Куршская коса: сегодня и завтра

Прошлым летом на литовской стороне Куршской косы случился крупный пожар, какого не помнят даже старожилы. Для тушения были привлечены 20 профессиональных пожарных расчетов с автомашинами, три вертолета, специальный морской буксир для подачи воды. С нашей стороны в ликвидации бедствия участвовала пожарная машина с экипажем шесть человек. Так вот, когда работники национального парка «Куршская коса» совместно с региональным МЧС, анализируя ситуацию, попытались смоделировать подобную на нашей территории, они пришли к печальному выводу: таких сил пожаротушения у нас просто нет в наличии. Хорошо, если, не дай Бог, случится у нас нечто подобное, помогут соседи-литовцы...

Решение правительства РФ о создании на Куршской косе особой туристско-рекреационной зоны вызвало очередной всплеск внимания к проблемам заповедника. Вновь заговорили о пагубном воздействии человека на природу, о ранимости уникального уголка, о якобы необратимых последствиях, к которым может привести вторжение на косу цивилизации. Насколько обоснованы опасения и как совместить массовый туризм и отдых со статусом национального парка - особо охраняемой территории?

- Мы строим здесь отнюдь не парк культуры и отдыха трудящихся, - считает директор национального парка «Куршская коса» Александр Фомичев. - У нас совсем другая задача: сохранить первозданную заповедность этих мест, которой смогут любоваться туристы и отдыхающие. Создать, по идее, максимум возможностей для гармоничного сосуществования человека и природы.

Задача, что и говорить, не из легких. Для ее решения почти двадцать лет назад и создали национальный парк, статус которого вроде бы должен был поставить точку в извечном конфликте современной цивилизации. Не поставил. Неразрешенность многих правовых вопросов, особенно связанных с землеустройством, породила множество локальных конфликтов. И сегодня многие из них разрешаются уже через суд. Сейчас, к примеру, дирекция национального парка судится с более чем 40 ответчиками, пытаясь добиться признания незаконным развернувшегося в смутные 90-е годы строительства.

Вообще, проблемы Куршской косы необходимо четко разграничить на два вида: административно-правовые, в которых «человеческий фактор» играет главенствующую роль, и проблемы природные (они от людей зависят много меньше). Начнем с первых, а чтобы рельефнее ощутить напряженность запутанного клубка нынешних противоречий, обратимся к истории.

В советские времена главным хозяином на косе был рыболовецкий колхоз «Труженик моря», который не только успешно вел свою хозяйственную деятельность, но и содержал весь соцкультбыт трех поселков: Рыбачьего, Лесного и Морского. Там были и одна из лучших в области школа, и детский сад, и развитая инфраструктура... Как вспоминают старожилы, фасады домов ежегодно красили, хоть и известкой - но других материалов тогда просто не знали. Нынче же даже ни одна баня в трех поселках не работает. Хорошо еще сохранились из прежних времен школа и детский сад.

Участь многих и многих сельхозпредприятий постигла и колхоз «Труженик моря». Нынче он не то что «социалку» содержать - сам едва держится на плаву.

В принципе место «градообразующего» субъекта и должен был занять национальный парк, образованный как раз в то непростое время - осенью 1987 года. Не сразу, но постепенно он такую роль на себя берет: сегодня, как государственное учреждение, парк является основным источником пополнения местного бюджета. Кроме того, «Куршская коса» сама зарабатывает деньги, которые в основном, по словам Александра Фомичева, идут на природовосстановительные работы. А федеральных бюджетных средств, семь миллионов рублей в год, едва хватает на зарплату 120 сотрудников и перечисление надлежащих налогов.

Однако единовластным хозяином, наподобие ставшего красивой легендой «Труженика моря», национальный парк все же не стал. В результате административной реформы на косе образовалась еще одна новая власть - в лице муниципального образования «Сельское поселение Куршская коса». Со всеми, как положено, атрибутами: властными полномочиями, депутатами, администрацией... Естественно, для реализации своих полномочий требуются и собственные средства, а взять их негде, кроме как... с уникального природного заповедника. И все чаще и настойчивей звучат требования разрешить местному самоуправлению распоряжаться землей.

Но вся земля на Куршской косе, к счастью, государственная. И хотя, как уже говорилось выше, в прежний безвластно-беззаконный период наломали дров, все же уникальное место осталось в большинстве своем девственно нетронутым. Статус государственного национального парка является для Куршской косы своего рода охранной грамотой, которая не позволяет запросто так разбазаривать поистине золотые участки, столь притягательные для разного рода «деловых людей».

Природные проблемы Куршской косы были и сто, и двести лет назад, проявляются ежегодно и поныне. Движение дюн, ураганы и штормы, кардинально меняющие конфигурацию косы, те же лесные пожары... Издавна человек на косе боролся со стихией, сохраняя этот уникальный уголок природы. Нынешние сотрудники национального парка также немало делают.

Скажем, в минувшем 2006 году навели порядок проезда на территорию легкового транспорта, установили оборудование, фиксирующее в память компьютера номера проезжающих машин. Посмотрели - ужаснулись: в сутки через КПП в летнее время проходит до пяти тысяч машин! Ведь, кроме отдыхающих, по косе проезжают и «транзитники» на Литву.

Ужесточив систему контроля, упорядочив правила проезда автотранспорта, дирекция национального парка поступления от сборов за посещение косы увеличила на треть. Если раньше в счет возмещения экологического ущерба получали 13 миллионов рублей, то теперь - около двадцати. Правда, это не особо радует, так как число посетителей Куршской косы давно превысило расчетные параметры - пять тысяч человек в сутки.

Дополнительные средства позволили произвести ряд благоустроительных работ: обеспечить наиболее посещаемые места биотуалетами, открыть новый туристический маршрут «Пляшущий лес», поменять деревянные настилы на дюне Эфа (600 метров), установить три беседки для отдыха.

Еще больший объем работ намечен на нынешний 2007 год. Но в эти, так сказать, плановые мероприятия частенько вмешивается стихия. И на сто процентов просчитать возможные потери явно нереально.

В начале осени на Куршской косе случилось неприятное событие: было выявлено загрязнение морского побережья на протяжении 27 километров. Что это? Сразу поползли слухи, поддержанные отдельными неразборчивыми СМИ, - это результат разлива нефти на платформе Д-6!

Загрязнение представляло собой смолянистую субстанцию желто-коричневого цвета со слабо выраженным древесно-гнилостным запахом, и было представлено отдельными сгустками от двух до десяти сантиметров в диаметре. Чистая масса, по оценкам, составила 600-800 килограммов. Специалисты нескольких лабораторий после тщательного исследования установили: это продукт лесохимического производства, так называемое таловое масло. Фактически ущерба природе нанесено не было, силами сотрудников национального парка загрязнение ликвидировали в течение недели.

Прошлая зима с частыми штормовыми ветрами до 30 метров в секунду и семиметровой волной нанесла косе огромный ущерб. На памяти нынешнего поколения такие стихийные бедствия отмечены трижды: в 1983, 1999 и в 2006 годах. Ликвидацией последствий стали заниматься сразу, как только позволила погода. Совместно со специалистами Балтберегозащиты определили наиболее разрушенные участки авандюны и приступили к ремонту по специально разработанной технологии. Конструкция из деревянных щитов оказалась эффективной, за полгода на дюнах Эфа и Фрингила удалось накопить более полутора метров песка.

Но все это, так сказать, день сегодняшний. А что завтра? Решение о создании на Куршской косе особой туристско-рекреационной зоны неоднозначно воспринимается и жителями самой косы, и сотрудниками национального парка, да и всеми калининградцами.

Федеральной программой предусмотрено освоение на территории заповедника около восьми миллиардов рублей. Из них полтора миллиарда - целевые средства из федерального бюджета, триста миллионов - из регионального. Еще около шести миллиардов рублей предполагается привлечь у частных инвесторов.

Бюджетные средства целиком пойдут на создание инфраструктуры: восстановление разрушенной авандюны, берегозащиту, канализационные и очистные сооружения, технологические съезды с автомобильной дороги, строительство велодорожки... Частные инвесторы, как ожидается, построят туристские объекты на 400 койко-мест, яхт-клуб, музеи и даже аквапарк.

По мнению Фомичева, все эти объекты могут быть построены на косе с одним непременным условием: ущерб природному комплексу должен быть минимальным. Александр Александрович убежден: все работы будут вестись под строжайшим контролем Министерства природных ресурсов, Росприроднадзора. Понятно, дирекция национального парка «Куршская коса» тоже не будет стоять в стороне. Каковы гарантии?

- Контролирующие функции на нас возложены законом, - говорит директор парка. - Однако без активного экологического и, отмечу, поведенческого фактора простых людей, всех жителей и посетителей косы сохранить этот уникальный уголок природы просто невозможно. Положительные тенденции в последнее время мы наблюдаем все чаще: нам сигнализируют и о загрязнениях, непотушенный костер незамеченным не остается. Чувствуется, и коренные жители косы, и приезжие все больше проникаются чувством, что это - наше общее достояние. Хотя, конечно, хамского и варварского отношения к природе тоже с лихвой хватает.

Есть мнение, что Куршскую косу стоит вообще закрыть от посещений, буквально на замок. Лишь тогда якобы сохранится нетронутым этот чудный уголок. Однако опыт столетий показывает, что без вмешательства и помощи человека - осторожного, грамотного, бережного - сама коса может и не выжить. И если курортно-рекреационную зону построят с учетом в первую очередь экологических требований, балтийская жемчужина может заблистать новыми красками.

... Лет десять назад национальному парку «Куршская коса» немцы подарили три пожарные машины. Они и сейчас на ходу, правда, зимой их приходится консервировать - помещения нет и хранятся они под открытым небом. И обслуживает их добровольная пожарная дружина. Наверное, когда появится на Куршской косе новый туристский комплекс - будут и профессиональные пожарники, и берегозащита, и дюны станут восстанавливаться не в крошечных объемах. Так в идеале, согласитесь, и должно быть. К этому и надо стремиться.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.