Евросоюз выделит Литве 100 миллионов евро за калининградский транзит

Все новости по теме: Калининградский транзит
На ближайшие пять лет Евросоюз намерен выделить Литве более 100 миллионов евро за калининградский транзит. Об этом говорится в опубликованном недавно специальном докладе Европейской комиссии «О функционировании упрощённого транзита граждан между Калининградской областью и остальной частью России».

Аналогичные документы эксперты ЕС готовили и прежде. Этот доклад совсем свеженький, он разрабатывался перед грядущим вступлением Литвы и Польши, ближайших калининградских соседей, в Шенгенскую визовую зону. И в нём указано, что Литва неплохо зарабатывает на нашей области. Ещё около трёх лет назад, перед вступлением соседней республики в Европейский союз, было документально подтверждено, что ЕС окажет Литве финансовую поддержку, тем самым компенсируя неудобства калининградского транзита. Первый транш соседи получили в рамках программы «PHARE» (с декабря 2003 до апреля 2006 года) – 12 миллионов евро. С мая 2004 года к этой сумме прибавились ещё 40 миллионов евро (эти деньги шли до декабря прошлого года). И вот сейчас ЕС принимает решение об открытии нового финансового источника. Эксперты Еврокомиссии, готовившие доклад, предлагают создать специальный Фонд внешних границ, из которого Литва до 2013 года постоянно получала бы компенсацию. Указана и сумма – 108 миллионов евро (более 3,7 миллиарда рублей). Пока, правда, окончательного решения не принято – оно в компетенции Европейских совета и парламента.

Впрочем, если прежде деньги исправно выделялись, то можно не сомневаться, что Литва получит их и теперь. По государственным меркам 108 миллионов евро - сумма, в принципе, небольшая. А вот для Калининградской области серьёзная – это почти вдвое больше, чем, например, деньги, выделяемые из федерального бюджета на инфраструктурное развитие заповедника «Куршская коса». И вполне логичным кажется вопрос – а сколько от ЕС получит Калининградская область? Разумеется, не за красивые глаза, а в качестве компенсации за то, что её жители вынуждены, путешествуя из одной части России в другую, иметь при себе заграничный паспорт, получать специальные проездные документы и подвергаться придирчивому контролю на границах?

Как следует из доклада, наш регион не получит от ЕС ни цента. Представители Еврокомиссии признают, что после введения упрощённого транзитного режима пассажиропоток на калининградском направлении упал почти на 30 процентов. В результате Россия потеряла 122 миллиона рублей. Но компенсировать убытки никто не спешит. Как указано в докладе, это сугубо внутрироссийский вопрос. Странная логика, ведь своим расширением Европейский союз создал неудобства не гражданам Литвы, а калининградцам.

В итоге делается вывод – система калининградского транзита работает прекрасно. И менять её после вступления Литвы в Шенгенскую визовую зону не надо. Есть, правда, некоторые шероховатости, над которыми ещё предстоит поработать – например, не исключается уменьшение количества стоянок на границах (вместо четырёх предложено оставить две). Впрочем, это детали. Неизменным остаётся главное: калининградский транзит - это дополнительные деньги для Литвы, отказываться от которых она не намерена.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.