 раза быстрее, чем экономика в целом. Трудно что-то прогнозировать, но на уровне ощущений можно предположить, что на этом рынке может оказаться 2−3 востребованных крупные компании модели low-cost. Все будет зависеть от их изобретательности и способности преодолевать препятствия», — говорит Рыбак. К тому же, как рассказал специалист, «Скай Экспресс» долго в одиночестве не останется — на подходе уже 2 аналогичных проекта. В частности, депутат Госдумы и совладелец «Аэрофлота» Александр Лебедев выкупил пакет акций берлинской авиакомпании Blue wings, и на ее базе создает перевозчика-дискаунтера с рабочим названием National Wings, которая будет выполнять дешевые рейсы из Европы в Россию, и внутри нашей страны.

Сама бизнес-концепция аваикомпаний-дискаунтеров была придумана в Америке в 1972 году, и была призвана пересадить туристов с автобусов и поездов на самолеты, что у них с успехом и получилось. С тех пор количество таких компаний в мире постоянно растет. Около 15 лет такие авиакомпании действуют и в Европе. Ключ к low-cost – это финансовый менеджмент.

«Экономика авиакомпаний эконом-класса проста: пассажиры сами авансируют деятельность авиакомпаний. Стоимость билета при этом может варьироваться от 20 до 400 долларов в зависимости от сроков покупки билетов. Часть билетов продаются действительно по низким ценам, остальные цены могут быть даже выше, чем у сетевых компаний. Недавно, например, Еврокомиссия обязала перевозчиков продавать фиксированный процент кресел (около 20%) по тем ценам, которые заявлены в рекламе», — рассказывает Рыбак.

Но проблемы на пути таких авиакомпаний тоже могут встретиться. Среди них, в частности, Рыбак называет отсутствие обязательных в таких случаях вторых аэропортов. Ведь именно туда обычно на Западе приземляются самолеты авиакомпаний-дискаунтеров. Они обычно находятся подальше от крупных городв, от них не так просто добираться, в них нет шикарных магазинов, но зато и стоимость обслуживания самолетов у них ниже. «На Западе всегда строительство вторых аэропортов финансировал муниципальные власти, у нас это маловероятно. У нас надо будет договариваться с обычными аэропортами», говорит Рыбак. И низкие цены в обслуживании для компаний-дисканутеров российсике аэропорты делать не будут.

Таким образом, поднятие нации в воздух – дело рук грамотного менеджмента и удачи.
Источник: ExpertOnline

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.