Предприниматели недовольны СМИ и властью, но учиться взаимодействовать с ними не хотят

На «круглом столе», организованном региональным министерством промышленности совместно с инициаторами комплексной программы содействия экономическому развитию Калининградской и Псковской областей (МИД Дании), тема была заявлена достаточно актуальная. О сотрудничестве властей, СМИ и поставщиков услуг по развитию бизнеса в определенных кругах говорят много, но довольно сумбурно и непоследовательно.

Напомню, что датская программа, первый этап реализации которой уже начался в двух регионах Северо-Запада России, нацелена в первую очередь на всестороннюю поддержку малого бизнеса. Предусматривается консультационная поддержка начинающих предпринимателей, профессиональное обучение рабочих по профильным специальностям – в мебельном производстве и обработке янтаря, другие формы сотрудничества. Существенную роль в развитии малого бизнеса, а значит, и в становлении в России так называемого среднего класса, должен сыграть и положительный заряд общего информационного пространства.

В Дании, в сфере развития малого предпринимательства, накоплен богатейший опыт. Институты, принимающие участие в программе, работают уже по сотне лет! Мы в этом плане перед ними - младенцы. Однако каких-либо четких рекомендаций, конкретных предложений по совершенствованию схемы взаимодействия заинтересованных сторон и развитию МП, наверное, дать невозможно. Каждая страна, каждый регион проходят этот путь по-особому. И Калининград, несмотря на близость Запада и упорное навязывание сентенций об «особом европейском регионе», не исключение. Мы, как ни крути, все же Россия…

Разговор за «круглым столом», состоявшийся в минувшую пятницу, порой носил

острый характер. О каком обучении и консультировании предпринимателей может идти речь, если они сплошь и рядом экономически безграмотны? Если ничего, кроме сиюминутной выгоды и решения текущих частных вопросов, их не интересует? Если они «замотаны и затюканы» теми самыми местными властями, которые, по идее, должны создавать им условия и «режим наилучшего благоприятствования»? Такие риторические вопросы звучали со стороны представителей консалтинговых фирм, стремящихся, понятно, расширить рынок своих услуг и охватить как можно больший процент субъектов малого предпринимательства. Резюме прозвучавших обид: мы им не нужны.

К СМИ – свои претензии. Как отмечали руководители местных отделений фонда поддержки малого предпринимательства, основной поток информации – отрицательный. Газеты сообщают о проверках инспектирующих служб, о штрафах, выписанных предпринимателям. А где аналитические материалы, корреспонденции, «пропагандирующие положительный опыт»? По мнению участников, в средствах массовой информации формируется образ предпринимателя как хапуги и обманщика, как стяжателя и недалекого человека.

- У нас в городе много трудоспособных грамотных людей, военных пенсионеров, которые могли бы начать собственное дело, - говорили представители Балтийска. – Но их буквально пугает тот негативный образ, который формируется в том числе и посредством публикаций в СМИ. Если читать нашу местную газету, то бизнесмен-предприниматель – это ярый нарушитель порядка в городе, не любящий природу, наплевательски относящийся к экологии и вообще – очень плохой во всех отношениях человек. Но разве предприниматели и дети их в этом городе не живут?

Правда, если посмотреть на проблему непредвзято, то ведь и сами субъекты малого предпринимательства с избытком дают повод для критики. Где большинство нарушений санитарных, противопожарных и экологических правил и норм? На каких предприятиях чаще всего фиксируются вопиющие факты обвеса и обсчета покупателей, продажи несертифицированной и просроченной продукции? Или, скажем, незаконное привлечение рабочих-мигрантов? Увы, во всех этих случаях именно малое предпринимательство занимает лидирующие позиции.

Такому положению есть объективные предпосылки. Из почти одиннадцати тысяч субъектов МП в области более 60 процентов заняты в торговле и сфере услуг, лишь 13 процентов занимаются производством, и только мизерное количество - 0,14% - перспективной инновационной деятельностью. А претензий к торговле и «бытовке», по определению, всегда больше, чем к производству и науке.

В целом проблемы малого бизнеса на «круглом столе» обрисовали понятно и выпукло. Организованные в муниципалитетах союзы предпринимателей безуспешно борются с властями, не находя взаимопонимания, поддержки СМИ не чувствуют, а учиться жить в цивилизованном «рыночном» мире не хотят. Поможет ли этому датская программа?
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.