Сотрудники калининградской компании, работающей под брендом KDshina, записали в «Инстаграме»* видеообращение к президенту Владимиру Путину. По их мнению, областная таможня творит в области «бандитский беспредел», незаконно блокируя ввоз в регион бывших в употреблении шин. Суды действительно неоднократно уличали таможню в нарушении закона при ввозе б/у-покрышек. Прокуратура нарушение закона пресечь не может — таможня просто отклоняет ее представления. «Новый Калининград» рассказывает, как региональные таможенники оказались выше закона и чем это грозит рядовым калининградцам.
В своем видео сотрудники компании «Блэк Рок Тайрс Рус» (KDshina) утверждают, что Калининградская областная таможня начала разворачивать их грузы летом 2020 года, из-за чего фирме пришлось сократить половину штата. Как отмечает исполняющий обязанности директора компании Денис Бута, ограничение ввоза б/у-шин совпало с ростом стоимости новых примерно на 20%. Цены на новую продукцию поднимались трижды, что ударило по кошельку клиентов, утверждает импортер. По словам Буты, бывшая в употреблении покрышка с европейского рынка стоит примерно в три раза дешевле новой, при этом по ряду качественных характеристик она оказывается лучше продукции российского производства.
В Калининградской области работают порядка десятка компаний, ввозящих б/у-шины с износом от 5 до 20%. Годовой оборот каждой колеблется в диапазоне от 10 до 50 млн руб, рассказывает Бута, также есть одно производство по восстановлению покрышек. По его словам, основными поставщиками шин являются европейские автосалоны, продающие шины, на которых отъездили «2-3 сезона максимум».
Злоупотребившая правом
Импортеры б/у-шин начали выяснять свои отношения с таможенниками еще в 2015 году. Тогда компания «Доршин-Мастер» пожаловалась на решение областной таможни, которая отказалась впускать в область 1,1 тыс. б/у-шин, классифицировав их как опасные отходы. Ввозить такую категорию грузов можно только при наличии специальной лицензии, выдаваемой Росприроднадзором. Такого документа у импортера не было, и, получив отказ, он пошел в Арбитражный суд Калининградской области. Тот встал на сторону таможни, согласившись, что использованные покрышки — это, по сути, опасные отходы. Апелляционный суд это решение отменил, кассация также сочла действия таможни незаконными, а Верховный суд рассматривать дело не стал. Таким образом, «Доршин-Мастер» окончательно выиграла судебный спор у таможни.
Позиция таможенников базировалась на решениях Евразийской экономической комиссии (орган Евразийского экономического союза, в который входит Россия), которые относили бывшие в употреблении покрышки к опасным отходам. Суды апелляционной и кассационной инстанций указали, что в данном решении есть сноска, предписывающая властям принимать решение по импорту покрышек на основании «физических и химических характеристик товара». То есть классифицировать старые покрышки как опасные отходы можно, но только если это действительно отходы, которые невозможно использовать по назначению.
Таможенники такого анализа не делали, а заключение экспертной организации «Соэкс-Балтия» просто проигнорировали. Эксперты же констатировали, что износ ввозимых шин не превышал 20% и их вполне можно продолжать использовать. К 2018 году «Доршин-Мастер» взыскал с таможни 146 тыс. рублей транспортных расходов на возврат шин в Нидерланды и повторную их доставку после выигрыша в суде.
В конце 2020 года компания завозила очередную партию покрышек (1054 штуки), но Калининградская областная таможня вновь назвала их отходами и отказалась пропускать. Как и 5 годами ранее, таможенники также не стали проводить каких-либо исследований и принимать к сведению экспертизу о возможности использования шин по назначению. «Доршин-Мастер» опять пошла в суд и опять выиграла. На это раз калининградский судья сразу констатировал, что подобные споры уже рассматривались, таможня однозначно неправа и ее действия по запрету ввоза б/у-шин в пригодном для использования состоянии являются злоупотреблением правом. Таможня знает, что у опасных отходов и б/у-шин разные коды ТН ВЭД и последние можно ввозить без какой-либо специальной лицензии. А поскольку последние годы судебная практика по этому вопросу не менялась, суду непонятно, почему таможня идет на прямое нарушение закона.

Коллеги «Доршин-Мастер» из «Блэк Рок Тайрс Рус» с ноября 2020 года подали в суд девять исков к областной таможне. Один иск уже был удовлетворен и вступил в законную силу в конце мая. Суть та же: таможня незаконно не пускала шины в область и не хотела принимать к сведению экспертизу, доказывающую их потребительскую ценность. Однако на этот раз в качестве «инструмента доказывания» предъявила «акт экспертных консультаций» центра судебной экспертизы при Минюсте РФ, который, по сути, является правовой оценкой заключения экспертизы о пригодности покрышек. То есть подобной экспертизой таможня пыталась подменить суд, который должен давать ситуации правовую оценку, говорится в решении. «Причин, обуславливающих необходимость таможенному органу дважды заказывать и оплачивать за счет бюджетных средств правовой анализ действий и квалификации эксперта „Соэкс-Балтия“ в ходе рассмотрения дела вместо экспертного исследования товара при пересечении им границы, в судебном заседании приведено не было», — резюмировал суд.
Прокуратура не может
Действия Калининградской областной таможни сочли незаконными не только суды, но и прокуратура. «Блэк Рок Тайрс Рус» пожаловалась в Генпрокуратуру, на что пришел ответ из Северо-Западной транспортной прокуратуры о том, что в 2020 году на областную таможню поступило 11 подобных жалоб. На их основании прокуроры внесли таможенникам четыре представления о прекращении нарушения закона, но все они были отклонены. Чтобы как-то повлиять на таможню, Калининградская транспортная прокуратура подала иск в Ленинградский районный суд Калининграда в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными требований таможни о предоставлении лицензии на ввоз опасных отходов при импорте пригодных для дальнейшего использования покрышек. Суд отказался рассматривать иск, так как пострадавшие компании сами могут себя представлять в суде и в данном случае прокурорское вмешательство избыточно. Калининградский областной суд согласился с районным судом, отметив, что «защита прав на будущее законом не предусмотрена».
Отказ суда рассматривать иск прокуратуры является обоснованным, считает замглавы калининградского отделения Ассоциации юристов России Алексей Елаев. «Во-первых, прокуратура несколько ограничена в правоспособности по подаче исков в защиту третьих лиц. Там должна быть объективная невозможность самостоятельной защиты ими своих прав. Во-вторых, нельзя подать иск о том, чтобы кто-то был хорошим в будущем, если это прямо не предусмотрено законом, как, например, нельзя подать иск к чиновнику о запрете брать им взятки или нарушать закон в будущем», — отмечает Елаев. Получается, что у Калининградской областной таможни есть возможность продолжать нарушать закон и выносить неправомерные решения, если у нее есть на то политическая санкция руководства. Такая санкция от Федеральной таможенной службы у областных таможенников есть. Как следует из ответа транспортной прокуратуры, руководитель ФТС одобряет действия областной таможни, и об этом в феврале 2021 года был проинформирован губернатор Антон Алиханов. Поэтому прокурорские представления отклоняются. Для бизнеса же ситуация безвыходная — разве что судиться по каждому конкретному отказу по ввозу покрышек и через несколько лет добиваться компенсаций транспортных расходов на возврат товара в Европу.
Всесоюзный спор
Упертость таможни в вопросе ввоза б/у-шин отчасти объясняется национальной позицией России по данному вопросу на уровне Евразийского экономического союза. С 2017 года российская сторона лоббирует полный запрет на ввоз на территорию таможенного союза использованных покрышек как товара (а не как опасного отхода, что можно делать при наличии лицензии). В 2019 году была предпринята попытка «продавить» решение, но Кыргызстан и Казахстан выступили против. Евразийская экономическая комиссия, чтобы соблюсти баланс позиций стран внутри союза, предложила ввести квоты на ввоз б/у-покрышек, но против квотирования выступили уже Белоруссия и Россия, следует из письма ЕЭК в Минэкономразвития (копия есть в распоряжении редакции).
Позиция России и Белоруссии соответствует мнению российских производителей шин, заинтересованных в прекращении ценовой конкуренции с импортом бэушных товаров. «Считаем, что сложившаяся в Российской Федерации правоприменительная практика может иметь негативные последствия для безопасности дорожного движения и здоровья населения страны», — говорится в письме ассоциации производителей шин, направленном в Минпромторг в 2020 году (копия есть в распоряжении редакции).
С позицией российских лоббистов согласны калининградские торговцы новыми покрышками. «Я считаю, что ввоз бэушных шин — это преступление. Потому что это грязь. Весь мир избавляется от этих шин, а у нас, наоборот, эту гадость импортируют. Это надо запрещать. Небезопасно для управления автомобилем ездить на бэушных шинах», — считает владелец сети шинных центров «Колесо» Игорь Крупицкий. Он занимается только торговлей новыми шинами.
По его словам, динамика продаж новых шин в области с сентября прошлого года ( когда у импортеров б/у-покрышек начались проблемы на таможне) является «плановой», а цены на рынке растут не из-за ухода с рынка неновых покрышек, а из-за резкого роста транспортных расходов.
Крупицкий считает не вполне корректной позицию импортеров бэушных шин, которые говорят, что завозят почти новые шины из автосалонов. «Чудес-то не бывает. Зачем на Западе потребителю выбрасывать шину, которая проходила 1-2 сезона и может проходить еще несколько сезонов?» — задается вопросом предприниматель.
Другой предприниматель, владеющий шиномонтажным бизнесом (ставит только новые шины), согласен с Крупицким. «Любая шина, которая уже хорошо поездила и стояла на другом авто, по сути своей представляет некоторую опасность. И причина этому чаще всего не износ шины, а условия ее хранения, возраст и тому подобное. Надо понимать, что даже не использованная более 5 лет новая шина уже теряет свои свойства и в той же Европе продается со скидкой 50-60%, но уже без гарантии», — отмечает собеседник «Нового Калининграда». Меры по запрету ввоза неновых шин ударят по кошельку калининградцев, но, тем не менее, будут определенным шагом к повышению безопасности вождения, считает он.
В Калининградской областной таможне от устных комментариев отказались. На информационный запрос оперативно не ответили.
Текст: Вадим Хлебников, фото — Виталий Невар / Новый Калининград.
* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2025