Резкое падение: почему область потеряла 15 позиций в рейтинге инвестклимата

Антон Алиханов. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Все новости по теме: Экономика

Участие калининградской делегации во главе с губернатором Антоном Алихановым в Петербургском международном экономическом форуме оказалось омрачено презентацией результатов ежегодного рейтинга инвестиционного климата регионов Агентства стратегических инициатив (АСИ). Область вылетела из двадцатки лучших регионов, потеряв 15 позиций и опустившись на 30-е место. «Новый Калининград» рассказывает, почему так произошло.

Рейтинг АСИ устроен так: чтобы региону в нем сохранять позиции, нужно каждый год улучшать оценку состояния инвестиционного климата. В 2019 году в среднем российские регионы улучшили свои показатели на 7,3 балла (+2,9 %). Нашей области для сохранения позиции в рейтинге нужно было заработать дополнительно 4 балла. Калининградская область показала околонулевой рост оценки качества инвестклимата (0,2 балла, +0,1%). Однако АСИ продолжало учитывать в качестве помощи бизнесу эксклюзивное для региона рефинансирование таможенных пошлин в 2018-2019 годах, основная часть которых уходит «Автотору». В частности, изменение методики учета данных субсидий повлияло на резкий рост области в рейтинге в 2018 года.

Из-за рефинансирования пошлин в рейтинге 2019 года Калининградская область также оказалась недосягаема по уровню поддержки бизнеса. Помощь предпринимателям оценили 133% от объема налоговых доходов областного бюджета. В группе «А» регионов рейтинга с самым высоким уровнем данного показателя размер поддержки бизнеса вдвое меньше — 55% от налоговых доходов.

По остальным показателями динамика области в рейтинге была разнонаправленной. По 11-ти из 44-х показателей произошло ухудшение позиции — регион перемещался в более низкую группу. Улучшение — по 8 показателям.

  Название показателя Группа в 2017 году (А - лучшая группа, Е - худшая) Группа в 2018 году Группа в 2019 году
А1.1 Среднее время регистрации юридических лиц B A B
А1.2 Среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц A A B
А1.3 Удовлетворенность деятельностью по регистрации юридических лиц D C C
А2.1 Среднее время получения разрешений на строительство C D C
А2.2 Среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство C D C
А2.3 Удовлетворенность властями, выдающими разрешения на строительство C D D
А3.1 Среднее время регистрации прав собственности на недвижимость B B C
А3.2 Среднее количество процедур для регистрации прав собственности на недвижимость E A A
А3.3 Удовлетворенность деятельностью по регистрации правна недвижимое имущество B A C
А4.1 Удовлетворенность системой лицензирования D B B
А5.1 Среднее время подключения к электросетям   E E
А5.2 Среднее количество процедур при подключении к электросетям   E D
А5.3 Удовлетворенность эффективностью процедур по подключению к электросетям C E D
Б1.1 Наличие и качество регионального законодательства о защите инвесторов B D C
Б1.2 Эффективность института оценки регулирующего воздействия A C C
Б1.3 Оценка уровня развития механизма государственно-частного партнёрства B C C
Б2.1 Среднее количество запрошенных дополнительных документов на фирму в год A A E
Б2.2 Среднее количество контрольно-надзорных мероприятий на одно юрлицо A A B
Б2.3 Доля компаний, столкнувшихся со случаями коррупции D D D
Б3.1 Эффективность работы совета по вопросам развития инвестиционного климата D C C
Б3.2 Эффективность обратной связи и работы каналов связи инвесторов и руководства региона B C C
Б3.3 Эффективность работы специализированной организации по привлечению инвестиций A C B
Б4.1 Качество специализированного интернет-портала об инвестдеятельности B B A
В1.1 Доля дорог в нормативнос состянии C C C
В1.2 Удовлетворенность предпринимателей качеством дорожной сети B B B
В1.3 Удовлетворенность предпринимателей качеством телеком-услуг A A A
В1.4 Удовлетворенность предпринимателей объектами инвестинфраструктуры - E E
В2.1 Удовлетворенность процедурой постановки на кадастровый учет - B B
В2.2 Среднее время прохождения процедуры постановки на кадастровый учет - C C
В2.3 Среднее количество процедур, необходимых для постановки на кадастровый учет - D D
В3.1 Отношение суммы льгот и субсидий к доходам бюджета E A A
В3.2 Отношение объема предоставленных гарантий к доходам региона C C C
В3.3 Удовлетворенность государственной финподдержкой B D E
В4.1 Количество работников прошедших обучение по образовательнйо программе C C C
В4.2 Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов D A C
Г1.1 Количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек A A A
Г1.2 Доля доля занятых в малом бизнесе A A A
Г2.1 Доля мест малого бизнеса в бизнес-инкубаторах и технопарках E E E
Г2.2 Качествопортала по вопросам поддержки МСП C C D
Г2.4 Оценка услуг стрктур поддержки МСП B B B
Г3.1 Удовлетворенность МСП доступностью недвижимости для ведения бизнеса C B B
Г3.2 Доля МСП в госзакупках E D C
Г3.3 Удовлетворенность процедурами получения от области помещений в аренду E B E
Г4.1 Удовлетворенность МСП доступностью кредитов B B C

Наиболее резкое падение зафиксировано в группе показателей «административной давление на бизнес» (по показателю «количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год»), где область переместилась из группы лидеров («А») в группу аутсайдеров («Е») из-за увеличения числа запрашиваемых документов почти вдвое. По количеству проверок бизнеса область покинула группу лидеров с минимальным числом проверок, а по доле компаний, столкнувшимся с давлением со стороны органов власти и естественных монополий, регион остается в «плохой» группе «D».

Также в АСИ обращают внимание на ухудшение показателей области на общероссийском фоне по оценке экспертами реальной финансовой поддержки бизнеса властями (падение из предпоследней в последнюю группу по данному показателю), проблемы с кадрами (переход из группы «А» в группу «C») и с доступности кредитов (снижение из группы «А» до группы «C»).

Свою лепту в ухудшение инвестклимат, по версии АСИ, внесли калининградские налоговые органы и Росреестр. В прошлом году они помогли «триумфальному» восхождению области в рейтинге АСИ, и Антон Алиханов обещал их забрать вместе со своей командой в здание Дома Советов (до сих пор не выкуплено областными властями). За год же срок регистрации юрлиц в области вырос почти на день и увеличилось среднее количество процедур, необходимых для регистрации бизнеса. В итоге область по данному показателю покинула группу лидеров, а по уровню оценки налоговых органов мы остались в «середнячках» с тенденцией снижения оценки качества работы властей.

Заметно вырос срок регистрации прав собственности (с 11,5 до 14,2 дней), и, соответственно, рухнула оценка бизнесом качества работы Росреестра.

Компенсировать ухудшение инвестклимата из-за действий федералов частично удалось на региональном уровне, но результаты выдающимися назвать нельзя.

Средний срок выдачи разрешений на строительство удалось сократить до 107 дней и вернуться в среднюю группу «C» (из группы «D»), где область находилась до того, как правительство Антона Алиханова изъяло полномочия по выдаче разрешений на строительство у муниципалитетов.

Калининградские энергетики стали быстрее подключать к сетям (за 99 дней против 123 в прошлогоднем рейтинге), но по данному показателю область все равно остается в группе аутсайдеров. Количество процедур подключения сетям снизилось недостаточно ощутимо — мы находимся в предпоследней группе регионов.

По-прежнему у составителей рейтинга есть вопросы к области по части качества каналов связи с руководством региона, равно как и к работе регионального совета по улучшению инвестиционного климата (область остается в средней группе «C»).

Не оценили пока в АСИ и усилия областных властей по строительству бизнес-инкубатора за бюджетный счет (область по данному показателю остается аутсайдером), а оценка качества работы портала по поддержке малого бизнеса даже снизилась. По оценке предоставления областью предпринимателям площадей в аренду область из «хорошей» группы «B» переместились в худшую группу «Е».

Текст: Вадим Хлебников



Комментарии к новости

prealoader
prealoader