Минск всё ещё ищет выход к морю

Госсекретарь Союзного государства Белоруссии и России Павел Бородин на днях заявил, что сейчас рассматриваются три проекта строительства белорусского порта. И все три – на территории Ленинградской области. Означает ли это, что идея создания такого порта на калининградском морском побережье канула в Лету?

О планах Республики Беларусь получить самостоятельный выход к морю с помощью Калининградской области говорится давно. В конце 90-х с тогдашним губернатором Леонидом Горбенко их обсуждал президент Александр Лукашенко, приезжавший в наш край с визитом. Затем эта тема не раз затрагивалась при губернаторе Владимире Егорове. Так, в 2003-м он, находясь в Минске, высказался в том духе, что такой глубоководный порт мог бы стать союзным.

Намеченные договоренности, в том числе и предусматривающие использование калининградских портовых мощностей для транспортировки белорусских грузов, прописывали в различных документах, программах сотрудничества. Немногим более двух лет назад, 12 июня 2005-го, переговоры вышли на максимально высокий уровень. В тот день о строительстве белорусского порта в Калининградской области и транспортировке калийных удобрений, как сообщали все ведущие СМИ двух стран, договорились президенты – Владимир Путин и Александр Лукашенко.

С тех пор сторонников этой идеи становилось все меньше и меньше. Попытки направить в наш край пробную партию белорусских калийных удобрений проваливались. Отчасти из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки, установленные Литвой. Назывались и другие причины – для эффективного транзита, например, удобрений в Калининграде нужно увеличить мощности порта, углубить и расширить фарватер морского канала. Было подсчитано, что строительство портового терминала для белорусских грузов в районе Балтийска (с предполагаемым объемом перевалки в 12 млн тонн) потребует инвестиций в объеме более 8 млрд российских рублей. Половина этой суммы – белорусские инвестиции. При этом нерешенным оставался вопрос права собственности на землю, где Минск мог бы получить самостоятельный выход к морю.

А в последнее время российская сторона, похоже, вовсе охладела к проекту. Тот же Бородин, комментируя перспективы строительства порта в нашей области, сказал, что Белоруссии незачем кормить доходами от транзита своих грузов Литву и Латвию. Целесообразнее пристроить белорусский порт к Усть-Луге, где есть необходимая инфраструктура. И такой проект, по его словам, уже обсуждался с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым.

Что касается давних планов, связанных с нашей областью, то, как отметил руководитель отделения посольства Белоруссии в Калининграде Владимир Заломай, с декабря этот вопрос пребывает в подвешенном состоянии. Сразу две комиссии парламентского собрания Союзного государства пытались его решить. Увы, безуспешно.

Тем не менее окончательно идея создания белорусского порта в нашей области, несмотря на заявления Бородина, не отброшена. Через неделю в Калининград из Минска приедет группа специалистов, которые будут готовить визит в наш край премьер-министра Сергея Сидорского. Не исключено, что идею удастся «реанимировать».
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.