Деньги на реконструкцию систем водоснабжения спущены в канализацию

Может ли полумиллионный форпост России на Западе жить без воды? Отвечая на этот вроде бы странный вопрос, обнаруживаешь удивительные вещи. Водопровод красавца Калининграда жив лишь благодаря немецкому качеству столетней давности. Но вековые сети, естественно, в предынфарктном состоянии. До санитарных норм воду доводят убойные дозы химреагентов и хлора.

ЕВРОФЕКАЛИИ

Водопровод красавца Калининграда жив лишь благодаря немецкому качеству столетней давности. Но вековые сети, естественно, в предынфарктном состоянии. До санитарных норм воду доводят убойные дозы химреагентов и хлора.

Но и такая, "убитая" вода в тысячах кранов есть не всегда. Когда дуют ветры, в реке Преголе вода поворачивает вспять. Шлюзы закрывают. Воду берут из резервного водохранилища. Из питьевых озер, которые не чистили опять же с немецких времен. Через 10-15 дней запас воды иссякает. На древние улицы выходят водовозки. Родина Канта оказывается на грани выживания...

При этом неочищенные стоки полумиллионного города в центре Европы... сливаются в Балтику! Довоенные очистные рассчитаны на 60-70 тысяч кубов. Сегодня город дает стоков вдвое больше. В период дождей до 160 кубов нечистот в сутки выливается в Преголю. А оттуда - в море.

Из-за этих сливов соседи зовут Калининград "Ночным горшком Балтики".

Семь лет назад в рамках Хельсинской Конвенции по защите морской среды Балтийского моря от загрязнения Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Минфином РФ и властями Калининграда было принято эпохальное решение: реконструировать систему водоснабжения и очистных города.

Сроком окончания работ был определен 2003 год. Но... проект был сорван.

Коллегия Счетной палаты РФ утверждает: "Минфин России, администрация области и мэрия города не обеспечили контроль за эффективным и своевременным использованием заемных средств".

ЕСЛИ В КРАНЕ НЕТ ВОДЫ...

За что это мне, простому водопроводчику?! - взывал директор "Водоканала", в своем обшарпанном кабинете с тоской глядя на кипы бумаг, ждавшие его подписи. Юрий Буков, чей автограф наряду с вензелями губернатора Горбенко и мэра Савенко, стоял под соглашением о кредите ЕБРР, не должен был разделять эту ответственность. Ну не было у него квалификации для работы с международными проектами! Не говоря о том, что на подпись сунули бумаги на английском. А им Буков не владел.

Лондон, где подписанты встречались с европейскими банкирами, вспоминался "водопроводчику" как кошмар. Красот Альбиона он не увидел. Зато запомнил зал переговоров, куда можно было только войти, - ручки у дверей изнутри отсутствовали. То есть даже не выйти в туалет.

Буков был диабетиком. Ему приходилось вкалывать себе инсулин прямо под этим самым столом переговоров. В такой вот удивительной атмосфере в 1999 году был подписан проект с общим объемом финансирования 56,8 миллиона долларов. 18 миллионов - заемные средства ЕБРР и Северного инвестбанка "Нордик". Остальные - гранты северных стран.

Мэр с губернатором пели дифирамбы друг другу. Мол, такие деньги отхватили на халяву!

"Халява" обернулась убытками для федерального бюджета и для водоканала. Последний за счет своих средств (то есть, за счет тарифа для населения, не получившего никаких услуг!) уже оплачивает кредит. Но по кредиту этому не то что ничего не построено - по нему даже проектно-сметной документации нет до сих пор!

Из заемных средств 7 000 000 долларов утекло западным экспертам. Консультировали они из расчета 300-800 долларов в час!

Об этом чудо-проекте калининградцы узнали от нового директора "Водоканала" Михаила Тягусова. Прежний ушел со своего поста. А вскоре умер.

Кресло директора важнейшей горслужбы занимали случайные люди, пока не объявили конкурс. Победителем стал 44-летний успешный бизнесмен из Москвы, в прошлом ученый-физик. Когда в октябре 2004 года Тягусов пришел на новую должность, он стал разбираться с проектом реконструкции системы водоснабжения и пришел в ужас.

"Работал" проект шестой год. Но реального продукта никто в глаза не видел. Тягусов изумился - он не обнаружил в документах никаких признаков инвестразработки! Отсутствовали экономическое обоснование целесообразности, сроков и объемов капиталовложений. Не было проектно-сметной документации. Инженерно-проектные изыскательные работы не проводились.

- Не успел я стать директором, как мне на подпись принесли счета на миллион (!) долларов для шведских консультантов. За что? - возмущался Тягусов. - Кроме перечня имен спецов из Швеции и Дании, работавших во благо "Водоканала" в своих евроофисах, я не обнаружил ни-че-го. А каждый на 200-300 тысяч наконсультировал! И проверить их работу невозможно.

Собрал я специалистов. Три месяца разбиралась. Ситуация была полностью вскрыта (кстати, ни цента от ЕБРР на счета "Водоканала" за этот период не поступало). Так вот. Деньги расходовались со счетов за границей. Директор же "Водоканала" оказался зиц-председателем. Человек на этом посту лишь подписывал в Калининграде счет-фактуры. Реально распоряжаться миллионами он не мог.

Вскоре у Тягусова на подписи скопилось платежек на $ 1 000 000 по кредиту ЕБРР и еще на $ 1 000 000 - по гранту из Швеции. За этот миллион шведская фирма SWECO давным-давно была обязана предоставить проектно-сметную документацию. В частности, на реконструкцию канализационных очистных.

- Я обнаружил, - рассказывает Михаил Тягусов, - что веду переписку с ... собственным подвалом! В цокольном помещении здания водоканала сидел улыбчивый шведский старичок. По-русски он не говорил. Зато слал мне по факсу (на этаж выше) некие копии неких документов...

В "оправдательной" документации можно было утонуть. Вместе со шведами ее плодила "группа организации проектных работ" (ГУПР). Она создавала видимость бурной деятельности. Составляла отчеты в мэрию, в Минфин, в обладминистрацию. Все расписывалось красиво.

Настоящие же специалисты были отстранены от работы. Они поняли: перед ними - мошенничество в особо крупных размерах. А документы, которые плодит ГУПР, не соответствует российским нормативам. Это просто мусор.

МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ

Изучив криминальную ситуацию с кредитом, Тягусов послал документы мэру, губернатору. Просил принять решение по существу. Ответа не получил. Устные беседы с тогдашним вице-мэром - нынешним зам. губернатора Сергеем Бучельниковым - ничего не дали. "Да это ерунда. Это все вам кажется,- внушал Сергей Олегович, - Вы бумаги-то подписывайте... Не то будет международный скандал".

На Тягусова стали давить со всех сторон. В конце концов, шведы сказали: "Ладно, не миллион. Подпишите хоть 300 тысяч. И мы уйдем..." "Я ничего подписывать не буду, пока не увижу продукта", - твердил глава водоканала.

Не дождавшись реакции властей, Тягусов направил документы в ФСБ и в прокуратуру. Тогда мэр Юрий Савенко распорядился директора-правдоискателя "отодвинуть".

- Вместо того чтобы заниматься утечками, господин Тягусов взял на себя функции Шерлока Холмса! - бушевал мэр. Он назвал заявления директора "бредом сивой кобылы".

А шведские "консультанты" вместе с российскими чиновниками теперь утверждают, что... стоимость проекта выросла вдвое!

Это в 1999 году он стоил $ 57 млн. долларов. Теперь же -$ 123 млн. Или даже $ 140 млн. Пока не решили, какую именно сумму затребовать в бюджете России.

Откуда удорожание?

- А инфляция? А дефолт 1998 года? - на голубом глазу отвечает вопросм на вопрос новый глава водоканала Сергей Крапивин. Его не впечатляет тот факт, что кредит на реконструкцию был подписан ПОСЛЕ дефолта. А НАША инфляция никак не могла повлиять на стоимость ШВЕДСКОГО оборудования, которое должно быть поставлено в ходе реализации проекта.

Да, кстати, русские фирмы в нем почему-то не участвуют.

На бумаге-то проект был неплохой. В ходе реконструкции сетей вода, подаваемая в город, должна была стать не только лучше по качеству (чуть не артезианской), но и дешевле по себестоимости. Для ее очистки химреактивы в слоновьих дозах уже не требовались. Электроэнергия экономилась бы. Сейчас же за плохую воду платятся хорошие деньги.

Что нужно на самом деле, чтобы обеспечить водой полмиллионна самых "западных" россиян?

- Два года и $ 5-7 млн., - убежден Тягусов, - и мы бы получили водоснабжение не из Преголи, а из подземных источников. Артезианские скважины пробурить, расширить. Поставить модули по очистке. С технической точки зрения не сложно, и с финансированием не проблемно. Пока же то, что мы платим ЕБРР, идет в ущерб работе водоканала и жителям города. Очистные сооружения я бы выделил в отдельный международный проект. И все страны Балтии заинтересованы в этом.

Правда, дешевый проект закроет кормушку для западных консультантов и их российской "крыши"...

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Труд

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.