У океанического рыболовства в Калининградской области есть хорошие перспективы, считает директор АтлантНИРО Константин КУХОРЕНКО. О том, как добиться успеха на «морской ниве», он рассказал в беседе с обозревателем «Калининградской правды» Ириной Климович.
- Константин Гаврилович, уже с первых послевоенных лет рыбодобывающая отрасль стала одной из ведущих в регионе. В 60-е у флота были хорошие рыболовецкие траулеры, которые уходили в дальние рейсы. Их обслуживали крупнотоннажные транспортные рефрижераторы и плавбазы. Что происходит сейчас?
- Калининградцы ведут промысел в ближних районах Северо-Восточной Атлантики и у берегов Северо-Западной Африки. Но возможности сырьевой базы там ограничены. Ежегодный вылов составляет около 300 тысяч тонн. Это примерно третья часть того, что добывалось в 80-е годы. К сожалению, и этот объем может сократиться из-за гидроклиматических изменений, которые ведут к уменьшению запасов рыбы.
- Есть шанс восстановить утраченные позиции?
- Для этого необходимо отправлять суда в удалённые районы промысла. Работы, проведённые АтлантНИРО в 90-е годы и в начале нового века, свидетельствуют о наличии сырьевой базы в Южной Атлантике и в восточной части Тихого океана. Тралово-акустическая съемка показала, что там сейчас биомасса рыбы в полтора раза больше, чем была в 80-е. Между тем советский флот добывал тогда в этих местах ежегодно более миллиона тонн морепродуктов. Возросли запасы криля в антарктической части Атлантики, океанических кальмаров в Юго-Западной Атлантике и восточной части Тихого океана.
Убежден, что если мы продолжим научно-поисковые работы в океане, то непременно выявим дополнительные биоресурсы, которые могли появиться в прежде неперспективных для лова местах из-за изменения климата.
- Но есть ли сейчас у нас суда, подходящие для дальних рейсов?
- Практически все они устаревших конструкций и не смогут эффективно работать в удалённых районах океана. Пока наши конструкторские бюро и заводы пребывали в «постперестроечном застое», в передовых зарубежных странах было создано новое поколение рыболовных судов, которые как минимум на порядок превосходят по своим характеристикам российские аналоги.
- Как же выйти из столь неблагоприятной ситуации?
- На мой взгляд, есть три сценария развития океанического рыболовства. Первый - модернизация энергетических силовых систем и рыбообрабатывающих цехов на морально устаревших судах, которые ещё можно эксплуатировать в промысловом режиме в ближайшие десять лет. Это позволит несколько стабилизировать общий вылов. Однако примерно к 2015-2020 годам флот останется без кораблей, и добыча рыбы в океане полностью прекратится. В таких условиях восстановление отечественного океанического рыболовства – чрезвычайно сложная задача, и, по сути, решить её при существующей жёсткой конкуренции за рыбные ресурсы невозможно.
Второй сценарий предусматривает строительство новых судов на базе уже имеющихся российских проектов с некоторой их модернизацией.
Однако и в этом случае ожидать хороших результатов не приходится, поскольку тактико-технические характеристики не позволяют эксплуатировать суда в удалённых районах, где имеется дополнительная сырьевая база. Создание же на российских верфях кораблей нового поколения займёт много времени. За это время Россия потеряет право промысла в дальних районах, и наращивание объемов вылова станет невозможным.
По третьему сценарию следует заняться модернизацией действующего флота и закупить за рубежом небольшое количество современных судов для активизации промысла в дальних районах, а параллельно активизировать работу российских судостроителей. Не следует также исключать возможность закупки зарубежных проектов, создания совместных предприятий, изготовления корпусов судов в России, а доводки их за рубежом. На мой взгляд, именно этот путь может привести отрасль к успешному развитию.
Заняться решением этих вопросов могла бы государственная акционерная компания. Пример ее работы по расширению географии промысла был бы полезен и другим российским предприятиям.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter