О развитии туризма в Калининградской области

О том, как привлечь в янтарный край туристов, в красном доме на Дмитрия Донского, 1, ломали голову давно. Впрочем, пару месяцев назад была, наконец, принята целевая программа развития туризма в Калининградской области. Согласно этому документу у нас, среди прочего, следует развивать культурно-познавательный туризм.

Сейчас с целью узнать что-то новое и увидеть что-то интересное в российский анклав на Балтике приезжает около 150 тысяч человек ежегодно. По мнению автора программы, министра промышленности Николая Власенко, если расширить список интересных туристических маршрутов, принять положение «Об обязательной аккредитации гидов и экскурсоводов», активизировать международную кооперацию в туристской сфере и привлечь внебюджетные источники финансирования интересных проектов, то уже в 2011 году таких гостей к нам приедет в три раза больше. Для того, чтобы разместить всю эту публику, предполагается строить вместительные гостиницы. В том числе и на периферии.

Однако скептики не уверены, что всем этим планам суждено сбыться. Чтобы народ потянулся сюда, надо что-то действительно интересное предложить. Большинство же наших памятников, которые потенциально могли бы стать центрами притяжения туристов, находятся в удручающем состоянии.

За примерами далеко ходить не надо. Взять ту же Бальгу. Первый построенный на прусской земле тевтонский замок. 1239 год! Причем сразу после Второй мировой он был еще туда-сюда. А сейчас - груда кирпичей. Кому она нужна?..

Но даже тогда, когда удача, кажется, сама идет в руки, ни власти, ни местный бизнес не спешат воспользоваться моментом. По идее, прошедшие недавно торжества, посвященные 200-летию битвы под Прейсиш-Эйлау, могли бы существенно пополнить как багратионовский, так и областной бюджеты. Но не пополнили. И только благодаря местным энтузиастам - сотрудникам музея истории края и членам военно-исторического клуба, руководимого Александром Панченко, состоялось яркое представление. Его кульминацией стала реконструкция сражения.

Посмотреть на историческое шоу приехало немало людей. То, что их негде было разместить, - отдельный вопрос. Гостиницы, к сожалению, как грибы не растут. Однако не сделано было даже того, что в принципе не составляло большого труда.

- Не знаешь, где можно сувенир какой-нибудь купить? - спросил меня один из участников реконструкции, одетый в форму французского кавалериста. - Весь город обегал - ничего нет.

Мне осталось лишь руками развести.

- Понимаешь, я вместе с ребятами из клуба пол-Европы исколесил, - продолжил «француз». - «Воевали» мы и под Йеной, и под Аустерлицем, и под Лейпцигом, и под Маренго, что в Италии. Везде сувениров полно. Майки, вымпелы, значки всякие на каждом шагу предлагают. Бывает, не хочешь, а купишь. А тут - пустота. Вам что, деньги здесь не нужны?

- А все потому, что во всем мире мэрии даже самых маленьких городов пытаются максимально использовать исторические события, произошедшие когда-то под их стенами, - подключается к разговору еще один реконструктор. - И у некоторых это чудесно выходит. Вот взять хотя бы Ватерлоо. Эта крохотная бельгийская деревушка каждый год 18 июня принимает чуть ли не двести тысяч туристов. И за их счет как сыр в масле катается.

- Ну, ты хватил! - воскликнул ищущий сувениры вояка. - Ватерлоо есть Ватерлоо. Это тебе, брат, не Багратионовск.

- А что особенного в этом Ватерлоо? - не согласился с ним товарищ по оружию. - Только то, что неподалеку от него произошло решающее сражение. Но, если вдуматься, смотреть там особо нечего. Ну, стоит на поле битвы большой каменный лев - символ победы Веллингтона и Блюхера над Наполеоном, Ну, панорама сражения имеется. Но она, на мой взгляд, куда скромнее бородинской. Да и сама баталия, между прочим, по масштабам уступала той, что была под Прейсиш-Эйлау. Просто в Ватерлоо инфраструктура, как сейчас говорят, развита. Есть где отдохнуть, выпить-закусить и сувенирами затариться. Если каждый из двухсот тысяч туристов хотя бы по десятку евро потратит, городок получит сумасшедшую прибыль. Но ведь это еще не все. Насколько я знаю, зрительские места там платные.

Парни еще долго рассуждали о том, почему у нас не все, «как у людей». И пришли, в конце концов, к заключению, что на расторопность российских чиновников вряд ли когда-нибудь можно будет рассчитывать. Одна надежда на «внебюджетные вливания».

И в этом они, похоже, правы. На реконструкцию битвы приехал известный столичный бизнесмен, шурин мэра Москвы Виктор Батурин, порадовавший журналистов и местных жителей новостью о том, что намерен превратить недавно взятый им под управления форбург замка Прейсиш-Эйлау в своеобразный исторический центр, который, помимо всего прочего, будет заниматься организацией ежегодных реконструкций сражения.

- Если эта идея воплотится в жизнь, наше дело выйдет на новый уровень, - говорит Александр Панченко. - Реконструкторам из других городов и стран не надо будет возить с собой пушки и лошадей. Мы предоставим им все это здесь. Причем пушки будут подготовленные, а лошади - обученные.

Кроме того, Батурин, как уже писала «Калининградка», поделился прямо-таки наполеоновскими планами относительно Правдинска - бывшего Фридландда, в котором летом 1807 года произошло следующее после Прейсиш-Эйлау сражение между русскими и французскими войсками. По его задумке, этот небольшой городок должен стать военно-исторической столицей Европы. Для этого из центра города планируется переселить жителей, построить гостиницы, развлекательные заведения и даже университет. Сейчас, как сказал столичный гость, решаются вопросы юридического плана. А построить все, по мнению Батурина, можно за каких-то два года.

- Я видел этот проект, - продолжает Панченко. - Он впечатляет. Если все будет так, как задумано, Правдинск в плане привлекательности для туристов может даже поспорить с Ватерлоо.

Эх, хорошо бы ...
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.