Возможно ли навести порядок в самой западной Особой экономической зоне?

Все новости по теме: ОЭЗ
На прошлой неделе губернатор Калининградской области Георгий Боос встретился с первыми переселенцами, приехавшими в анклав в рамках госпрограммы возвращения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Торжественное мероприятие показали по всем телеканалам, заодно сопроводив репортажи сюжетами с ведущих предприятий региона. Казалось бы, в регионе, который годами сотрясали финансовые и налоговые скандалы, жизнь наконец-то налаживается. В самом деле: принят новый закон об Особой экономической зоне, который существенно урезал былую вольницу «черной экономической дыры», утверждена перспективная программа социально- экономического развития области. Почти два года анклав живет с новым энергичным губернатором, при котором в субъекте стартовали приоритетные нацпроекты. И вот, наконец, в регион потянулись добровольные переселенцы, которые сократят дефицит рабочих рук, столь необходимых для подъема местной экономики. Начавшийся процесс имеет и политический подтекст: раз люди в качестве места жительства выбирают Калининградскую область, значит, верят в то, что этот регион на верном пути, а его сравнение с «черной дырой» осталось в прошлом.



Однако на поверку выясняется, что расстаться с черной тенью янтарному краю не так-то просто. Скелеты из прошлого то и дело гремят в калининградских шкафах. Международное агентство Fitch, оценивающее состояние экономики российских регионов, хоть и отозвало у Калининградской области преддефолтный рейтинг, но при этом воздержалось от присвоения анклаву какой бы то ни было рейтинговой позиции. То и дело оборачивается все новыми конфузами давний скандал с многомиллионным кредитом, по которому регион не рассчитался с «Дрезднер банком». В общем, как ни затыкай «черную дыру», а проблемы не отступают. По данным члена комитета Госдумы РФ по промышленности и транспорту Александра Хинштейна, недавно приведенным им в газете «Московский комсомолец» со ссылкой на отчет аудиторов Счетной палаты, за десять лет существования самой западной Особой экономической зоны «в калининградской дыре растворилось больше трех миллиардов долларов бюджетных денег». Как выяснил депутат, местные производители получили льгот более чем на 120 миллиардов рублей: эти средства должны были вернуться в экономику региона в виде инвестиций, но бесследно рассосались в пространстве. В итоге прирост валового регионального продукта оказался в три раза меньше предоставленных преференций. В числе тех, кто злоупотреблял льготами Особой экономической зоны, назывались калининградские мясники, сборщики телевизоров и автосборщики. По условиям ОЭЗ, освобождение от пошлин и другие поблажки полагались производителям, занятым глубокой переработкой товаров. Однако на деле бизнесмены - льготники зачастую ограничивались простейшими упаковочными операциями с уже готовой импортной продукцией. Например, коммерсанты – мясники, беспошлинно ввозя на территорию анклава импортную курятину, всего лишь разрубали тушки на части и посыпали перцем: этого было достаточно, чтобы в разы завышать добавленную стоимость товара и получать сверхприбыли. Похожим образом действуют и на калининградском автосборочном предприятии «Автотор», созданном в 1996 году. Как отметил в своем интервью газете «Финансовые Известия» губернатор Калининградской области Георгий Боос: -За семь лет, что происходит сборка БМВ в нашем регионе, в этом автомобиле появилась только одна российская деталь. Если скажу какая, то услышу гомерический гогот. Сумочка для инструментов! Для меня это было настолько дико, что сначала я даже не понял, что это правда…



Не секрет, что при создании предприятия «Автотор» рисовались перспективы российского Детройта с грандиозным экономическим прорывом, появлением новых заводов по производству комплектующих, выпуском грузовиков и автобусов. Ничего этого нет. На «Автоторе» автомобили по-прежнему собирают из импортных комплектующих выполняя ряд несложных операций.



За последние несколько лет к калининградскому «Автотору» накопилось немало серьезных претензий у правоохранительных и контролирующих органов. Так за период с 2000 по 2004 год в отношении предприятия было возбуждено несколько уголовных дел, в частности по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). Налоговые полицейские подозревали предпринимателей в том, что вместо сборки автомобилей из импортных машинокомплектов они ввозили готовые машины без бамперов и колес, а затем продавали как собранные на своем конвейере. И это при том, что таможенные и налоговые льготы предоставлялись «Автотору» за промсборку автомобилей на территории анклава.



Однако с тех пор прошло несколько лет, а о результатах расследования ничего не слышно. Возможно, конечно, что трудную эстафету наведения порядка с резидентами калининградской ОЭЗ примет только что созданный Следственный комитет под руководством Александра Бастрыкина. Тем более, что беспокойство по поводу нарушений, связанных с предоставлением налоговых и таможенных льгот, не так давно высказал и первый вице-премьер Сергей Иванов. Выступая на февральском Госсовете в Волгограде, Иванов высказал такое предостережение: «Я бы аккуратно подходил к Особым экономическим зонам. Мы можем вернуться в приснопамятные времена, когда были закрытые города. Там тоже были льготы, это была «черная дыра». Да и губернатор Георгий Боос еще полтора года назад заявил о необходимости лишить необоснованных льгот ряд предприятий калининградской ОЭЗ, включая и «Автотор». - Несмотря на предоставление таких льгот, реально не происходит исполнения обязательств по развитию инфраструктуры как всего региона, так и самих этих компаний, - подчеркнул тогда губернатор.



По словам губернатора Калининградской области Георгия Бооса: «Калининградская область не должна быть оффшорной дырой, нам эта слава не нужна, она оттолкнет от нас серьезных инвесторов…». Глава региона высказал готовность «отказаться от таких сомнительных схем, как предоставление инвестиционных кредитов, бесплатной раздачи земли и других преференций, которые не только не выгодны области, но и порождают коррупцию».



По оценке экспертов, в Калининградскую область до сих пор так и не пришел ни один крупный иностранный инвестор. Федеральные и местные власти возлагали большие надежды на обновленный закон о калининградской Особой экономической зоне, вступивший в силу в прошлогоднем январе. Как отмечено в «Российской газете», документ, направленный на стимулирование региональной экономики, имел целью добиться, чтобы «таможенная дыра», обогатившая самого рода недобросовестных предпринимателей, ушла в прошлое». Из перечня сборочных операций, позволяющих местным бизнесменам получать льготы, исключены несколько простейших манипуляций, в числе которых – изготовление сахарных сиропов, склейка ковров и разделка мяса. Под новые правила, установленные федеральным законом подпадало и калининградское предприятие «Автотор», которому было предложено начать работать в соответствии с новым законом и перейти на производство полного цикла. Однако проект соответствующего правительственного постановления к моменту выхода в свет в конце минувшего мая сильно видоизменился. По сути, автосборочному предприятию после всех расследований каким-то неимоверным образом удалось оставить для себя возможность пользоваться прежними льготами, прикручивая сумочки для инструментов к багажникам беспошлинно ввезенных иномарок. Похоже, Калининград все-таки еще недалеко ушел от Чернодырска…
Источник: Regions.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.