Участие калининградской делегации во главе с губернатором Антоном Алихановым в Петербургском международном экономическом форуме оказалось омрачено презентацией результатов ежегодного рейтинга инвестиционного климата регионов Агентства стратегических инициатив (АСИ). Область вылетела из двадцатки лучших регионов, потеряв 15 позиций и опустившись на 30-е место. «Новый Калининград» рассказывает, почему так произошло.
Рейтинг АСИ устроен так: чтобы региону в нем сохранять позиции, нужно каждый год улучшать оценку состояния инвестиционного климата. В 2019 году в среднем российские регионы улучшили свои показатели на 7,3 балла (+2,9 %). Нашей области для сохранения позиции в рейтинге нужно было заработать дополнительно 4 балла. Калининградская область показала околонулевой рост оценки качества инвестклимата (0,2 балла, +0,1%). Однако АСИ продолжало учитывать в качестве помощи бизнесу эксклюзивное для региона рефинансирование таможенных пошлин в 2018-2019 годах, основная часть которых уходит «Автотору». В частности, изменение методики учета данных субсидий повлияло на резкий рост области в рейтинге в 2018 года.
Из-за рефинансирования пошлин в рейтинге 2019 года Калининградская область также оказалась недосягаема по уровню поддержки бизнеса. Помощь предпринимателям оценили 133% от объема налоговых доходов областного бюджета. В группе «А» регионов рейтинга с самым высоким уровнем данного показателя размер поддержки бизнеса вдвое меньше — 55% от налоговых доходов.
По остальным показателями динамика области в рейтинге была разнонаправленной. По 11-ти из 44-х показателей произошло ухудшение позиции — регион перемещался в более низкую группу. Улучшение — по 8 показателям.
Название показателя | Группа в 2017 году (А - лучшая группа, Е - худшая) | Группа в 2018 году | Группа в 2019 году | |
А1.1 | Среднее время регистрации юридических лиц | B | A | B |
А1.2 | Среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц | A | A | B |
А1.3 | Удовлетворенность деятельностью по регистрации юридических лиц | D | C | C |
А2.1 | Среднее время получения разрешений на строительство | C | D | C |
А2.2 | Среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство | C | D | C |
А2.3 | Удовлетворенность властями, выдающими разрешения на строительство | C | D | D |
А3.1 | Среднее время регистрации прав собственности на недвижимость | B | B | C |
А3.2 | Среднее количество процедур для регистрации прав собственности на недвижимость | E | A | A |
А3.3 | Удовлетворенность деятельностью по регистрации правна недвижимое имущество | B | A | C |
А4.1 | Удовлетворенность системой лицензирования | D | B | B |
А5.1 | Среднее время подключения к электросетям | E | E | |
А5.2 | Среднее количество процедур при подключении к электросетям | E | D | |
А5.3 | Удовлетворенность эффективностью процедур по подключению к электросетям | C | E | D |
Б1.1 | Наличие и качество регионального законодательства о защите инвесторов | B | D | C |
Б1.2 | Эффективность института оценки регулирующего воздействия | A | C | C |
Б1.3 | Оценка уровня развития механизма государственно-частного партнёрства | B | C | C |
Б2.1 | Среднее количество запрошенных дополнительных документов на фирму в год | A | A | E |
Б2.2 | Среднее количество контрольно-надзорных мероприятий на одно юрлицо | A | A | B |
Б2.3 | Доля компаний, столкнувшихся со случаями коррупции | D | D | D |
Б3.1 | Эффективность работы совета по вопросам развития инвестиционного климата | D | C | C |
Б3.2 | Эффективность обратной связи и работы каналов связи инвесторов и руководства региона | B | C | C |
Б3.3 | Эффективность работы специализированной организации по привлечению инвестиций | A | C | B |
Б4.1 | Качество специализированного интернет-портала об инвестдеятельности | B | B | A |
В1.1 | Доля дорог в нормативнос состянии | C | C | C |
В1.2 | Удовлетворенность предпринимателей качеством дорожной сети | B | B | B |
В1.3 | Удовлетворенность предпринимателей качеством телеком-услуг | A | A | A |
В1.4 | Удовлетворенность предпринимателей объектами инвестинфраструктуры | - | E | E |
В2.1 | Удовлетворенность процедурой постановки на кадастровый учет | - | B | B |
В2.2 | Среднее время прохождения процедуры постановки на кадастровый учет | - | C | C |
В2.3 | Среднее количество процедур, необходимых для постановки на кадастровый учет | - | D | D |
В3.1 | Отношение суммы льгот и субсидий к доходам бюджета | E | A | A |
В3.2 | Отношение объема предоставленных гарантий к доходам региона | C | C | C |
В3.3 | Удовлетворенность государственной финподдержкой | B | D | E |
В4.1 | Количество работников прошедших обучение по образовательнйо программе | C | C | C |
В4.2 | Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов | D | A | C |
Г1.1 | Количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек | A | A | A |
Г1.2 | Доля доля занятых в малом бизнесе | A | A | A |
Г2.1 | Доля мест малого бизнеса в бизнес-инкубаторах и технопарках | E | E | E |
Г2.2 | Качествопортала по вопросам поддержки МСП | C | C | D |
Г2.4 | Оценка услуг стрктур поддержки МСП | B | B | B |
Г3.1 | Удовлетворенность МСП доступностью недвижимости для ведения бизнеса | C | B | B |
Г3.2 | Доля МСП в госзакупках | E | D | C |
Г3.3 | Удовлетворенность процедурами получения от области помещений в аренду | E | B | E |
Г4.1 | Удовлетворенность МСП доступностью кредитов | B | B | C |
Наиболее резкое падение зафиксировано в группе показателей «административной давление на бизнес» (по показателю «количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год»), где область переместилась из группы лидеров («А») в группу аутсайдеров («Е») из-за увеличения числа запрашиваемых документов почти вдвое. По количеству проверок бизнеса область покинула группу лидеров с минимальным числом проверок, а по доле компаний, столкнувшимся с давлением со стороны органов власти и естественных монополий, регион остается в «плохой» группе «D».
Также в АСИ обращают внимание на ухудшение показателей области на общероссийском фоне по оценке экспертами реальной финансовой поддержки бизнеса властями (падение из предпоследней в последнюю группу по данному показателю), проблемы с кадрами (переход из группы «А» в группу «C») и с доступности кредитов (снижение из группы «А» до группы «C»).
Свою лепту в ухудшение инвестклимат, по версии АСИ, внесли калининградские налоговые органы и Росреестр. В прошлом году они помогли «триумфальному» восхождению области в рейтинге АСИ, и Антон Алиханов обещал их забрать вместе со своей командой в здание Дома Советов (до сих пор не выкуплено областными властями). За год же срок регистрации юрлиц в области вырос почти на день и увеличилось среднее количество процедур, необходимых для регистрации бизнеса. В итоге область по данному показателю покинула группу лидеров, а по уровню оценки налоговых органов мы остались в «середнячках» с тенденцией снижения оценки качества работы властей.
Заметно вырос срок регистрации прав собственности (с 11,5 до 14,2 дней), и, соответственно, рухнула оценка бизнесом качества работы Росреестра.
Компенсировать ухудшение инвестклимата из-за действий федералов частично удалось на региональном уровне, но результаты выдающимися назвать нельзя.
Средний срок выдачи разрешений на строительство удалось сократить до 107 дней и вернуться в среднюю группу «C» (из группы «D»), где область находилась до того, как правительство Антона Алиханова изъяло полномочия по выдаче разрешений на строительство у муниципалитетов.
Калининградские энергетики стали быстрее подключать к сетям (за 99 дней против 123 в прошлогоднем рейтинге), но по данному показателю область все равно остается в группе аутсайдеров. Количество процедур подключения сетям снизилось недостаточно ощутимо — мы находимся в предпоследней группе регионов.
По-прежнему у составителей рейтинга есть вопросы к области по части качества каналов связи с руководством региона, равно как и к работе регионального совета по улучшению инвестиционного климата (область остается в средней группе «C»).
Не оценили пока в АСИ и усилия областных властей по строительству бизнес-инкубатора за бюджетный счет (область по данному показателю остается аутсайдером), а оценка качества работы портала по поддержке малого бизнеса даже снизилась. По оценке предоставления областью предпринимателям площадей в аренду область из «хорошей» группы «B» переместились в худшую группу «Е».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter