«Чужие крылья»: как летают калининградцы

Фото devos.ru
Все новости по теме: Авиаперевозки
Вопросы перемещения в пространстве для многих калининградцев являются животрепещущими. Наше островное положение усложняет связи с Большой Россией. Поездка в российские города на поезде или автобусе требует не только особенных документов, не нужных остальным россиянам, но и запаса терпения на прохождение границ. Конечно, в поезде проверки проходят в гораздо более щадящем режиме, чем в автобусе, но, все-таки, и тут нужно иногда среди ночи, прикрываясь казенной простыней, протягивать людям в форме паспорт, и, с опаской поглядывая на строгого пса, судорожно припоминать, есть ли с собой наркотики и оружие.

Поэтому многие калининградцы предпочитают за пределы области не выезжать, а вылетать. Это не только проще и спокойнее, но и намного быстрее. Но удовольствие это не из дешевых. Например, купить 30 апреля 1 билет в Москву (Шереметьево) с вылетом на 2-е мая можно было в пределах от 3 965 до 7 976 рублей. В Санкт-Петербург – от 5 207 до 6 380 рублей. А цены на международных направлениях еще выше.

Под заботой

Повысить калининградцам доступность хотя бы обеих столиц должны субсидии из федерального бюджета. Например, только для жителей региона с 15 мая по 15 сентября 2012 года были доступны льготы на авиабилеты по маршрутам Калининград — Москва и Калининград — Санкт-Петербург и обратно. Перелет до Москвы стоил 3 600 рублей, до Питера — 3 300 рублей. В результате льготами в прошлом году воспользовались порядка 44 тысяч жителей области. Их было бы и больше, но субсидировались не все билеты, а только часть. И воспользоваться этой льготой могли только те, кто имел регистрацию на территории Калининградской области.

К августу прошлого года, видимо, до самых высот дошло, что в этом исключительно «калининградском» субсидировании перелетов есть некая несправедливость — в конце концов, как нам неоднократно заявляли, мы не островок России, а такой же регион, как и все остальные. И как-то нехорошо, что калининградец может летать в Москву дешево, а вот москвич в Калининград — нет. В результате премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что не исключает возможности введения госдотаций на полеты в Калининградскую область для всех россиян. В октябре вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился предусмотреть в бюджете на 2013 год дополнительные субсидии на пассажирские перевозки между европейской частью России и Калининградом.

И в декабре Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства России, которое утверждает размеры субсидий в период с 15 мая по 15 октября, полагающихся авиакомпаниям, перевозящим пассажиров на калининградском направлении по льготным тарифам. В постановлении говорится, что стоимость льготного билета в один конец по маршруту Калининград — Москва составит не более 3,8 тысячи рублей, из которых государством будут субсидироваться 2,3 тысячи рублей. Стоимость билета по маршруту Калининград — Санкт-Петербург составит 3,5 тысячи рублей, из которых государством будет субсидироваться 1,8 тысячи рублей. Как и раньше, субсидируются не все билеты, а только их часть. Пока, понятное дело, никто не знает, во что выльется реализация этого постановления, и на всех ли хватит дешевых билетов.

Дешевизна авиабилетов, кстати, понятие весьма относительное. Как уверена ФАС России, если пересчитывать их стоимость на километры, то и без всяких субсидий калининградскому авиапассажиру воздушное путешествие обходится дешевле, чем жителям многих других регионов России.

А вот если сравнивать между собой не внутрироссийские километры, а хотя бы общеевропейские (а ведь и Калининград, и Москва, и Санкт-Петербург географически находятся именно в Европе), то картинка складывается совсем другая.

Без льгот

Из соседних Литвы и Польши калининградец имеет возможность облететь не только всю Европу, но и мир. Причем во многих случаях обойдется им это гораздо дешевле, чем если пытаться это сделать с территории России и с помощью российских авиакомпаний.

Допустим, мы хотим слетать в испанский город Барселону, до которого от нас примерно 2 тысячи километров, то есть в два раза дальше, чем до Питера, и чуть больше, чем до Москвы. Билет в экономкласс российских авиакомпаний на 2-е мая из Калининграда будет стоить от 13 965 до 24 020 рублей, и, конечно, предусматривает пересадку в Москве, так как прямого авиасообщения нет.

Если же вылетать из Гданьска самолетами компании Ryanair, то билет будет стоить 418,29 злотых на 2-е мая и 249,20 злотых на 5-е мая. Злотый стоит около 10 рублей, то есть, перелет из Гданьска в Барселону (аэропорт Жирона) уложится в пределы 2 500 – 4 200 рублей. Ну, еще 500 рублей нужно будет выложить на билет на автобус до Гданьска. Как известно, этот лоукостер меняет цены в зависимости от сроков приобретения билета — чем раньше купишь, тем дешевле будет. Причем иногда в разы дешевле. То есть, внутрироссийские километры выходят намного дороже, чем евросоюзовские.

Конечно, лоукостеры не включают в стоимость билета никакие услуги на борту, если не считать бесплатный туалет, но вряд ли кто-то поверит, что российское авиапитание и напитки столько стоят. Потому что компания Air Berlin накормит, напоит и доставит пассажира из Гданьска в Барселону 3-его мая за 6 492 рубля.

Очень значительную часть в стоимости российского билета составляют разные аэропортовые сборы и пакеты услуг, которые авиаперевозчик обязан покупать, иначе договор на обслуживание с ним не подпишут. Ну и аппетиты наших авиакомпаний скромными язык не поворачивается назвать.

И всякие попытки воззвать к совести и патриотизму россиянина разбиваются об умение считать. Поэтому мало кто удивится, что, например, Каунасский аэропорт отмечает быстрый рост количества пассажиров из Калининграда, а директор Гданьского аэропорта сомневается, что Калининграду удастся создать у себя полноценный международный авиахаб.

Наши представители туриндустрии тоже особых иллюзий не питают. В турагентстве «Дэдди» отметили, что Калининград имеет достаточно скудный запас рейсов в другие города и страны, стоимость которых зачастую слишком высока. Поэтому этой фирме время от времени приходится прибегать к отправке туристов до мест их отдыха через ближайшие аэропорты Литвы и Польши.

И коммерческий директор турагентства «Мик-Авиа» Евгения Виленская напрямую связывает стоимость авиабилетов с пассажиропотоком, утекающим из Калининграда через аэропорты соседей. «Скорее всего, увеличение количества калининградских путешественников в аэропорту Каунаса связано в равной степени как с дешевизной перелетов, так и с увеличением объема выдаваемых литовским консульством виз, — отметила она. — Тем не менее, наше агентство редко отправляет туристов именно авиалиниями Литвы, — куда чаще мы используем рейсы из Польши, цены на которые обычно еще ниже».

Генеральный директор круизной компании «Корона Морей» Юрий Таран тоже считает, что увеличение количества калининградских пассажиров у соседей вполне объяснимо. «Наши клиенты добираются до лайнеров либо самостоятельно, либо мы доставляем их на машинах, автобусах, поездом или самолетом, — пояснил он. — Вылеты происходят не из Калининграда, а из Гданьска, Вильнюса и Варшавы, так как это на порядок дешевле».

Текст — Татьяна НОВОЖИЛОВА, Алена ХАЛЕЦКАЯ, Кирилл СЕРГЕЕВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.