Почти два с половиной года назад в Калининграде на Октябрьском острове создали специальный административный район — один из двух российских офшоров. С ним было связано немало надежд. «Новый Калининград» рассказывает, как создавалась калининградская «налоговая гавань» и что он принесла бенефициарам и региону.
«Что происходит с компанией, когда против нее вводят санкции? Она становится абсолютно токсичной. Она не может обратиться в банк, снять деньги со счетов, юристы не оказывают [ей] юруслуги, аудиторы не выдают заключение на отчетность. Ваша компания обескровлена. Вы не можете сделать ничего», — сентябрьским вечером в пятизвездочном отеле на берегу Нижнего озера в Калининграде объясняла аудитории арбитражных юристов специалист по редомицилиации Дина Искандерова из юрфирмы Cleary Gottlieb. Редомициляция — это, по сути, переезд компании из одной страны в другую. В обычной ситуации, если человек хочет прекратить бизнес в одной стране и начать вести в другой, он просто закрывает одну компанию и открывает новую. Но если речь идет о крупном международном холдинге, попавшем под санкции, то редомициляция в родную для владельца страну оказывается очень кстати. Подобный переезд в Россию был невозможен, до того как минфин США ввел санкции против компаний близкого к Кремлю бизнесмена Олег Дерипаски и его ключевых активов. Через 4 месяца после внесения бизнесмена в санкционный список президент Владимир Путин подписал закон об офшорах, дав старт работе двух «специальных административных районов» — в Калининграде на острове Октябрьском и во Владивостоке на острове Русском. Вскоре En+ Дерипаски официально объявил о переезде в один из них. Затем выяснилось: весь список «бегущих» из-под санкций компаний «из орбиты Дерипаски» направился в Калининград.
Новый закон
Председатель облдумы Марина Оргеева и губернатор Антон Алиханов
В конце 2015 года нынешний губернатор Антон Алиханов получил свою первую должность в областном правительстве. Параллельно с ним пост главы управления ФСБ по Калининградской области занял бывший охранник Владимира Путина Евгений Зиничев. У вице-премьера Алиханова складывались натянутые отношения с его непосредственным руководителем — губернатором Николаем Цукановым. Публичную активность молодого чиновника заметно ограничивали, не разрешали общаться с прессой, но недостатка времени на встречи с многочисленными предствителями бизнеса у Алиханова не было.
Решение модернизировать закон о Калининградской особой экономической зоне принималось задолго до приезда в область нового вице-премьера. Работа по «перезагрузке» ОЭЗ в связи с формальной отменой таможенных льгот в апреле 2016 года велась с начала 2010-х. В 2013 году команда Николая Цуканова попыталась «зашить» апгрейд закона в готовящуюся госпрограмму развития региона. «Она не должна была свестись к Федеральной целевой программе. Одним из направлений должны были быть нормативно-правовые механизмы, и тогда была такая идея, что возьмем специальный административный режим Гонконга — и Калининград можно воспринять как буферную зону между двумя правовыми системами для плавного перехода», — вспоминает экс-министр экономики Анастасия Кузнецова. Однако довольно быстро стало понятно, что смелая идея без аналогов в РФ и крупных интересантов не имеет шансов пройти федеральные согласования. Поэтому госпрограмма фактически стала новым названием ФЦП и предполагала только финансирование на строительство ряда объектов в области.
Затем Цуканов попытался вынести проблему жизнеспособности калининградской ОЭЗ на рассмотрение Совбеза, объяснив такую необходимость обеспечением экономической безопасности эксклава, и попытка удалась, отмечает знакомый Цуканова. 24 марта 2015 года глава правительства Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития дать Калининградской области те же привилегии, что были у территорий опережающего развития (закон о них был подписан в декабре предыдущего года). Главным преимуществом ТОРов по сравнению с Калининградом была возможность платить соцотчисления по ставке 7,6%.
Основным профилем работы Алиханова в догубернаторский период был «новый закон» о Калининградской области, поэтому чиновник активно обсуждал его положения с местным бизнесменами. Знакомый нынешнего губернатора полагает, что в состоянии конфликта с Цукановым 29-летний вице-премьер хотел сформировать свою собственную повестку, которой занимался только он, и поэтому сконцентрировался на модернизации ключевого для региона экономического закона. Человек, хорошо знающий Цуканова, говорит, что, наоборот, работать над законом Алиханову как профильному вице-премьеру поручил непосредственно Цуканов. Назначение Алиханова на «новый закон» об ОЭЗ было скорее попыткой Цуканова очертить границы для московского гостя, где он может работать, а в какие темы ему лезть не следует, рассуждает человек, хорошо знакомый с тем, как обстояли дела в областном правительстве в период губернаторства Николая Цуканова.
Как в Люксембурге
Среди активно контактировавших с Алихановым в период подготовки «нового закона» представителей бизнеса был финансовый директор ГК «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков. В то время он как раз недавно вернулся из штаб-квартиры «Содружества» в Люксембурге, имеющем репутацию главного офшора Европы, и активно предлагал идею создания финансового центра в Калининграде. Низконалоговые юрисдикции неплохо зарабатывают на финансовых услугах и создание такого режима в Калининградской области дало бы дополнительный толчок местной экономике, рассуждал финансист. От властей требовалось резко снизить налоги на прибыль и дивиденды для определенного типа компаний, чтобы привлечь владеющие российскими активами фирмы из Кипра, Люксембурга и других низконалоговых юрисдикций в российский эксклав. Он же предлагал снизить налог на прибыль для доходов от трейдинга за пределами РФ («Содружество» активно торгует сельхозсырьем за рубежом). «Тема офшора всегда была на слуху и до Шендерюка. Ее обсуждали в первой половине 2010-х в Балтийском деловом клубе и Калининградской торгово-промышленной палате. Шендерюк ее заточил и сформулировал под цели, которые Алиханов смог понять и поддержать», — рассказывает бывший региональный чиновник.
Инициатива финдиректора «Содружества» появилась на фоне ужесточения антиофшорного законодательства. В ноябре 2014 года вслед за другими странами Россия приняла закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Он гласил, что россияне должны платить налоги с прибыли, которую получают их оффшорные фирмы (этим фирмам принадлежали реальные российские предприятия). В 2000-х такой закон можно было бы не исполнять, так как руки российских налоговиков дотягивались только до российской границы и они не могли узнать, сколько реально зарабатывает и платит налогов офшорная фирма, владеющая предприятием в России. Но в середине 2015 года РФ присоединилась к системе обмена налоговой информаций и скрыть зарубежные доходы стало практически невозможно.
Глава УК "холдинговых компаний«Александр Шендерюк-Жидков
Шендерюк-Жидков убеждал Алиханова, что нужно освободить от налогообложения или снизить до 5% налог на прибыль от «пассивной деятельности» так называемых «холдинговых компаний». Холдинговая компания — это как раз та фирма в офшоре, которая получает дивиденды (пассивный доход) от работы конкретного российского завода. Если Калининград даст такую же налоговую ставку как Кипр (5%), то российский бизнес сможет экономить на налогах в России ровно так же, как он делал это на Кипре, но вместо кипрского финансового сектора будет развиваться калининградский, рассуждал финансист. При этом доходы бюджета пострадать не должны, потому что российские владельцы офшоров и так не платят отдельные налоги благодаря соглашениям об избежании двойного налогообложения.
В результате Алиханов добавил слова о создании офшора в краткую полуторастраничную справку о «новом законе», готовившуюся для президента. Последним пунктом с припиской «требуется отдельная детальная проработка и оценка целесообразности» в справке говорилось о предложении сделать ставку по налогу на прибыль 5-7% в Калининградской области для «финансовых резидентов» области. Идея офшора не вызывала отторжения и у действующего губернатора Николая Цуканова. Особенно ему импонировала идея разместить его на острове Октябрьском — территории, сформированной под застройку в период его руководства регионом, говорит человек, обсуждавший с Цукановым эту тему.
Как именно справка о «новом законе» попала на стол к Путину — неизвестно, но в январе 2016 года он поставил на ней резолюцию: «Прошу рассмотреть и доложить согласованное мнение, касательно концепции (проекта) развития Калининградской области». Это означало, что у последнего, «факультативного» пункта есть шанс. Ответственным назначался помощник президента Андрей Белоусов, а соисполнителями главы минфина и минэкономразвития.
Документ попал к Путину не традиционным административным путем, без предварительных согласований, что разозлило отдельных федеральных чиновников. «Белоусов был очень зол. [От него звонили, говорили]: „Разве так делается?“,„Что вы себе позволяете?“, „Что это за способ?“. Потом пришлось заглаживать конфликт. Этого закона не должно было быть», — вспоминает один из людей, знакомый с процессом согласования региональной инициативы. Занести концепцию к Путину в обход согласований с профильными чиновниками мог бывший охранник президента Евгений Зиничев, короткий период в тандеме с Алихановым руководивший областью, у самого Алиханова не было ресурса, чтобы пронести документ самостоятельно, полагает собеседник «Нового Калининград». Может быть, Зиничев и отнес бумагу, но к Путину всегда берут того, кто дает пояснения, а им мог быть Алиханов, парирует знакомый нынешнего губернатора. Так или иначе — резолюция Путина на документе появилась и документ «встал на контроль».
В ходе обсуждения с Москвой «нового закона» быстро стало понятно, что его не будет. «Следует признать, что как таковой проект Федерального закона о Калининградской области сформировать не удалось», — говорилось во внутренних документах правительства на тот момент. Поэтому решили просто внести несколько поправок во много раз переписанный с 2006 года закон об ОЭЗ в Калининградской области и этим ограничиться.
Летом 2016 Цуканов написал Путину специальное письмо по поводу создания международного финансового центра на Острове, где ссылался на январское поручение. Путин расписал его на министра финансов Антона Силуанова, а соисполнителем шел глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Для судьбы офшора это было плохой новостью. Формально поручение было дано корректно, потому что офшор — это налоговый вопрос и им должен заниматься минфин, но позиция минфина по поводу внутренних российских офшоров была широко известна — он был категорически против них. Вопрос создания международного финансового центра по сути был вопросом экономического развития, но президент сделал иной акцент. В результате именно минфин на первом этапе стал «гробовщиком» идеи создания офшора в Калининграда и не дал включить соответствующий пункт в поправки к пакету поправок о калининградской ОЭЗ. Не прошло и второе «прорывное» предложение не состоявшегося «нового закона» о Калининградской области — не взимать в области НДС. В итоге при «модернизации» закона состоялись две основные новеллы — льготы по соцотчисленям как в ТОРах и электронные визы, которые дописали по аналогии с Владивостоком. Стало понятно, что офшора не будет. С этим смирился даже автор идеи его создания Александр Шендерюк-Жидков.
Человек с офшорным прошлым
Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Нынешний глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, много лет проработавший первым зампредом Правительства РФ, начинал свою юридическую карьеру в фирме «АЛМ консалтинг». Самым прибыльным направлением ее бизнеса в то время была торговля офшорами, писало издание «Ведомости».
«Тогда можно было назначать клиентам ломовые цены непонятно за что, — рассказывал „Ведомостям“ бывший сотрудник АЛМ. — Приходят к тебе люди и говорят: мы хотим офшор. Так, в 1994 г. я покупал на BVI в Лондоне офшоры за $300, а продавал за 5000 долларов, и у меня их с руками отрывали. Время было такое! Opportunities!»
Позднее, когда Шувалов стал крупным чиновником, его семья использовала офшоры для владения активами. Когда об этом стало известно, чиновник объяснил ситуацию нежеланием допустить наследования всего его состояния детьми. Они должны научиться зарабатывать сами, но подходящих механизмов для передачи наследникам лишь части состояния в российском законодательстве найти не удалось, говорил Шувалов.
В марте 2017 года первый вице-премьер Правительства РФ приехал в Калининград открывать офис Российского экспортного центра. На совещании после мероприятия в нескольких метрах от него за одним столом сидел владелец «Содружества», крупнейшего калининградского экспортера, Александр Луценко, а напротив по правую руку от губернатора теперь уже бывший вице-премьер областного правительства Александр Шендерюк-Жидков. Шувалову в Калининграде понравилось, ему устроили теплый прием, и в конце своего визита он спросил у калининградских чиновников, какие у них есть просьбы. Те попросили помочь с созданием офшора. Шувалов был не в курсе этой инициативы, но пообещал поддержать, рассказывает человек, знакомый с ходом переговоров.
Спустя полгода Игорь Шувалов неожиданно для собравшихся в зале Восточного экономического форума во Владивостоке заявил: «Есть инициатива создать не офшорную зону в таком, знаете, смысле сокрытия информации, а в таком, как это действует, например, в Соединённых Штатах Америки — в Делавэре. Создать такие же зоны, например, в Калининграде и на острове Русский [во Владивостоке] со специальным регулированием и дать возможность и российским, и иностранным инвесторам пользоваться этим инструментарием». Фактически он говорил о разрушении ключевого для минфина принципа единства налогового пространства. Невозможно в такой большой стране как Россия «всем дать одинаковые правила». Отдельные территории должны быть «более конкурентными» в финансовом смысле, чем Корея, Китай и Япония, а не Москва, говорил чиновник.
Между визитом в Калининград и выступлением во Владивостоке произошло событие, которое, вероятно, стало основной причиной создания внутренних офшоров в России. Летом 2017 года сенат США принял закон о санкциях против России, Северной Кореи и Ирана. Его суть сводилась к введению персональных санкций против окружения российского президента, в том числе крупных российских бизнесменов. Именно по этому закону Дерипаска попадет под санкции в апреле 2018 года, потеряет 7,5 млрд долларов, и компаниям из его «орбиты» потребуется срочный переезд в дружественную юрисдикцию.
Инициатива региона не была решающей в создании российских офшоров. Шувалову импонировал этот инструмент, и он давно хотел его реализовать, а Дерипаска оказался тараном, с помощью которого Шувалов смог пробить позицию минфина, рассуждает человек, хорошо знакомый с принятием решения по созданию офшоров в России. Калининградская инициатива позволила сделать офшор именно в Калининграде, без нее он бы, вероятно, появился в «Москва-Сити», считает собеседник «Нового Калининграда».
Убежище
Специальный административный район на Острове в Калининграде сложно назвать полноценным офшором, это скорее временное убежище. В САРе запрещено регистрировать новые компании: его резидентами могут стать только фирмы, созданные до 2018 года в других юрисдикциях и пожелавшие переехать в Россию. «Нельзя допустить, чтобы новые компании создавались в САРах, иначе это будет размывать российскую налоговую базу», — объяснял в одном из своих выступлений замминистра финансов россии Алексей Сазанов. Срок существования фирм, созданных за рубежом и переехавших в офшоры, также ограничен 2029 годом. «Вы можете успокоить своих акционеров и директоров: до того как они поймут, как жить в России по российскому законодательству, могут пожить по своему родному праву», — объясняет юрист Дина Искандерова. Выяснять отношения в российских судах резидентам офшора тоже не нужно. Этот вопрос отдан на откуп двум зарубежным третейским судам, говорил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов, но на тот момент споров еще не возникало.
Калининградский офшор также удобен тем, кого беспокоит рост международной прозрачности владения бизнесом, говорила на конференции в сентябре Искандерова. «Ваши акционеры могут хотеть избежать некой публичности в отношении своих персон. В Великобритании пару лет назад появилось правило person of significant control, которое при определенных условиях заставят раскрывать бенефициаров трастов. Не очень приятно. В Евросоюзе есть инициатива, когда в отношении компании будет применяться очень много требований по раскрытию их бенефициаров», — объясняла причины, которые могут побудить российских бизнесменов не под санкциями перерегистрировать фирму в Калининграде, Искандерова. Анонимность офшоров — это именно то, с чем борются международные организации, в том числе FATF, куда входит и Россия, напоминает юрист Александр Захаров.
Резиденты российских офшоров — это и не производственные компании и не их конечные владельцы, а, по сути, прослойки, через которые выводятся деньги из российских компаний их владельцам в зарубежные трасты, объяснял в сентябре на онлайн-конференции, посвященной двухлетию работы офшоров в России, Дмитрий Степанов из адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». «Что произошло? В Россию заехали несколько десятков холдинговых компаний, держателей компаний в субхолдингах. Но не заехали ключевые верхушки в этих холдингах. И если мы [изменив законодательство] допустим [в САРы] приближенные к английским трастовым фонды, то заедут держательские структуры самих собственников. Это ключевой момент, который нужно сделать в законодательстве. Если это делается, то все остальное дальше поедет», — объяснял Степанов причины невысокой популярности российских офшоров.
Помимо укрытия от санкций и анонимности офшор становится интересен по налоговым причинам. Раньше владельцы российских компаний выводили прибыль за рубеж по ставке 5%. Например, российский завод перечислял деньги в кипрский офшор, платил 5%, и владелец бизнеса за рубежом получал оставшиеся 95% дивидендов. Если же дивиденды платились напрямую иностранной компании, то налоговая ставка была 15%.
В Калининградском офшоре облагать дивиденды по ставке 5% разрешается только при выплатах публичным компаниям, то есть тем, чьи акции торгуются на бирже, и к их числу относятся «Русал» и En+, связанные с Дерипаской. Если же выплата делается в адрес непубличной компании, каких большинство, то ставка — 15%. Именно поэтому офшор на Октябрьском острове не стал популярен.
В марте 2020 года президент Владимир Путин завил о планах поднять ставку налога на дивиденды, выводимые в иностранные офшоры, до 15%. Минфин заявил, что измененные правила вступят в силу с 1 января 2021 года, но оговорился, что новые ставки не коснутся публичных компаний. Это был кнут. Несколькими месяцами позднее появился и «пряник» в виде распоряжения правительства и законопроекта минфина о введении 5%-й ставки для непубличных компаний в российских офшорах. Эта инициатива властей создавала мощный налоговый стимул для непубличных компаний переезжать из Кипра и других юрисдикций в Калининград. Так они могли избежать трехкратного роста ставки налогообложения дивидендов. После заявления Путина в калининградский САР из Голландии решила переехать структура «Содружества». В группу компаний к тому моменту успел вернуться из областного правительства автор идеи калининградского офшора Александр Шендерюк-Жидков.
Однако уже в сентябре замминистра министра финансов Алексей Сазанов заявил, что непубличные компании ставку 5% не получат, но она, вероятно, будет меньше 15%, грозящих оставшимся на Кипре. В декабре стало известно, что минфин и минэкономразвития обсуждают ставку в 10%. Это сделает калининградский офшор более привлекательным, но не так сильно, как это планировалось ранее. Многих беспокоит высокий уровень неопределенности, который создают российские власти. Еще недавно они обсуждали ставку в 5%, а теперь говорят о 10%. При этом обратно из офшора могут не выпустить, это возможно только с согласия правительства, говорит партнер Deloitte Наталья Кузнецова.
Что скрыто за вывеской
У резидентов офшора нет никаких специальных обязательств перед регионом. Формально фирма должна инвестировать 50 млн руб., но их можно потратить где угодно и почти на что угодно. В законе не прописан так называемый налоговый сабстенс — условия, которые должен соблюдать резидент, например, по минимальному числу сотрудников или закупаемым у местных компаний услугам. Нет в законодательстве и фиксированного сбора за присутствие, ранее упоминавшегося калининградскими чиновниками.
Ответственная за регистрацию в офшоре «Корпорация развития Калининградской области» заявляет, что через 35 международных компаний-резидентов и фонд «Яндекса» инвестировали в России более 50 млрд руб., но создали в Калининграде всего 70 рабочих мест, или в среднем менее двух человек на структуру. При этом есть сомнения в том, что эти люди реально присутствуют в Калининграде. «Новому Калининграду» не удалось увидеть вживую ни одного сотрудника офшорной компании. Многие из данных фирм зарегистрированы на стадионе «Калининград». Допуск в помещения посторонних лиц ограничен, и «Новому Калининграду» попасть в офисы арендуемых офшорных компаний не удалось. Как пояснила «Новому Калининграду» гендиректор стадиона Анна Мусевич, объект относится к первой категории безопасности, поэтому в нем установлен строгий пропускной режим. Количество офисов, сданных именно международным компаниям, и ориентировочное число реально посещающих их сотрудников, Мусевич назвать затруднилась. Два человека, регулярно бывающих в офисной части стадиона, сообщили, что до регистрации «Содружества» никогда не видели сотрудников в офисах международных компаний. «Там то ли три, то ли пять кабинетов. Метров по 20 каждый», — отмечает один из собеседников «Нового Калининграда».
10 «международных компаний», включая связанную с Дерипаской «Эн+ Групп», зарегистрированы в сравнительно небольшом бизнес-центре «На Острове» — ранее он носил название «Рыбная биржа». В декабре «Новый Калининград» попытался попасть в хотя бы один из офисов, средний размер которых составляет порядка 15 кв. м, но двери всех из них были заперты. В администрации офисного центра «Новому Калининграду» сообщили, что обычно люди в этих офисах бывают: порядка 7-8 человек регулярно появляются, но сейчас они переведены на удаленный режим работы из-за пандемии коронавируса, поэтому офисы пусты. «Новый Калининград» спросил у соседей офшорных компаний по офисному центру, замечали ни они какие-либо следы деятельности международных компаний, но те ничего вспомнить не смогли. Охранник объекта сказал, что каких-либо иностранцев в арендуемых под офшорные компании офисах не работает. «Один раз в неделю приходит женщина, забирает почту», — ответил он на вопрос по поводу офиса одного из самых именитых резидентов калининградского офшора.
В высказываниях губернатора Антона Алиханова насчет инфраструктуры офшора Калининград узнать довольно сложно. «Деловая инфраструктура острова Октябрьский представлена большим спектром качественных офисов разного класса, бизнес-центров и иных объектов», — зачитывал в сентябре на конференции РБК в присутствии федеральных чиновников и корпоративных юристов доклад Алиханов. На самом деле вся относительно деловая инфраструктура на Острове на данный момент состоит из стадиона, супермаркета «Виктория» и того самого небольшого бизнес-центра «на Острове» в Рыбной деревне. Один из слушателей доклада Алиханова в рамках своего выступления все же не смог не описать реальное положение дел. «Одним из переговорщиков в этом сложном процессе [переезда компании в Россию] выступают менеджеры. Часто менеджеры западные, имеющие статус как независимые директора или как менеджеры с хорошим бэкграундом. И когда ему говорят, что можно поехать на остров Русский или на остров Октябрьский и размещаться на 5 кв. м. на стадионе, он начинает очень сильно задумываться», — сказал Дмитрий Степанов из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Единственным заметным итогом работы офшора в Калининградской области стали налоговые поступления. По данным Корпорации развития Калининградской области, за весь 2019 год от резидентов офшора в областной и муниципальные бюджеты поступило 33 млн руб, а в первой половине 2020 года — 127 млн руб. По итогам года в Корпорации прогнозируют, что все резиденты платят на уровне региона в общей сложности 267 млн руб. налогов. Это ощутимый, но все-таки скромный результат, равный менее половины процента прогнозируемых собственных доходов областного бюджета. Налоговые выплаты в региональный и местный бюджеты компании «Инфамед К», производящей антисептик «Мирамистин», по данным ее представителя, в 2020 году составили 432 млн руб. Если прибавить к ней выплаты налогов с дивидендов владельцев, то сумма возрастет до 918 млн руб. — втрое больше, чем заплатили налогов в области 36 международных резидентов офшора.
Текст — Вадим Хлебников, фото — Виталий Невар / Новый Калининград
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter