Белорусско-российские отношения «сердечными» назвать трудно

Все новости по теме: Соседи
Накануне Дня Святого Валентина Сбербанк России запустил в оборот серебряную монету «Вяселле». В переводе с белорусского языка – «Свадьба» Эта монета, отчеканенная Национальным банком Белоруссии, номиналом в 20 рублей (на ней есть надпись «Рэспублiка Беларусь»), как ожидается, станет в нашей стране еще одним символом бракосочетания – как и свадебные кольца. Да и, к тому же, напомнит о том, что у нас вроде бы как строится Союзное государство, где будет единая валюта. Примечательно, что аккурат сразу после Дня влюбленных, 15 февраля, намечается новый виток напряженности в отношениях между «женихом» и «невестой» - с этого дня, как сообщает Министерство экономики Белоруссии, повышается плата за транзит российской нефти.

Плата за прокачку одной тонны нефти в Германию и Польшу возрастает с 2,02 до 2,71 евро. То есть на треть. И, похоже, Москва с этим смирилась. ОАО «РЖД» провело расчеты возможности транспортировки 10 млн тонн нефти в обход Белоруссии – через Латвию и Литву и далее в порты Калининградской области. Выяснилось, что это возможно. И уже намечено, что 15 марта первые 58 вагонов из Балтийска будут отправлены в Германию.

Кроме того, «Транснефть» приняла решение строить новый трубопровод в обход Белоруссии – до Приморска Ленинградской области. Все это, понятное дело, раздражает белорусские власти.

«Жених» и «невеста», похоже, из кожи вон лезут, стремясь как можно больше насолить друг другу. Ровно за неделю до Дня влюбленных отправил и российский Минтранс «валентинку», сделав официальное заявление о том, что не считает возможным рассматривать вопрос о выделении белорусской стороне российских разрешений на осуществление транзитных перевозок. Это стало ответом Минтранса на то, что в январе 2007 года Белоруссия начала нарушать договоренности по перевозкам российских товаров в Калининградскую область и в обратном направлении.

Как известно, белорусские таможенные органы стали досматривать все российские товары, поступающие из нашей области на основную территорию РФ транзитом через их страну. Да еще и с применением обязательного конвоирования транспортных средств. Это уже привело к очередям на границе и к дополнительным финансовым тратам, связанным с оформлением электронных и бумажных документов контроля доставки товаров, оплатой конвоя. Плюс – траты, вызванные простоем машин в пунктах принятия уведомлений на российско-белорусской границе.

Калининградские транспортные компании к середине февраля понесли существенные убытки. Не говоря уж о нервотрепке, доставшейся на их долю после вступления в силу новых порядков, нарушивших совместные договоренности 1998 года по вопросам перевозок российских товаров из Калининградской области в «Большую Россию».

В начале февраля, как на днях сообщил информагентству «РЖД-партнер» вице-президент АСМАП Алексей Васильков, российские перевозчики, оказавшиеся крайними в ситуации конфликта между Москвой и Минском, пополнили бюджет «дружественной» Белоруссии примерно на 6 миллионов долларов США. Только плата за конвой им обходится в 0,74 доллара за каждый километр белорусских дорог.

Будет ли им легче после угрозы нашего Минтранса ограничить деятельность белорусских перевозчиков на территории России? Вряд ли. Тот же Васильков считает, что последствия экономических войн так или иначе лягут на плечи наших перевозчиков. Белорусский Минтранс, правда, на днях выступил с заявлением о том, что считает необходимым отменить досмотр российских грузов, следующих транзитом из Калининградской области. Но об отмене конвоирования ничего не говорится.

Противостояние Москвы и Минска идет сразу на нескольких «фронтах». 13 февраля планировал рассмотреть сложившуюся ситуацию Совет Госдумы, ранее намечавший выступить еще 6 февраля со своими рекомендациями по вопросам торгово-экономических отношений с Белоруссией и союзного строительства. Спикер ГД Борис Грызлов, отметив ряд сложностей, сказал, что российским депутатам потребуется примерно неделя, но к 13 февраля документ будет готов.

В Минске, судя по белорусским сайтам, ждали выработки этих рекомендаций. Однако в повестке дня вчерашнего заседания Совета Госдумы этот вопрос отсутствовал. А накануне сразу несколько российских депутатов, входящих в его состав, весьма нелицеприятно отозвались об Александре Лукашенко. Крайне негативным был и тон близкого к Кремлю политолога Глеба Павловского, много говорившего о Лукашенко в программе «Реальная политика».

Какого рода «валентинкой» отреагирует он, трудно предположить. За словом в карман, судя по его последним интервью зарубежным СМИ, белорусский президент не лезет. На угрозы и язвительно-скептические замечания не скупится. Вот и на днях Лукашенко не преминул сказать, что ныне только треть жителей его республики поддерживают идею объединения с Россией. Причина, на его взгляд, кроется в политике российских властей, «накинувших Белоруссии петлю на шее».

И уже ясно, что «свадьбы» тут в ближайшие месяцы, а то и годы ждать не стоит. Тех, кто хочет сближения с ЕС, в Белоруссии уже больше, чем желающих пойти под венец с Россией. Да и у нас в стране таковых стало меньше.

Хотя белорусская монета из серии «Семейные традиции славян», выпущенная в красивой упаковке в форме сердца, возможно, в какой-то степени и поспособствует налаживанию отношений между двумя странами, чей взаимный товарооборот в 2006-м, вполне мирном, увеличился на 25,9% - по сравнению с 2005-м.

Теперь уже на 19 февраля намечено совещание с участием депутатов Госдумы и представителей органов исполнительной власти РФ, где предполагается обсудить сложившуюся ситуацию, в которой наша область рискует заплатить дорогой монетой. На совещании планируется рассмотреть и проект нового, более жесткого конституционного акта Союзного государства.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.