Правильный узел для Литвы: проблемы на границе затронули и калининградских грузоперевозчиков

Правильный узел для Литвы: проблемы на границе затронули и калининградских грузоперевозчиков
Сложности с пересечением литовско-российской границы для литовских машин уже затронули и грузовые машины с российскими номерами, везущими груз из Литвы или в Литву. Пока официального подтверждения тому, что на литовском направлении заработали какие-то особые меры, нет.

То, что происходит на границе, полуофициально объясняется борьбой ФТС с мошенническими схемами, когда на территорию России под видом временного ввоза поставляются автомобили с литовскими номерами, а затем якобы по доверенности реализуются гражданам. Конкретно на нашем направлении таможня Калининградской области выясняет тенденции перевозок определенных товаров через литовско-российскую границу, и по этой причине снизилась пропускная способность КПП, увеличилось время проверок.

Капкан для местных

Генеральный директор крупнейшего калининградского грузоперевозчика ООО «ДСВ Транспорт» и глава транспортного комитета КТПП Леонид Степанюк подтвердил, что с прошлого четверга его фуры стали тщательно проверяться в пунктах пропуска на российско-литовской границе. Теперь для прохождения через границу для грузового транспорта требуются сутки вместо нескольких часов. «Досконально проверяются две категории транспорта, — пояснил он. — В первую очередь те машины, которые везут в Россию грузы, произведенные на территории Литвы. Также усиленно досматриваются машины, которые везут грузы, произведенные в других странах, но с консолидированных складов в Литве — в случае, когда в документах отмечается, что страна-отправитель — Литва». По его словам, все фуры его компании с такими грузами остановились на границе, общий объем оборота снизился на 10%, себестоимость перевозки выросла на 5–30%. И другие калининградские автоперевозчики подтверждают, что их машины стоят на границе.

Пока поводов для паники Леонид Степанюк не видит. «Если калининградский грузовладелец готов оплачивать простой на границе и другие затраты, связанные с прохождением там контроля, то для грузоперевозчика особых проблем нет, — сказал он. — Если же никто нам компенсировать расходы не будет, то калининградские перевозчики получат большие проблемы». По его словам, грузоперевозка сейчас низкорентабельная, любые дополнительные расходы могут стать критическими.

«ДСВ Транспорт» рассматривает возможность перевода своих транзитных грузов на консолидирующие склады в других странах, например, в Латвии и Польше, отметил Леонид Степанюк. «У других перевозчиков таких возможностей нет, — предупреждает он. — Им будет сложнее решить эту проблему».

lietuva_1.jpgВсе только начинается

Литовские эксперты считают, что проблемы с прохождением границы — только начало традиционного давления России на Литву, пишет Delfi.lt.

Политолог, преподаватель Института международных отношений и политических наук Нериюс Малюкявичюс сказал, что это традиционные меры давления, которые применяет Россия, однако это — еще не кульминация, ее стоит ждать в ноябре, когда в Вильнюсе будет проходить встреча Восточного партнерства. «Сейчас почти все страны, которые должны сесть за общий стол в Вильнюсе, по очереди сталкиваются с санкциями России», — сказал он.

Экономист Жигимантас Маурицас также прогнозирует, что литовскому бизнесу еще придется потерпеть. Он не исключает, что Россия может достать энергетическую карту, однако не стоит ждать сильного ограничения поставок газа, может быть повышена цена.

Интересно отметить, что сегодня в правительство Литвы поступили письменные предложения от «Газпрома» об условиях цены на газ, сообщает ИА Regnum. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер и премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс по итогам своих переговоров 6 сентября упомянули, что газ для Литвы по окончанию переговоров будет дешевле.

При этом глава Министерства иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс сказал журналистам, что не располагает достаточным количеством информации о действиях России в отношении экспортируемых товаров. На вопрос, может ли это быть политическим давлением на Литву, он ответил, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть такую возможность. Но для решения проблем с Россией задействованы ведомства ЕС, подчеркнул он. «Уже есть проблемы у порта, терминалов, складов, — отметил он. — Все очень осложняет ситуацию, это недопустимо. Мы эти каналы действительно подключили. Нас понимают. Если говорить конкретно — это и письмо комиссара главе таможни. <…> Эксперты торгового электората также поднимают эти вопросы с российскими коллегами. Да, мы не одни. Это хорошая весть. Но плохая — ситуация не меняется. Конечно, мы этого не потерпим», — сказал Линкявичюс.

В принципе, кое-что может служить подтверждением выводов литовских экспертов. Сегодня стало известно, что Роспотребнадзор планирует провести целевые проверки литовской продукции на отечественном молочном рынке, сообщает ИТАР-ТАСС. Это вызвано тем, что «участились случаи положительных находок из отобранных образцов, как по показателям безопасности, так и качества литовской молочной продукции», пояснил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

abramov_6.jpgКалининградский политолог Владимир Абрамов согласен с литовскими коллегами. «Конечно, таможенники никогда не признаются, что они давят. Но ведь можно в рамках закона досматривать машину 10 минут, а можно час. Кроме того, как желание создать неприятности Литве, в этих проверках, наверное, ничего больше нет. И я думаю, что ситуация, которая сложилась на границе, связана с предстоящим саммитом ЕС и стран Восточного партнёрства в Вильнюсе, а также председательством Литвы в ЕС», — сказал он.

Абрамов напомнил и о конспирологической версии: «Президенту Литвы Дале Грибаускайте, которая занимает весьма жёсткую позицию поотношению кРоссии, через полтора года переизбираться. Может быть, мырешили ейпомочь, поскольку укрепляем позиции тех, кто играет настарых обидах. Нуи, как всегда, калининградцы оказываются вэтой ситуации крайними. Если мыбудем злить Литву, тоееответ скажется именно нажителях нашей области. Как говорится, „начужом пиру похмелье“». Политолог уверен, что такие действия России ни к чему хорошему не приведут, так как политика Литвы уже жёстко и давно обозначена, как лояльная к НАТО и ЕС. «У России с Литвой холодные отношения, чего уж скрывать, — пояснил он. — Но такими мерами их лучше не сделаешь, и они даже на руку тем, кто обвиняет Россию в имперской политике. Это эмоциональный выплеск, а в политике эмоций быть не должно».

С умом и без провокаций

Калининградская торгово-промышленная палата считает, что заторы на границе плохо скажутся на состоянии калининградской экономики. Поэтому она уже готовит обращение на имя замполпреда президента в СЗФО Станислава Воскресенского, губернатора Николая Цуканова и начальника Калининградской областной таможни Александра Кочнова.

Как отметила вице-премьер облправительства Елена Волова, губернатор ведет переговоры на федеральном уровне. «Пока новой информации у нас нет, — сказала она. — Но мы занимаемся этой проблемой».

Областная Дума никаких активных действий в ближайшее время предпринимать не собирается. Как пояснил председатель постоянного комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку, член постоянного комитета по бюджету, налогам и финансам Облдумы Александр Мусевич, сейчас пока нет достаточной информации о происходящем, поэтому принимать какие-то решения пока рано. «Сначала нужно осмыслить происходящее, посмотреть на ситуацию, — пояснил он. — И только после этого можно предпринимать какие-то шаги. В нашем положении нужно быть очень осторожными, наши действия должны быть максимально эффективными. Нельзя идти на поводу провокаций».

Текст — Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.