Насколько вписывается наша область в амбициозную стратегию развития России до 2020 года?

Все новости по теме: Калининградский анклав

Центр стратегических разработок при правительстве РФ, который нередко называют «штабом экономических реформ», совместно с Минэкономразвития впервые смоделировал будущее всей страны до 2020 года. В регионах, в большинстве из которых, как и у нас в области, давно озабочены то созданием своих стратегий, то внесением в свои разработки разного рода корректив, похоже, снова будут вынуждены вносить существенные изменения в документы. Или же, что называется, набравшись смелости, встать, протестуя, в позу. Уж слишком неожиданный взгляд на перспективы, ожидающие россиян, представлен в концепции социально-экономического развития страны.

Примечательно, что о разработках ЦСР его руководитель Михаил Дмитриев рассказывал в Калининграде в конце апреля в тот же самый день и даже в те же часы, когда вопросы развития нашего края рассматривались на заседании областного правительства, в котором участвовал и глава Минэкономразвития Герман Греф. Все внимание, естественно, было уделено Герману Оскаровичу, а не Михаилу Эгоновичу, его бывшему 1-му заму в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Дмитриев, выступая в Калининграде на консультационном семинаре широкомасштабного проекта, связанного с модернизацией послевузовского образования, говорил примерно следующее: «Смотрите, что будет с Россией на период до 2020 года. Позиционируйте свой регион. Думайте, насколько вы вписываетесь в общероссийские процессы развития. Ищите себе место!»

Итак, в какие процессы надо вписываться нашему региону с учетом того, что к 2020 году Россия, по мнению Дмитриева, вполне может войти в число развитых постиндустриальных стран? К тому времени ВВП на душу населения по паритету покупательской способности (в нынешних ценах) приблизится к уровню 20 000 долларов США на человека. Доля среднего класса – с образом жизни и стандартами потребления, привычными для представителей этой категории граждан в развитых странах, – достигнет 50% населения. Каждый второй среди экономически активного населения будет иметь высшее образование.

Все это станет возможным в России в целом и у нас в области в частности, если среднегодовые темпы экономического роста будут не ниже 7% в год. При ежегодном снижении трудоспособного населения на 1% это сделать будет крайне сложно.

Напрашивается, вроде бы, вывод – надо улучшать демографическую ситуацию. Стимулировать рождаемость. Так, например, как это делается у нас в области, где с 1 января 2007 года увеличен размер единовременного пособия при рождении ребенка - с 2 до 3,3 тысячи рублей при появлении первенца и с 5 до 7 тысяч при рождении второго и последующих детей. А сейчас, как известно, в целях улучшения демографической ситуации в регионе вот-вот будет принят законопроект, предусматривающий повышение единовременного пособия в случае рождения третьего и последующего детей уже с 7 до 10 тысяч рублей.

Региональные власти прогнозируют в нынешнем году рост рождаемости по сравнению с 2006-м на 10%. И якобы вторых, третьих и последующих детей должно год от года становиться все больше. Однако, как ни парадоксально утверждает Дмитриев, рождаемость до 2020 года станет помехой развитию страны и ее отдельных регионов. Так как она не только не будет способствовать пополнению трудоспособного населения, а, наоборот, приведет к его сокращению – молодые работники будут вынуждены отвлекаться для ухода за своими чадами, их воспитания.

При таком раскладе, получается, поддержка рождаемости может оказаться препятствием для достижения высоких темпов роста ВВП в период до 2020 года. Растет рождаемость – снижается предложение на рынке труда. И возрастает социальная нагрузка на работающее население, которое вынуждено будет финансировать расходы на нужды растущего числа пенсионеров, детей и их счастливых родителей, а также формировать часть собственной пенсии.

Дмитриев, часто выступающий в последнее время в центральной прессе, и сейчас, и в апреле, когда он выступал в Калининграде, подчеркивает, что он не против повышения рождаемости. Но ее позитивные экономические последствия проявятся не ранее 2025 года. А до этого, если всерьез добиваться цели войти в число развитых постиндустриальных стран с соответствующим уровнем жизни, нужно задействовать компенсирующие механизмы. Добиваться, в частности, снижения смертности среди трудоспособного населения. С учетом перебоев с лекарственным обеспечением, с которым сталкиваются россияне, в том числе и калининградцы, дружно костерящие Михаила Зурабова, это явно сложновато.

Лучше, конечно, вовсе не болеть. Но тогда региональным властям нужно больше внимания уделять профилактике здоровья. Ведь по целому ряду заболеваний – гепатитом «В», ВИЧ-инфекцией, туберкулезом – у нас в области ситуация хуже, чем в среднем по России.

Ниже среднероссийского, кстати, у нас и уровень рождаемости. А уровень общей смертности (18,3 на 1000 человек в 2005 году) – выше, чем в среднем по стране (15,9).

За последнее десятилетие у нас в области умерло 144 тысячи человек. А родилось – 80,8 тысячи. И численность населения осталась прежней благодаря притоку мигрантов. Наша область рассчитывает на существенное прибавление населения за счет переселения соотечественников из республик бывшего СССР. Однако судя по тому, как ни шатко, ни валко реализуется пока переселенческая программа, мигранты трудоспособного возраста и приличной профессиональной квалификации к нам толпами не стремятся.

Что же делать? Ведь так хочется жить не хуже, чем в Западной Европе! В ЦСР проанализировали ситуацию. И пришли к выводу: Россия находится на одном из последних мест в мире по способности эффективно использовать свой огромный человеческий потенциал в интересах экономического развития. «В этом плане мы отстаем даже от большинства слаборазвитых стран в мире и несравненно, невероятно отстаем от самых развитых стран, - огорчил, наверное, многих Дмитриев, выступая на днях в эфире «Радио России». – И вот если применить элементарные меры для того, чтобы увеличить вклад человеческого капитала в развитие, то одно это может позволить России повысить темпы экономического роста как минимум, на три процентных пункта ежегодно. Это даст шанс нам развиваться темпом семь процентов в год, даже при снижающейся численности трудоспособного населения».

Об этом весьма неожиданном выводе, к которому стратеги из ЦСР пришли в ходе своей работы, он в прошлом месяце говорил и в Калининграде. А возможными источниками повышения эффективности использования человеческого потенциала Михаил Эгонович назвал рост территориальной мобильности трудовых ресурсов (создание условий для привлечения гастарбайтеров в регионы, испытывающие, как и наша область, нехватку рабочей силы). А также увеличение доли занятости инвалидов (в РФ она в 3 раза ниже среднеевропейского уровня) и повышение эффективности работы чиновников и прочих бюджетников, огромное количество которых тоже тормозит развитие России. Их по мере возможности надо стараться переводить в другие секторы экономики.

Совокупный потенциал увеличения предложения на рынке труда по этим трем направлениям в период до 2020 года может составить в России примерно 8 миллионов человек (или 12% от общего числа занятых). И тогда – с учетом привлечения переселенцев-мигрантов и снижения смертности – станет реальным выдержать высокие темпы развития страны в целом и ее отдельных регионов.

Вписывается ли наша область со своими стратегами (а также с целым рядом актуальных проблем, включая сферы энергетики, транспорта, транзита) в этот сценарий социально-экономического развития России до 2020 года?

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.