Зависшее обещание: за два года власти почти не решили проблему мусоропереработчиков

Виталий Невар / Новый Калининград
Все новости по теме: Таможенные проблемы

Больше двух лет в Калининградской области пытаются решить проблему с вывозом в «большую» Россию продукции предприятий, занимающихся переработкой отходов. С 2018 года от них требуют документально подтверждать «статус» продукции либо платить НДС и таможенные пошлины. Избежать дополнительных расходов пока удалось лишь одной компании, которая долго судилась с таможней. «Новый Калининград» рассказывает, как выживают менее удачливые переработчики отходов.

«Возьмём домашнее задание»

После вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 1 января 2018 года жизнь калининградских переработчиков отходов, продающих свою продукцию в другие регионы РФ, существенно усложнилась. От предприятий потребовали доказывать, что они используют только полностью растаможенное на Россию сырьё (даже если это сырьё — мусор). В противном случае компании должны уплачивать таможенную пошлину и НДС. Но поскольку импортные товары, поступающие в область для внутреннего потребления, растаможивать не нужно, выполнить новые требования к мусору, который получается после использования таких товаров, практически невозможно.

Спустя полгода Калининградская торгово-промышленная палата предупредила: если ситуация не разрешится, стоимость товаров из вторсырья увеличится на 18-33 % в зависимости от вида отходов. В организации прогнозировали снижение рентабельности предприятий-переработчиков и, как следствие, закрытие ряда компаний.

В августе 2019 года министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании рабочей группы Госсовета по развитию малого и среднего бизнеса, проходившем в Калининграде, пообещал «решить вопрос». Глава Минфина высказал мнение, что проблема касается «не того продукта, который рассматривается в Таможенном кодексе ЕАЭС. «Ну что, себе домашнее задание возьмём. Тем более есть решение судов. Суды разбирались уже. Есть норма Таможенного кодекса ЕАЭС. Можно было бы отнестись к судебным решениям... Позицию скорректировать», — рассуждал вслух чиновник.

Первый замглавы ФТС Руслан Давыдов на том же заседании сразу заявил, что системно решить проблему можно как раз через изменение Таможенного кодекса ЕАЭС, так как именно он признаёт продукцию, произведённую из иностранных товаров, иностранной. «В 201 статье кодекса прямо написано, что товары, произведённые из иностранных товаров, считаются иностранными товарами. При ввозе на остальную территорию союза они подлежат уплате [таможенных пошлин] либо декларированию продуктов переработки, либо декларированию готового продукта. Статус товара остаётся иностранным. Чтобы корректно было, а не просто злая таможня — таможня исполняет законодательство — мы предлагаем проработать вопрос по внесению таких изменений в кодекс», — сказал тогда Давыдов.

Губернатор Антон Алиханов с подходом ФТС не согласился. Он высказал мнение, что менять Таможенный кодекс не нужно, так как пустая бутылка после потребления иностранной бутилированной воды становится мусором, а не товаром, из которого производят новый товар. Глава региона заявил, что ситуацию «специфически трактует» таможня.


«Частичное решение»

В декабре 2019 года Алиханов сообщил, что проблему пока решили частично: ситуацию облегчили для тех, кто перерабатывает отходы конкретных компаний с хорошим учётом. Но у предприятий, которые собирают, например, отсортированный мусор, сложности так и остались. По этой причине схему, предложенную Минфином и ФТС, региональные власти сочли неприемлемой, пояснил губернатор.

В последнем докладе бизнес-омбудсмена Калининградской области Светланы Нижегородовой говорится, что с конца января 2020 года таможня начала оформлять продукты переработки отходов. Однако, по сведениям КТПП, пока вывозить продукцию без уплаты НДС и пошлин получается только у фирмы «Компания АРС», получающей сырьё от «Автотора». Предприятие выпускает рамки-держатели для автомобильных номеров из упаковки машинокомплектов KIA и Hyundai. Глава компании Артур Арутюнов долгое время оспаривал в суде требование об уплате пошлин при вывозе продукции. В результате Верховный суд пришёл к выводу, что «утратившие в процессе использования свои первоначальные потребительские свойства упаковочные материалы являются отходами, полученными в результате производства на территории Калининградской области легковых автомобилей».

Но даже после окончания судебного спора ФТС отказывалась выпускать товар из региона. Сейчас ситуация, по словам руководителя предприятия, изменилась. «Таможня сдала позиции», — говорит директор «Компании АРС» Артур Арутюнов, поясняя, что статус продукции удаётся подтвердить документами, которые организация предъявляет таможне. «„Автотор“ растамаживает готовый автомобиль, поэтому и все комплектующие уже покрывает та пошлина, которую он уплачивает», — уточняет президент КТПП Феликс Лапин.

Для всех остальных переработчиков отходов трудности с вывозом сохраняются. На эту проблему указала в своём докладе по итогам 2019 года и бизнес-омбудсмен Калининградской области. «Необходимо утвердить и обеспечить реализацию порядка таможенного оформления вывоза из Калининградской области на территорию остальной России образовавшихся в регионе отходов без уплаты таможенных пошлин и без истребования дополнительной документации, подтверждающей статус таких отходов», — считает Светлана Нижегородова. По её мнению, решения судов, вынесенные по делу «Компании АРС», носят прецедентный характер. «Суды — все три инстанции — совершенно однозначно сказали нашим предпринимателям, именно компании „АРС“, что никаких дополнительных изменений в наднациональное законодательство ЕАЭС не требуется. Всё урегулировано надлежащим образом. Надо просто разрешить вывозить отходы как продукт, происходящий на территории ЕАЭС», — поясняет бизнес-омбудсмен.

«Остались единичные игроки»

Представители отрасли говорят, что по прошествии более двух лет с момента вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС урегулировать сложности на официальном уровне властям не удалось. «Ситуация стагнировала, заморозилась, и всё. Да, пишут письма. Идёт переписка. Таможня пытается нас включить полностью в растаможку, чтобы переработчики растамаживали всё», — говорит председатель регионального Союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко.

По его словам, возникшая больше двух лет назад «таможенная проблема» привела к тому, что часть компаний (это преимущественно микропредприятия) попросту перестала заниматься переработкой и переориентировалась на другие виды деятельности. Остальные предприятия попытались адаптироваться к новым реалиям. «То есть вывозят, но платят НДС, пошлины, потом НДС этот возвращают через какое-то время. Соответственно, процесс идёт. В Россию вывозить можно, экспорт у нас открыт. То есть адаптация прошла. Но вот это положение отвлекло мелкие предприятия. Остались единичные игроки, которые имеют свободный оборотный ресурс, — поясняет Лавриненко. — Многие переработчики, сборщики отходов стали ориентироваться на одного крупного, всё консолидируется у него и потом уже вывозится с оплатой пошлины и НДС за пределы региона».

В Калининградской торгово-промышленной палате подтверждают: часть переработчиков «практически прекратила» работу. «В основном это касается бытовых отходов, содержащих пластик и другие вещества, для которых по-прежнему требуется подтверждение статуса. Сегодня их не считают товаром Евразийского экономического союза — при вывозе на остальную территорию надо уплатить таможенные пошлины», — сообщают в организации.


Руководитель проекта «Зелёное дело» Олег Пауков, который из-за «таможенной проблемы» принял решение отказаться от приёма пластика, говорит, что адаптироваться к ситуации у предприятия не получилось. «Удалось приспособиться только тем способом, что мы перестали заниматься сбором тех перерабатываемых отходов, которые вывозились, потому что проблема не решена в полном объёме. Если сказать больше: года полтора, наверное, бились, решали, пытались, но понапрасну тратили силы и время», — сетует Пауков.

Святослав Лавриненко добавляет: вывозить продукцию в целом возможно, но этот процесс стал дорогим. «Плюс это ударило по микробизнесу. Не то что там развитие предприятий получилось, — просто их сейчас нагнули, и всё. Цены упали, но сейчас они стали выравниваться. Хотя в целом пока очень много неясного для нас. А когда уже месяц, два, год, полтора — уже как-то это надоедает и пытаешься найти другие пути», — констатирует Лавриненко.

«Вот он я, давайте отпускайте»

У переработчиков отходов, содержащих драгоценные металлы, ситуация ещё сложнее. Вывоз этих товаров, по сути, оказывается невозможным. Как поясняют в Калининградской торгово-промышленной палате, компании получают отказ из-за того, что до сегодняшнего дня нет утверждённого перечня документов, которые требуются для подтверждения статуса товаров. В понедельник, 13 июля, КТПП направила обращение по этому поводу губернатору Антону Алиханову (документ имеется в распоряжении «Нового Калининграда»).

Проблема усложняется ещё и тем, что в регионе не определены таможенные посты, которые уполномочены проводить операции с такими товарами. «Согласно позиции Калининградской областной таможни таможенные посты не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении лома и отходов драгоценных металлов, классифицируемых в товарной позиции 7112 ТН ВЭД ЕАЭС, вне зависимости от вида транспорта», — говорится в письме за подписью президента КТПП Феликса Лапина.

Организация предложила Алиханову направить обращения в Минфин и Федеральную таможенную службу с просьбой предоставить ответы на эти вопросы. В докладе бизнес-омбудсмена региона Светланы Нижегородовой отмечается, что соответствующие операции мог бы проводить Калининградский акцизный таможенный пост. Но вопрос о наделении его такими полномочиями остаётся нерешённым. «Для этих предприятий закрыты и экспортные отгрузки, поскольку нужна определённая компетенция таможни на контроль, и внутрироссийские», — указывает Нижегородова.

Представители отрасли, собирающие отходы с содержанием драгметаллов, считают, что проблему решать попросту не пытаются. «Решение этой проблемы никому не интересно. Мне завтра должны дать сертификат происхождения. По идее, меня лично как предпринимателя абсолютно не волнует, что у них есть на постах, чего нет. Я загружаю продукцию в грузовик, делаю все документы, отправляю электронную декларацию в таможню и еду, приезжаю на границу и говорю: вот он я, давайте меня отпускайте на другую территорию Россию. И они меня обязаны пропустить», — настаивает директор «Балтийской компании вторичных металлов» Аскар Зинатулин.


Предприниматель говорит, что получения документов, подтверждающих статус продукции, он добивался около года. «Мы думаем, как бы нам не закрыться или переделать предприятие и заниматься какими-то другими вещами. Но мне же всё равно надо избавиться от этих отходов — они ведь собраны. И вот я плачу за склады, несу убытки. Буду пытаться вывозить продукцию с боем. У меня выхода нет, мне всё равно нужно вывозить. По условиям договоров, которые заключены с предприятиями, а 99 процентов из них — это госпредприятия, я обязан собирать и отправлять отходы на аффинажные заводы. А мне палки в колёса, получается, ставит Федеральная таможенная служба. И она это делает потому, что она так решила», — считает бизнесмен.

В пресс-службе областной таможни не смогли предоставить оперативный комментарий по поводу ситуации с вывозом переработчиками продукции на основную территорию России. «Новый Калининград» направил в ведомство официальный запрос.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.