Разорение янтарной отрасли идет полным ходом

Все новости по теме: Янтарь

Вот уже несколько лет мы рассказываем читателям о том, что происходит на Калининградском янтарном комбинате. Оперируя проверенными, документально подтвержденными фактами, журналисты пытаются привлечь внимание федеральных властей к катастрофическому положению предприятия, еще недавно считавшегося визитной карточкой региона.

Прежде всего нас волнует состояние отрасли и в гораздо меньшей степени судьба его руководителей. Однако начальники калининградского янтаря, давно превратившие отрасль в частную лавочку, глухо закрыты не только от журналистов, но и от властей. И всякий раз, когда появляется даже небольшая статья, рассказывающая о том, что давно известно: директор комбината В. Устинов бранится и угрожает судебным преследованием. Это его обычный стиль общения с прессой и представителями власти, которые пытаются непредвзято оценить происходящее. Так было с местным телеканалом, который дал слово переработчикам янтаря, вынужденным сворачивать производство из-за нехватки сырья. Окрики адресовались и заму полномочного представителя президента РФ в СЗФО Александру Дацышину, когда тот проводил совещания о проблемах отрасли.

Руководство комбината осталось недовольным и главой Счетной палаты РФ. Как только с подачи губернатора Георгия Бооса федеральная власть начала адекватно реагировать на системный кризис в янтарной отрасли, в Калининград прибыл Сергей Степашин:

- Что касается янтарного комбината, то порадовать тут особо нечем, - сказал он тогда, накануне заседания коллегии Счетной палаты, посвященной как раз проблемам янтарной отрасли. - По сути, комбинат обанкрочен, собственность - по "дочкам".

- У комбината много лет сохраняется большая задолженность перед федеральным бюджетом, причем эта задолженность не имеет ни малейшей тенденции к погашению, - отмечал губернатор Боос. - Это нас тревожит, равно как и состояние дел вообще в янтарной отрасли. Цена на янтарь на внутреннем рынке много выше, чем цена импорта, при этом большая часть отправляется за рубеж, а внутренний рынок остается без янтаря. Наши переработчики сидят без сырья, а ювелирное производство в Польше и Литве процветает.

Реакция внешнего управляющего комбинатом А.Решетова была поразительной: он собрал пресс-конференцию, на которой в течение часа зачитывал написанную заранее речь о своих заслугах. А попутно не постеснялся упрекнуть губернатора в том, что он, дескать, действует по наводке "янтарной мафии".

При этом Решетов не вспомнил, что за три года работы на комбинате он не вернул долг кредиторам, что, между прочим, является смыслом внешнего управления. Но ни задать вопрос, ни услышать ответ было невозможно, поскольку всех, включая своего шефа, перекрикивала пресс-секретарь управляющего. Водевильный характер происходящего усилился, когда в конце этого балагана внешний управляющий вдруг проговорился, что он уже... не управляющий. Оказывается, после столь "успешных" его трудов по финансовому оздоровлению на предприятии введена процедура банкротства и назначен другой управляющий, теперь уже конкурсный...

Собственно, к этому все и шло, об этом и писал "Труд", вызывая гнев янтарных начальников. Планомерно подводя сверхприбыльное предприятие к банкротству, они, конечно, не желали огласки. Однако Георгий Боос, став во главе администрации Калининградской области, верно оценил ситуацию на комбинате и сумел привлечь аудиторов из Счетной палаты, которые провели проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проверка наглядно показала, что янтарное богатство страны фактически "уводят" за копейки.

- Это правда, что на ГУП "Калининградский янтарный комбинат" рабочие получают самую высокую зарплату в регионе, как нам сообщил Решетов? - спрашивала я у председателя профкома комбината Григория Мисюрина.

- А в ГУПе сейчас и людей-то нет, все переведены в акционерные общества, которые образованы на базе комбината, - отвечал тогда Григорий Николаевич. Позапрошлым летом он организовал рабочих на голодную забастовку, после чего руководство вынуждено было заключить трудовой договор с коллективом, поднять зарплаты. Этот сильный и спокойный человек прошел через нешуточную борьбу, прежде чем с ним стали считаться. А значит, и с мнением коллектива, который доверил ему руководство профсоюзом.

- Как вы думаете, почему не удалось за три года оздоровить финансовую ситуацию на предприятии?

- Потому что шла откачка денег с комбината. Куда? Мы можем только догадываться. То, что за короткий срок здесь сменилось четыре главных бухгалтера, случайностью не назовешь. 70 миллионов рублей долга не покрыть за 3 года - это смешно, ведь комбинат в месяц зарабатывает по 3 миллиона долларов! Считайте сами: мы ежемесячно добываем по 26 - 27 тонн сырца, там разные фракции, есть и очень дорогие, но даже если возьмем в среднем по 100 долларов за килограмм - вот вам и 3 миллиона долларов! За год комбинат зарабатывает около миллиарда рублей!

Итак, арбитражный суд Калининградской области ввел на ФГУП "Калининградский янтарный комбинат" конкурсное производство. По итогам "очень внешнего" управления, введенного на предприятии в марте 2003 года, янтарный комбинат признан банкротом, в связи с чем было открыто конкурсное производство сроком на один год. Возглавила конкурсное управление Татьяна Казакина.

Корреспондент "Труда" попыталась и письменно, и устно обращаться к Устинову - он отказался со мной встречаться. У меня сохранился его вежливо-издевательский отказ, переданный пресс-службой предприятия в ответ на просьбы о встрече при подготовке очередного материала. Директор комбината позволит себе продержать на пороге и губернатора, когда тот с целой делегацией стоит перед входом в комбинат. Теперь Устинов излагает смехотворную версию, что не знал о субботнем визите губернатора. Весь поселок знал и пришел на встречу с Боосом, а Устинов не знал... Но нас интересует судьба не Устинова, а янтарных недр страны, откуда берет сырье для целой отрасли единственное добывающее предприятие. Статьи, на которые директор так бодро откликается, адресованы не ему, а в правительство России, ведь в годы бесславного внешнего управления комбинат принадлежал Минфину РФ. Кстати, так было не всегда. А может, стоит пересмотреть эту позицию?

На вопрос о причинах бедственного положения на комбинате, посланный по "Прямой линии" Владимиру Путину, калининградцы получили ответ от 29 января 2007 года за подписью регионального министра Николая Власенко: "По существу вашего обращения в адрес президента Российской Федерации В.В. Путина, поступившего в ходе "Прямой линии", сообщаю. ГУП "Калининградский янтарный комбинат" признано банкротом решением Арбитражного суда Калининградской области от 20 марта 2006 года, в соответствии с которым на комбинате назначен конкурсный управляющий. Главной причиной банкротства ГУП "Калининградский янтарный комбинат" является низкая эффективность управления комбинатом, что подтверждается материалами Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в период внешнего управления в 2003 - 2005 годы".

Навязывая бесплодные судебные иски, руководство комбината пытается переключить внимание общественности и увести его в сторону от разговора о судьбе уникального предприятия. А тут еще не все решено. И об этом наши следующие публикации.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Труд

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.