Латвия может лишиться белорусской соли

Все новости по теме: Соседи
Латвия может потерять еще одну статью транзита. По информации "Б&Б", один из крупнейших мировых производителей калийной соли — белорусская компания Беларуськалий — обвинил Латвийскую железную дорогу в невыполнении своих обещаний — в отказе предоставить скидки на перевозку минеральных удобрений на терминал Kālija parks в Вентспилсе.

"Республиканское унитарное предприятие Производственное объединение "Беларуськалий" обращается к Вам в связи с непониманием позиции руководимого Вами предприятия и необходимостью поиска путей для продолжения сотрудничества". С таких слов начинается адресованное главе Latvijas dzelzceļš Угису Магонису письмо от заместителя гендиректора по коммерческим вопросам и логистике Беларуськалия Александра Василевича. Письмо, копия которого имеется в распоряжении "Б&Б", датировано 26 января.

Причиной обращения белорусской компании к Латвийской железной дороге стал отказ последней предоставить скидки на перевозку калийных удобрений по направлению на Вентспилс. Между тем услуги железной дороги стали заметно дороже: тарифы увеличивались дважды, в этом году и в минувшем, оба раза — на 20%.

"Снижение стоимости транспортировки по территории Латвии, на что исходя из предварительных договоренностей Беларуськалий рассчитывал при распределении годовых объемов экспорта минеральных удобрений и чего на данный момент достичь не удалось, является важным моментом формирования дальнейшей сбытовой политики предприятия", — говорится в послании Василевича. Газета полагает, что, если Latvijas dzelzceļš не предоставит Беларуськалию скидок, калийные удобрения в будущем пойдут по более дешевым маршрутам. Уже сейчас с калийными солями работают литовская Клайпеда и украинский Николаев. В перспективе к ним может добавиться российский Калининград.

Беларуськалий хочет провести в Минске трехсторонние переговоры с Latvijas dzelzceļš и Kālija parks. В письме вентспилсскому стивидорному предприятию, копия которого также имеется в распоряжении "Б&Б", белорусский партнер предлагает совместно с LDz определить удобную дату и время для этого мероприятия в период с 5 по 9 февраля.

"Никаких трехсторонних переговоров не будет, — отрезал директор Управления грузовыми перевозками Latvijas dzelzceļš Эрик Шмукстс. — Наш клиент — Беларуськалий. С ними и будем разговаривать". Договориться с белорусами не получилось потому, что на уступки не идет Kālija parks, как объяснил г-н Шмукстс. Обсуждать с прежние и новые тарифные ставки он отказался, сославшись на коммерческую тайну. "Это — дело двух компаний", — заявил он.

На вентспилсском терминале Kālija parks в обострившемся конфликте с белорусами винят как раз-таки железную дорогу. "Из-за дискриминационного отношения к нашей компании руководства Latvijas dzelzceļš мы были вынуждены фактически дотировать железнодорожные перевозки, чтобы Латвия не потеряла эти грузы навсегда, — рассказал коммерческий директор Kālija parks Дайнис Трейманис. — Сложившаяся сейчас ситуация лишь подтверждает, что в силу разных причин, в том числе и политических, Latvijas dzelzceļš не готова работать в полноценных рыночных условиях".

"Из-за близорукой и неэластичной тарифной политики Latvijas dzelzceļš латвийский транзитный бизнес в нынешнем году может потерять примерно 1,5-2 млн. тонн минеральных удобрений. Мы надеемся, что у руководства Latvijas dzelzceļš хватит здравого смысла для разрешения возникшей проблемы", — заявил вчера председатель совета Kālija parks Николай Баштовой. К слову, в прошлом году через Вентспилс было перевалено в общей сложности 3,3 млн. тонн калийных солей — и при этом год был не особенно удачным из-за плохой международной конъюнктуры.

Угроза полной потери калийного транзита реальна, хотя и не в ближайшие год-два. Пока белорусов удерживают перевалочные мощности Вентспилса, которые по сравнению с той же Клайпедой гораздо серьезнее. У Kālija parks имеется два терминала, к тому же здесь можно хранить одновременно до четырех видов удобрений. Ничем подобным ни Николаев, ни Клайпеда похвастаться пока не могут. В Калининграде пока вообще нет терминала для обслуживания калийной соли. Однако конкуренты Вентспилса не сидят сложа руки и прилагают немало усилий, чтобы перераспределить грузопотоки в свою пользу.
Источник: DELFI (Латвия)

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.