Разговоры о строительстве в области нефтеперерабатывающего предприятия давно заглохли

Росстат выдал очередную сводку о стоимости нефтепродуктов по стране. Опять мы, Калининградская область, в первых строчках. Обгоняем Москву, лидируем на Северо-Западе. Почему?

Относительно высокий уровень цены бензина и дизптоплива у нас обычно объясняют тремя причинами. Первая: собственной нефетепереработки нет, и топливо приходится завозить из далекой от нас России через три границы. Вторая причина – чрезмерная, по сравнению с другими регионами, насыщенность автопарка. В области каждая третья семья владеет «железным конем» (правда, чаще стареньким и немощным). Наконец, третий аспект, выводящий регион на вершину малопривлекательного рейтинга, - окружение стран Евросоюза, в которых цена на бензин еще круче. Понятно, рынок реагирует соответственно.

Начнем, как говорится, с начала. В девяностые годы шли бурные дискуссии по поводу строительства в области нефтеперерабатывающего завода. Были отдельные энтузиасты, в том числе на весьма высоких государственных постах, которые подогревали эту тему. Те люди ушли – свернулось и обсуждение, но проблема - осталась.

Сейчас много говорится об энергетической безопасности региона. Тревогу вызывает грядущий «электроголод», который с закрытием Игналинской АЭС в Литве грозит нашей области. Поставки газа в обход границ планируются прямо по дну Балтики, и региональные власти, заинтересованные ведомства кровно бьются за газовый кран, который откроет путь к завершению строительства второй очереди ТЭЦ-2 и, соответственно, к энергетической независимости анклавного региона.

Однако за газовыми проблемами как-то упущен вопрос обеспечения области собственным топливом – нефтепродуктами. Ну разве не парадокс, что в нашем регионе, где добывается углеводородное сырье, нет даже малюсенького перерабатывающего предприятия? В нефтедобывающих провинциях той же Тюмени, к слову, примитивные мини-заводы понатыканы чуть не в каждой автобазе. Нам, в центре Европы, конечно, не к лицу заниматься околокриминальной самодеятельностью, но почему бы не обзавестись современным, экологически чистым, экономически эффективным предприятием средней мощности? Таким, чтобы обеспечивать хотя бы внутреннее потребление.

Пока же все идет по накатанной. Автомобилей на улицах Калининграда становится все больше. Улицы - забиты, дворы - заставлены. В час пик практически все центральные магистрали представляют собой сплошное месиво гудящих и урчащих машин.

По той же статистике, 30 процентов автолюбителей не откажутся от использования машин независимо от того, сколько придется платить за заправку. А еще год назад, например, 18 процентов опрошенных заявляли, что пересядут на общественный транспорт, если стоимость литра бензина превысит двадцать рублей. У нас – давно превысила, но явно никто никуда не «пересел».

Казалось, отмена таможенных льгот для калининградцев снизит объемы поступления иномарок из-за рубежа, выравняет статистику автомобилеемкости на душу населения с другими российскими территориями, но этого не происходит. Во-первых, растет благосостояние всех россиян, от Камчатки до Калининграда, а значит, они больше покупают машин, в том числе и новых. С другой стороны, льготная растаможка в последнее время увеличивала доходы лишь перекупщиков, а до конечного потребителя автомобиль приходил по цене фактически среднероссийской.

Еще в 2004 году цена на бензин в РФ сравнялась с ценой на бензин в США, и теперь уже – значительно ее опережает. До европейских расценок мы пока «не дотянули», чем и вызвана контрабандная перекачка нефтепродуктов в соседние Польшу и Литву. Однако можно не сомневаться, что рано или поздно цены также сблизятся, с естественными рыночными колебаниями, и третья причина нашего сомнительного лидерства, о чем говорилось выше, сама собой отпадет.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.