«Спасибо за неподдельный интерес»: как губернатор и чиновники про госпрограмму рассуждали

Николай Цуканов
Все новости по теме: Госпрограмма развития области
В минувший понедельник губернатор Калининградской области Николай Цуканов решился, наконец, поговорить со СМИ о главном — о госпрограмме развития региона до 2020 года. Несмотря на заверения в максимальной открытости, говорили собственно о документе глава региона и его коллеги крайне скупо. Вывести губернатора на откровения вместе с другими журналистами безуспешно пытался и корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Как и большинство иных важных мероприятий в последнее время, пресс-конференция главы региона была объявлена внезапно, всего за 3 часа до начала. Ещё до её старта стало понятно, что простой и понятной встрече быть не суждено. Вначале прессу усадили в малый зал заседаний, затем — перевели в большой, сообщив, что к Цуканову присоединятся вице-премьеры, а под конец вообще отсадили подальше от П-образного стола, так как во встрече решили принять участие ещё и министры.

Кабинет министров прибыл, к счастью, в урезанном составе. Рядом с Цукановым сели вице-премьеры Евгений Морозов, Александр Рольбинов и Константин Суслов, по правую руку от него — замминистра экономики Михаил Городков, которого считают наиболее вероятным компилятором окончательной версии проекта программы, а также министр сельского хозяйства Владимир Зарудный. Выглядели чиновники несколько неуверенно, за исключением, пожалуй, губернатора и натягивающего на всех официальных мероприятиях одинаковую резиновую улыбку Суслова.

Затем сюжет стал развиваться по ожидаемому в подобных случаях сценарию. Минут сорок чиновники на все лады рассказывали о том, как неустанно они трудятся на благо региона, каждый в своей сфере. Цуканов быстро озвучил основные макроэкономические показатели, свидетельствующие о беспрецедентных успехах руководимого им правительства, а затем перешёл к собственно программе. Он напомнил, что ещё в 2011 году обратился с инициативой разработки такого документа к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву. На самом деле, если взглянуть в архивы, то обнаружится, что программой тогда что только ни называли. Так, ещё до назначения губернатором, в августе 2010 года Цуканов пообещал подготовить «программу по решению основных проблем региона» в течение аж трех месяцев. Как ни странно, за этот срок общественности ничего представлено не было, в октябре 2011 года губернатор заявлял, что во всём виноваты «так называемые элиты», которые не смогли в нужные сроки сформулировать, что же им нужно. 

Вообще же в тот выборный год тема программы как документа со сметой и государственным статусом почему-то не очень мелькала в новостях. В ноябре 2011 года Цуканов обсудил с посетившим регион Владимиром Путиным вопрос подготовки новой федеральной целевой программы, тогда предполагалось, что она будет рассчитана на 10 лет, до 2021 года. Вообще же, в то время, когда одним из паровозов регионального списка «Единой России» в Калининграде выставили вице-премьера Александра Жукова, надежды, в основном, связывались не с программой, а с неким специфическим законом, который дал бы местной экономике новые преференции, способные компенсировать потери 2016 года. Сейчас уже всем, кажется, понятно, что работа по написанию проекта такого закона окончательно свёрнута.

По словам Цуканова, в проекте программы, предложенной федералам, правительство области обозначало не только финансовые параметры, а вопросы и задачи, которые необходимо решать. «Не только финансы, но и долгосрочные стратегические правила», — пояснил губернатор. Стоит отметить, что в таком случае программа со времён публикаций на «Новом Калининграде.Ru» в самом деле претерпела серьёзные изменения. Тогда стратегических правил там было, прямо скажем, немного. 

cukanov_gov_5.jpgСреди них можно было выделить лишь предложения по отмене обязательной регистрации иностранцев (абсурдное теперь, на фоне ужесточения наказания за отсутствие этой регистрации и вообще закручивание гаек в сфере трудовой миграции), снижение размеров страховых взносов для IT-компаний и госгарантии по кредитам для инвестпроектов на территории Калининградской области. Также в той версии проекта предлагалось дать региону возможность установления льготной ставки арендной платы за муниципальную и государственную землю и имущество для «лиц, осуществляющих приоритетные виды деятельности» снижение ставок на прибыль и налога на имущество. Что как-то совсем непонятно в свете того, что действующий закон об ОЭЗ никуда после 2016 года не девается. Кроме того, в списке предложений фигурировали идеи про янтарную отрасль, вроде организации биржи и установления заградительных пошлин. Идеи эти давно занимают губернаторскую голову, однако пока что не особо успешно реализуются на практике.

Николай Цуканов в очередной раз разошёлся во мнениях насчёт сроков внесения проекта госпрограммы в правительство РФ. Напомним, что, по итогам его встречи с министром регионального развития Игорем Слюняевым в минувший четверг, пресс-служба Минрегиона сообщила, что сроки эти перенесены на третий квартал 2013 года в связи с необходимостью доработки проекта. Губернатор не устаёт утверждать, что ни о каком третьем квартале речь не идёт, программа будет обязательно внесена на утверждение правительства до 1 мая. 

Вопрос со сроками вовсе не теоретический; уже в 2013 году, согласно первоначальным планам, Цуканов рассчитывал получить вдобавок к уже запланированным в рамках ФЦП средствам 17,1 млрд рублей, в 2014 году эта сумма возрастает до 83,4 млрд рублей, а к 2015 году программа выходит на проектную мощность и расходы Москвы на её реализацию составляют 121 млрд рублей. Повторим, согласно первоначальным планам. Но чтобы они, а пусть даже и гораздо более скромные планы реализовались, расходы на реализацию госпрограммы должны быть закреплены в федеральном бюджете. Если прав окажется Минрегион, точнее его пресс-служба, то есть неприятный шанс, что средства эти Минфин сможет зафиксировать лишь в бюджете на 2015 год.

Выступления вице-премьеров напоминали походные версии отчёта правительства об успехах в деятельности, успехах, которые неразумные граждане в лице журналистов отчего-то не хотят замечать и которым не спешат радоваться. Морозов рассказал, как строится буквально всё, от детсадов до социального жилья. Отставание по ФЦП было и есть, но навёрстывается семимильными шагами, темпы ввода в строй квадратных метров заставляют иные регионы сохнуть от зависти, а стоимость этих метров ниже, чем где бы то ни было в РФ. Рольбинов рассказал о том, что в инфраструктурной сфере запланировано также всё: от подземного газохранилища и увеличения лимитов газа, чтобы было, чем его заполнять, до портов и марин в Пионерском. Объекты к ЧМ-2018 планируются вовсю, реконструкция федеральной трассы на Москву восточнее Талпаков тоже уже отторгована. Счастливое будущее приближается на глазах. Единственным реалистом оказался вице-премьер реального сектора Константин Суслов. Он отметил рост в сельском хозяйстве в 2012 году, осуществляемые вложения в мелиорацию (150 млн в 2012 году, но нужно намного больше, не хватит и планируемых 2 млрд в год). 

Ни один из вице-премьеров не сказал и пары предложений о теме встречи — госпрограмме развития региона. Конкретном документе, вызывающем, как заявил в начале пресс-конференции Николай Цуканов, «неподдельный интерес со стороны СМИ». Не прозвучало ничего о включённых в проект программы опорных инвестпроектах, требующих федеральных средств для создания инфраструктуры. Присутствовавшие на встрече министры не проронили ни звука, а Марины Агеевой, министра туризма, занимающего в программе важное место, не было на пресс-конференции вовсе. Это достойно всяческого сожаления, ведь в первоначальном проекте обнаружилась забавная деталь в виде 71 млн рублей на возведение и обустройство тренировочной базы для Чемпионата мира по футболу 2018 года в посёлке Орловка Гурьевского района на основе отеля-ресторана «Усадьба», принадлежащего семье министра.

amstel_3.jpgНе было в зале заседаний правительства и министра экономики Вадима Амстеля, некогда в крайне жёстких выражениях раскритиковавшего публикацию материалов программы в СМИ. Напомним, что после того, как проект был описан прессой, Амстель разразился гневной репликой: «Хотите обсуждать? Обсуждайте! Несогласованный и недоделанный проект обсуждать нельзя. Выглядит это так: вот я несу папочку, вы вытаскиваете у меня листочек и говорите: а объясните, что это там за цифры». Цуканов оценивать позицию министра за его спиной не стал. «Назначен был недавно, эмоционально мог отреагировать, не знал, что журналисты — наши партнеры», — сообщил Цуканов. Было бы неплохо понять, в качестве каких именно партнёров рассматривает работников СМИ глава региона.

Тем не менее, губернатор вступился за журналистов и иных интересующихся. «Спасибо за неподдельный интерес, — сказал он. — Только благодаря правильному информированию населения возможно заручиться его поддержкой». Цуканов призвал к максимальной публичности в работе над программой (которую официально никто, кроме разработчиков в глаза не видел) и сообщил, что в её основу легла стратегия развития региона. Стратегию, напротив, обсуждали на всех площадках, включая огородников и даже журналистов. Видимо, обсуждать инструменты стратегии, одним из которых и является госпрограмма, есть затея не для простых смертных.

Забегая вперёд, приходится с прискорбием констатировать, что это была единственная, хоть и крайне противоречивая, но конкретная мысль, с которой губернатор обратился к журналистам. Остальные вопросы остались либо без ответов вообще, либо с ответами, ценность которых сомнительна. Так, к примеру, на закономерный вопрос о том, как правительство сможет эффективно осваивать по 100 млрд в год, если в рамках ФЦП не может справиться и менее чем с 10, губернатор решительно заявил: «Правительство, безусловно, сможет». При этом он отметил, что законодательство позволяет участвовать в конкурсах недобросовестным подрядчикам, строительные компании не спешат завозить сюда технику, а предпочитают отдавать работы на субподряд, кругом «некомпетентная рабочая сила — таджики и узбеки», а муниципалитеты некачественно и с нарушением сроков готовят проектно-сметную документацию. Казалось бы, кругом масса нерешённых проблем. Но — «правительство, безусловно, сможет».

Отсутствие в перечне рисков коррупционной составляющей Николай Цуканов вообще затруднился прокомментировать. Это достаточно забавно, учитывая, что ещё в 2010 году Дмитрий Медведев оценивал объемы коррупции при госзаказе как минимум в 1 трлн рублей. «Мы понимаем, что мы живём в нашей стране, имея определённые традиции, сложности в части реализации всех программ», — подтвердил непростую обстановку губернатор. Однако, по его словам, открытость правительства в первую очередь к правоохранительным и надзорным органам (к нему уже прикомандированы некие сотрудники ФСБ и МВД) позволит свести коррупционные риски к минимуму. «Перед правительством стоит задача расходовать каждый рубль на благо жителей области, и только. А если у кого-то есть искушение на этом заработать, то либо они должны поменять работу, либо сядут в тюрьму. Другой позиции я просто не вижу», — предпочёл конкретным идеям пафосную риторику глава региона.

Отвечая на вопрос о том, какие объекты стали предметом торга между федеральным центром и областью, Цуканов сообщил, что речь в данной дискуссии идёт не об объектах, а о сроках их строительства. То есть, Москва, следуя его логике, не сомневается в необходимости строить новую взлётно-посадочную полосу в Храброво или дотягивать Приморское кольцо до Балтийска. Однако не уверено, что делать это нужно немедленно. Самый интересный здесь момент, не фигурирующий в госпрограмме, но жизненно важный для региона — ответвление на Калининград от газопровода «Северный поток». Напомним, включить это ответвление на моменте проектирования газопровода не удалось. Впрочем, на прямой вопрос о том, виновен ли в этом Георгий Боос, губернатор отвечать не стал, а в отношении автора вопроса, журналиста портала «Rugrad.Eu» позволил себе изрядную резкость. Он назвал портал «замечательным сайтом провокаторов». Да и вообще, к этому моменту глава региона, говоря по правде, пошёл вразнос. Он включил столь любимый им, но не очень уместный для провинциального губернатора, агрессивный внешнеполитический режим. И обвинил соседние государства, слава богу, не уточнив, каких именно, в том, что они «спекулируют и шантажируют Российскую Федерацию через Калининградскую область» в вопросах газового транзита.

cukanov_gov_7.jpgКасательно самого ответвления Цуканов сообщил лишь, что председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер «дал поручения своей команде», уточнять, каков их характер и в какие сроки они могут реализоваться, он не счёл нужным. «Это вопросы сложные, невозможно прописать и согласовать программу за месяц, два, три. А сроки вы видите сами, когда от идеи до поручения президента эта работа началась», — отметил губернатор. О поручении президента о разработке проекта ответвления от «Северного потока» он говорил в конце ноября 2012 года. Официальная позиция в отношении ответвления сменилась с негативной на позитивную в июне того же года, когда о возможности строительства заявил полпред президента в СЗФО Николай Винниченко.

Под конец Цуканов окончательно «поплыл». На прямой вопрос о числе объектов, включённых в проект программы на данный момент, он, после некоторой заминки, с удивительной широтой ответил, что их «более 2 тысяч». А когда журналисты попытались уточнить, какими критериями пользуются авторы программы для включения туда тех или иных объектов, он сообщил, что объекты эти — инфраструктурные, способные дать «точки роста» местной экономике. Это было понятно. Но в какой-то момент губернатор произнёс фразу, погрузившую зал заседаний во мрак и достойную дословного цитирования. «То есть, мы будем вместе с федеральными министерствами, потому что ведь тоже есть общая стратегия развития страны, в миссии и назначении региона оно рассматривается в рамках страны, и там есть тоже свои планы по поводу Калининградской области. Вот это надо синхронизировать. Возможно, часть объектов уйдут, они будут решены через другие какие-то вопросы», — сказал Николай Цуканов.

Дальнейшие попытки прояснить детали госпрограммы были, понятное дело, обречены. Но я всё же попробовал. Меня интересовал фигурировавший в предварительном проекте документа парк аттракционов, на строительство которого некий очередной безымянный инвестор готов выделить умопомрачительную сумму в 209 млрд рублей. Федеральные средства, требуемые на создание инфраструктуры под этот «якорный туристический объект» превышали 80 млрд рублей. «Это очень серьёзный объект, — тактично перехватил инициативу Константин Суслов. — Он будет являться одной из серьезных точек роста». По его словам, соглашение о намерениях с инвестором ещё не подписано, но появится, «не выходя из одного месяца». Он предпочёл не называть имени щедрой компании, после чего зачем-то сказал, что «строительство начато». «Мы подобрали земельный участок в максимально комфортном месте, с готовой логистикой, сетями и инфраструктурой, — поддержал губернатор. — Это уменьшит издержки инвестора». Лучшего финала нельзя было и придумать.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.