После полутора лет ожидания: что Калининграду дали электронные визы

Все новости по теме: Визовый вопрос
После полутора лет ожидания: что Калининграду дали электронные визы

Калининградская область ждала запуска электронных виз для иностранцев полтора года с того момента, как поправки о них были внесены в закон об Особой экономической зоне в Калининградской области. До последнего момента было непонятно, из каких стран Москва разрешит пустить в область туристов. В итоге с 1 июля 2019 года граждане 53 иностранных государств, в том числе Евросоюза, получили возможность въезжать в область по упрощенной процедуре на срок не более 8 суток. «Новый Калининград» рассказывает, насколько эффективным оказалось нововведение.

По данным областного минтуризма, за 4 месяца существования упрощенного въезда по электронным визам область посетили 68,5 тыс. человек из 45 стран. В первый месяц возможностью воспользовались 10 тыс. человек.

Через 2 недели после запуска в Калининграде долгожданных виз президент Владимир Путин подписал указ о введении с 1 октября режима электронных виз в Санкт-Петербурге (ещё раньше электронные визы были введены во Владивостоке), с которым Калининграду трудно конкурировать за туриста. В среднем в августе-сентябре в область по электронным визам въезжало 23,5 тыс. человек, а в октябре их число снизилось до 11,5 тыс. Однако министр Ермак не унывает, сравнивает статистику за октябрь почему-то с июльской, когда электронные визы только запустили, и фиксирует рост. «Мы думали, что у нас произойдет сильное падение после введения электронной визы в Санкт-Петербурге с 1 октября, но вот еще раз могу сказать, что в октябре к нам приехало больше людей, чем в июле. Поэтому да, механизм очень хороший получился», — рассуждает Ермак. Для сравнения: в октябре в Санкт-Петербург по электронным визам въехало 16 тыс. человек.

В областном правительстве затруднились оценить долю так называемых «бензовозов» (граждан государств, граничащих с Калининградской областью, которые въезжают в область только за тем, чтобы купить дешевый бензин и вывести его обратно) в числе получателей электронных виз. «Никто на границе, а тем более в министерстве, не оценивает из числа въехавших туристов, кто из них „бензовозы“», — сообщили «Новому Калининграду в минкульттуризма.

Андрей Ермак ранее говорил, что электронными визами пользуются именно туристы, потому что тем, кто ездит за бензином, одноразовые визы не подходят.

«А это как раз-таки классические туристы, со многими из них я встречался, разговаривал, в том числе выходил на границе и спрашивал, из-за чего стоите и так далее. Это стопроцентные туристы, едут с детьми, потому что появился такой шанс бесплатно приехать в Калининградскую область и в Россию соответственно», — утверждал он в августе.

По данным «Нового Калининграда», наибольший интерес к Калининградской области у литовцев. На них приходится порядка 43% заявлений, подаваемых на электронные визы, затем по популярности идет Латвия (20%). На Польшу пришлось всего 16% желающих въехать по электронным визам, на Германию — 13%.

Как отмечает Михаил Друтман из туристической компании «Балтма Турс», нередко за электронными визами обращаются родственники калининградцев, проживающие в соседних государствах. Это отчасти объясняет большой интерес к региону именно со стороны Прибалтики, которая вместе с Калининградской областью входила в состав Советского Союза.


Политолог Владимир Абрамов объясняет большой интерес литовцев сравнительно невысокими ценами в Калининграде по меркам Прибалтики. «Привлекает простота самой процедуры и ее абсолютная бесплатность. Кроме того, в связи с разницей в оплате труда им просто выгодно к нам ездить», — пояснил он. Но интересными соседям из Прибалтики кажутся не только низкие цены на бензин, табак или алкоголь. Литовцы, например, интересуются пляжным отдыхом, а также активно используют услуги туроператоров. Поляки в этом плане, по мнению политолога, более узко ориентированы.

Промо на барках: 5 вопросов об электронных визах в Калининградскую область

В среднем «визовые» туристы проводят в области три дня, а основной причиной поездок, по мнению экспертов, является доступность области, в том числе и по причине отсутствия визового сбора.

«Очень редко проскальзывает, что кому-то отказывали при пересечении границы Калининградской области, — отмечает доцент кафедры сервиса и туризма БФУ им. И. Канта Ирина Драгилева. — Конечно, когда первые [туристы] ехали, были какие-то технические проблемы, сейчас единственные проблемы — очереди на границах и работа пограничных служб. Только это сильно озвучивается и является моментом, который пока сдерживает дальнейшее развитие этих отношений».

Эксперты призывают не переоценивать уровень конкуренции за туриста между Калининградом и Санкт-Петербургом. «В Калининград едут в большинстве своем не за русской историей, а за остатками прусской архитектурной составляющей, которая здесь осталась еще», — говорит Драгилева. Санкт-Петербург, по ее мнению, совсем другой русский город со своей эпохой и историей.

Михаил Друтман обращает внимание, что пока рано говорить о стабильном туристическом потоке по электронным визам. «Все, кто приезжает, это не планомерный, не туристический поток. Потому что забронировать туристическую поездку, которая оформляется через туристическую компанию — это вещи, которые делаются заранее», — объясняет он. Среди гостящих по электронной визе, наоборот, большинство составляют индивидуальные путешественники, которые сели в автомобиль и отправились в путешествие.

По мнению экспертов, опрошенных «Новым Калининградом», электронные визы дали новый виток ностальгическому туризму, некогда популярному у немецких путешественников, но постепенно угасшему в 2000-2010-х.

В калининградском ритейле на вопрос о влиянии запуска электронных виз на их оборот отвечают уклончиво, отмечая, что и Чемпионат мира по футболу в 2018 году по оборотам еле заметили, не говоря об электронных визах, которые генерируют не такой массовый туристический поток. «Это не так, чтобы „приехали иностранцы и всё скупили“, основной наш клиент — свой, родимый», — говорит замгендиректора торговой сети «Спар» Алексей Елаев.


Его слова подтверждаются статистикой Росстата. В июле и сентябре оборот розничной торговли продовольственными товарами в Калининградской области даже показывал падение, а в августе рост был менее полупроцента. Какой-то эффект можно разглядеть в торговле непродовольственными товарами — она в июле-октябре в среднем росла на 2,8%, но, возможно, не по причине притока туристов, а из-за наращивания кредитования населения. Отчасти малое влияние электронных виз на торговлю непродовольственными товарами подтверждается более высоким ростом ее оборотов в октябре, когда турпоток по сравнению с августом-сентябрем значительно снизился (3,4 против 1,8%).

Увеличение количества гостей заметили представители калининградского общепита. «Летом, где-то в конце июля, [иностранцев] было вообще море. Сейчас почти не заходят», — рассказала «Новому Калининграду» сотрудница одного из заведений сети «Папаша Беппе». В заведении «Delimeal» также констатируют резкий спад числа иностранцев с окончанием летних месяцев.

В отличие от розничной торговли в общепите прошлогодний чемпионат мира, по данным Росстата, заметили очень хорошо. В июне 2018 года его оборот резко вырос на 20%, а потом так же резко вернулся к дочемпионатной динамике. С электронными визами в первые три месяца их выдачи, когда на них фиксировался максимальный спрос, Росстат ничего такого не заметил. Рост оборота точек общепита в июле-августе составил 0,7% к аналогичному периоду прошлого года, в сентябре — 0,1%, но в октябре, когда выдача электронных виз пошла на спад, произошел резкий рост на 4,9%. Впрочем, возможно, в июле-сентябре Росстат не зафиксировал эффект введения электронных виз в общепите из-за того, что спрос со стороны приезжих просто заменял слабеющую покупательную способность местного населения.

Со временем конкуренция области за «визового» туриста с остальными российскими регионами будет только нарастать. На данный момент обсуждается проект введения с 1 января 2021 года электронной визы во всех регионах России, однако за «расширенный» ее вариант придется платить. «Конечно, идея нашего губернатора состоит в том, чтобы для Калининграда оставить визу бесплатной», — говорит министр Ермак, отмечая, что это было бы очень хорошо для региона. При этом существуют и другие варианты «обособления» калининградского направления — уменьшить количество документов, необходимых для въезда по электронной визе.

По мнению Ирины Драгилевой, если в 2021 году электронные визы станут платными по всей стране, то наша область не станет исключением. Однако она не может сказать, как это повлияет на турпоток. «Скорее всего, это будет зависеть от стоимости. Может быть, поток уменьшится с точки зрения вложения средств, но все равно это будет достаточно популярно», — предположила она.

Текст — Михаил Баранов, фото — Виталий Невар / Новый Калининград


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.