Аэродаром

Все новости по теме: Авиаперевозки

В России появился первый лоукостер — авиакомпания, которая перевозит пассажиров за смешные деньги

С января 2007 года в Питер, Сочи или Тюмень слетать можно за 500 рублей. Есть условия: билеты вы заказываете за месяц или два, в салоне третьего класса ваши колени прутся в спину соседа, и питания в воздухе вам не предложат. Искушенный путешественник по этим признакам узнает лоукост-авиакомпанию, которая за счет исключения всего лишнего кардинально снижает стоимость перелета. За рубежом существует целая сеть лоукост-авиалиний, лидерами среди которых считаются SouthWest и JetBlue. Первый лоукостер с января этого года появился и в России: компания SkyExpress летает в дюжину регионов по ценам от 500 до 2500 рублей за билет. Перелет в Калининград, Мурманск или Ростов-на-Дону за такие деньги — это почти даром.

На Западе такой способ передвижения уже стал привычен для студентов и небогатых туристов. Секрет дешевизны, в общем, известен: не самые современные самолеты одной марки и модели — экономия на запчастях и ремонте. Никаких офисов продаж и касс: заказ билетов производят через интернет, оплачивают таким же образом кредитной картой. Так снижаются затраты на персонал и зарплате для него. Разумеется, вся еда и напитки — за дополнительную плату, взлеты и посадки — только в дешевых аэропортах с низкой стоимостью обслуживания.

“Дело в том, что мы не предлагаем все билеты за эту цену, — поясняет пресс-секретарь SkyExpress Виталий Коренюгин. — Это было бы просто нереально, и ни одна компания не смогла бы выжить в таких условиях”.

Дешевых билетов по 500 рублей не более 20% на весь рейс, и бронировать их приходится за несколько месяцев.

С точки зрения технологии дешевые перелеты в России мало чем отличаются от подобных в Европе или Штатах. Те же подержанные “Боинги-737” восьмидесятых или девяностых годов выпуска, купленные у западных авиакомпаний. Отечественные пилоты, уже имеющие опыт полетов на таких машинах или прошедшие переподготовку в учебных центрах компании. И не самый дорогой в Москве аэропорт “Внуково”.

“Основное наше отличие от зарубежных лоукостеров — каналы распространения билетов, — отмечает Виталий Коренюгин. — На Западе нет другого способа их оплаты, кроме как кредитной картой. У нас это возможно сделать через отделения почты России, банка ВТБ и салоны связи “Евросеть”. Это наше ноу-хау, в этом мы новаторы. И мы первые в стране ввели электронные билеты”.

В теории все просто: зайдите на сайт компании, кликните в раздел “Купи билет за 500 рублей”, пройдите пятишаговую процедуру регистрации и получите промокод. Потом отправляйтесь с ним в ближайший офис “Евросети” и оплатите заказ так же просто, как в случае с сотовым телефоном. Ехать за билетами никуда не надо: их вам пришлют по электронной почте и даже не потребуют в аэропорту — достаточно будет паспорта.

Вот так все красиво в теории. Знакомство с практикой несколько понижает градус ожиданий.

Каждый из пяти самолетов авиакомпании совершает в день по нескольку рейсов. Находится в воздухе по 18 часов в сутки: заходят на посадку, высаживают пассажиров, забирают новых и взлетают — на все это не больше часа. При таком графике накладки просто неизбежны. “Мы должны были вылететь из Мурманска 22 апреля, однако рейс задержали на 12 часов и перенесли на ночь, — рассказывает Татьяна Горина, которая впервые воспользовалась услугами дислаунтера. — В результате прилетела в Москву в понедельник утром, и сразу из аэропорта пришлось отправиться на работу”. Справедливости ради: и у других компаний бывают задержки по погодным или техническим причинам. Но у SkyExpress они случаются с каждым пятым рейсом. Впрочем, “за 500 рублей можно и подождать, даже такой сервис стоит этих денег”, — считает Татьяна Горина.

Билеты по промоцене 500 рублей невозможно вернуть или обменять. Даже переоформить их на другое имя можно только за отдельную плату. Владельцы пятисотрублевого билета могут взять с собой в салон личные вещи и сдать багаж в 20 килограммов. За все остальное придется платить отдельно. По 135 рублей за кило.

“Мы с друзьями летали в Сочи заняться маунтинбаком, и с этим возникли большие трудности, — рассказывает Виктор Борисов. — При весе велосипеда в 20 килограммов каждому из нас пришлось бы доплатить примерно две с половиной тысячи рублей. Но мы выкрутились: разобрали велосипеды на части и упаковали в чемоданы, а весь багаж взяли с собой в салон”.

По многочисленным отзывам в интернете, сайт компании постоянно зависает от наплыва посетителей. А в регионах основные проблемы возникают с оплатой, если она осуществляется через банк. Он, как правило, в одном конце страны, офис SkyExpress — в другом. Между ними — еще множество посредников, и, когда по пути деньги вдруг теряются, найти виновных непросто. Особенно учитывая, что среднее время дозвона в колл-центр авиакомпании для выяснения отношений — полчаса.

Виталий Коренюгин считает, что уже в этом году его авиакомпания перевезет более одного миллиона клиентов, в следующем — около трех, заняв к 2010 году четверть рынка авиаперевозок страны. В компании уверяют, что скоро даже студент сможет на стипендию слететь домой в отдаленную губернию. А московская семья среднего достатка — отвезти детей в Сочи на выходные. Любой россиянин получит возможность посмотреть Москву.

В общем, идея быстрых путешествий на большие расстояния за маленькие деньги уже нашла отклик в массах. Билеты в Сочи сегодня есть только на октябрь, все остальные проданы.

Сразу после того как в конце января SkyExpress совершил свой первый рейс, многие традиционные авиакомпании заявили, что билеты по 500 рублей — это не более чем кратковременная рекламная акция. “В России авиакомпании еще не могут экономить на издержках так же сильно, как в Европе, особенно в техобслуживании парка, — отметил тогда гендиректор “Ютэйр” Андрей Мартиросов. — Поэтому пока новый игрок лишь демпингует и скоро повысит цены до уровня остальных”. У такого мнения есть основания. Потому что большую часть расходов просто невозможно сократить.

В пресс-службе Министерства транспорта России “Новой” сообщили, что затраты на соблюдение мер безопасности полетов едины для всех перевозчиков, и они действительны для лоукостеров тоже. Конечно, самолет заправляется топливом в оба конца рейса, но перед каждым вылетом по правилам безопасности его нужно проверять на исправность всех систем. Делать это приходится не только в аэропорту “Внуково”, откуда вылетает SkyExpress, но и в пунктах назначения — Тюмени, Мурманске или Калининграде. За это приходится платить сторонним организациям, и немало.

Как сообщил нам источник в Министерстве транспорта России, стоимость билета на самолет почти на 60 процентов состоит из стоимости авиационного топлива. Дискаунтеры закупают его по общим для всех авиакомпаний ценам. Кроме того, очень часто дискаунтеры бывают инструментом конкурентной борьбы на рынке авиаперевозок. Их создают обычные авиакомпании, которые таким образом стараются опередить конкурентов и пораньше занять выгодную нишу на рынке. Часто они просто финансово поддерживают свои дискаунтерные подразделения. И это — один из секретов дешевизны. Да, отмечают конкуренты, дискаунтеры работают на рынке активнее, чем традиционные перевозчики, предоставляют более широкие возможности по бронированию и оплате билетов. Потому продают их намного больше. Что дает возможность продавать небольшую часть из них очень дешево, но только часть.

Но факт остается фактом: недорогие билеты есть, и спрос на них заметно превышает предложение. Люди с готовностью выкупают билеты в Сочи и Калининград на несколько месяцев вперед. А если есть спрос — кто-то еще, кроме SkyExpress, предложит услугу низкобюджетных авиаперевозок. Потребителю, в общем-то, неважно, из каких соображений авиакомпании применяют ту или иную тактику выживания в конкурентном мире. На Западе только крупных лоукост-авиакомпаний полдюжины. Значит, и в России у SkyExpress очень скоро появятся соперники. И дешевых полетов станет еще больше.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Новая газета

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.