«Помощь пострадавшим»: власти объяснили, как смягчат удар от «ошибки» Алиханова

Антон Алиханов. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Все новости по теме: Бизнес

Областное правительство определилось, как именно оно будет смягчать «удар», который был нанесен по калининградскому бизнесу в конце 2017 года. Об этом шла речь в минувшие среду и четверг на профильных комитетах Калининградской торгово-промышленной палаты.

Проблема, с которой калининградский бизнес столкнулся в 2018 году, уходит своими корнями в начало 2017 года, когда в России официально была запрещена комиссионная торговля. На практике это означало ощутимый рост налоговой нагрузки на калининградский бизнес и население. Если ранее сельхозпроизводитель, работающий на едином сельхозналоге, сдавал свой товар в сеть по договору комиссии и на него фактически не начислялся федеральный налог — НДС, то теперь к стоимости товара в чеке прибавилось 10% (ставка НДС для продовольственных товаров), и чтобы не допустить пропорциональный рост цен, сельхозпроизводителям и торговым сетям пришлось взять дополнительную нагрузку на себя.

В процессе работы над поправками к закону об ОЭЗ губернатор Антон Алиханов убедил калининградское бизнес-сообщество сдерживать рост цен в 2017 году в обмен на то, что он проведет отмену запрета о комиссионной торговле через Госдуму в числе других поправок и фактически вернет статус-кво, существовавший до 1 января 2017 года. Бизнес согласился на данные условия. Поправка о разрешении комиссионной торговли в области была в законопроекте, внесенном Правительством РФ в Госдуму, и осталась после голосования в первом чтении.

Информация о том, что в ходе второго чтения данная поправка была вычеркнута по инициативе калининградских депутатов, в том числе Александра Пятикопа, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Бизнес не особенно сдерживал эмоции, так как узнал о произошедшем из СМИ, а не из кабинетов на Дмитрия Донского, 1, как того предписывает в таких случаях деловой этикет.

Позднее ответственность за отзыв поправки взял на себя лично губернатор Антон Алиханов. Решение о ее отзыве принималось на совещании у помощника президента РФ по экономическим вопросам Андрея Белоуслова. Губернатор исходил из того, что 1 января 2018 года начнет действовать новая форма уплаты налогов сельхозпроизодителями — «единый сельхозналог + НДС». Эта форма позволит зачитывать производителям «входящий» НДС в приобретенных товарах, а значит, снизит налоговое давление, возникшее после отмены договоров комиссии.

Однако уже в середине декабря стало ясно, что Антон Алиханов опирался на неточный прогноз. Вступление в силу режима «ЕСХН+НДС» было перенесено на 1 января 2019 года, и бизнес остался без обещанного налогового послабления.

Оказавшись наедине со своей проблемой, производители разделились на две категории. Первые остались ждать начала 2019 года, когда начнет действовать «ЕСХН+НДС» и они смогут возмещать «входящий» НДС. Вторые решили на этот год перейти на общую систему налогообложения, то есть вместо одного сельхозналога платить налоги на прибыль, имущество и НДС. Такой маневр давал второй категории бизнеса возможность получать выгоду от зачета «входящего» НДС не дожидаясь 2019 года.

Чтобы смягчить раздражение бизнес-сообщества своим решением с отзывом поправки о разрешении комиссионной торговли, Алиханов заявил о помощи части калининградских сельхозкомпаний в виде компенсации возникшего у них налога на имущество. Таким образом, на помощь могли рассчитывать только те, кто перешел на общую систему налогообложения. Те, кто остался на едином сельхозналоге, налог на имущество не платят. Впрочем, они не могут и зачитывать НДС, что было доступно для компаний, сменивших режим налогообложения.

В ходе заседаний Калининградской торгово-промышленной палаты вице-премьер Эдуард Батанов, министр финансов Виктор Порембский и его заместитель Анатолий Горкин подтвердили, что готовы компенсировать компаниям уплаченный ими налог на имущество в 2018 году. Но не за полный год, а только за последние три квартала. Платежи за первый квартал поступят в областной бюджет и там останутся, констатировал Батанов.

Также вице-премьер обратил внимание на то, что правительство не признает своей вины за события, произошедшие в конце 2017 года, и «не испытывает восторга» от необходимости возвращать налог, но такое обязательство взял на себя Алиханов — и финансовый блок будет его исполнять.

«[Глава регионального отделения РСПП] Андрей Владимирович [Романов] приходил, аргументировал. Как матадор, втыкал мне аргументы в спину, доломал меня аргументами, и мы нехотя согласились. Это подспорье всем, и есть поручение губернатора на эту тему. Это будет бюджету стоить денег. Мы это реализуем. Норма временная. Мы имеем один переходный год», — раскрыл ход переговоров по компенсации Батанов.

На реплику Батанова откликнулась Татьяна Лунева из холдинга «Продукты Питания», компании в котором остались на едином сельхозналоге и не могли ни компенсировать налог на имущество, ни зачитывать «входящий» НДС. Министр финансов Виктор Порембский сообщил ей, что компенсация для компаний, решивших не менять форму налогообложения, не предусмотрена.

Масштаб расходов на поддержку части сельхозбизнеса пока неясен. У правительства сейчас нет данных о том, сколько компаний после непредвиденного развития событий в конце 2017 году перешли на общую систему налогообложения. В РСПП также затрудняются оценить реальный объем такого бизнеса.

Первые цифры от налоговой начнут поступать в областное правительство по итогам первого квартала, а реальный масштаб субсидий станет понятен не раньше июля, отметил Батанов. Налог за четвертый квартал 2018 года будет возвращен в начале 2019 года.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.